СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
"НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ"
Участник: Мамков Андрей, ученик 11д класса филиала ГКОУ МО ВСОШ № 18 (г. Мурманск)
Руководитель: Жаренов Александр Владимирович, учитель русского языка и литературы филиала ГКОУ МО ВСОШ № 18 (г. Мурманск)
Знаки препинания служат нотами при чтении
А.П. Чехов
Пунктуационный анекдот
Когда знак пропущен или поставлен неправильно, это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: «Поставьте статую, золотую пику держащую». Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.
Проблемный вопрос: все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
ЭТАПЫ ПРОЕКТА |
ДЕЙСТВИЯ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ИСТОЧНИКИ |
1. Вхождение в тему |
Познакомиться с историей появления знаков препинания и составить конспект |
Конспект "История появления знаков препинания"
|
1. Светлова Н.А. Занимательная лингвистика [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
2. Л. Фёдорова Точка, точка, запятая (Из истории пунктуации) // Интернет-журнал «Филолог», № 10, 2010 [электронный ресурс] Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180
3. Н.С. Валгина Актуальные проблемы современной русской пунктуации (глава "Из истории пунктуации") [электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/n4bVRz
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания |
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания. Составить конспект. |
Презентация "Функции знаков препинания"
|
1. Граник Г.Г. Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. - М.: Просвещение, 1986
2. Баранов М.Т, Костяева Т.А, Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 2011
|
3. Систематизация знаний о знаках перпинания |
Составить опорную таблицу "Функции знаков препинания",используя примеры из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" |
Интерактивная ментальная карта "Функции знаков препинания"
При создании ментальной карты использовался сервис bubbl.us
|
И.С. Тургенев Отцы и дети [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/96/index.html
Инструкция по работе с сервисом bubbl.us: текстовая интрукция, видеоинструкция
|
4. Практическая часть |
Написать сочинение-рассуждение по понравившемуся высказыванию |
Сочинение-рассуждение по высказыванию Н.С. Валгиной: «Двоеточие – сигнал разъяснения» и тексту № 10 (по В.П. Астафьеву)
Знаки препинания в русском языке – это своеобразная система символов. Каждый из знаков существует на письме не просто так, а что-либо обозначает. Рассмотрим, зачем необходимо ставить на письме двоеточие и какие функции выполняет этот знак.
Лингвист Н.С. Валгина пишет, что «двоеточие – это сигнал разъяснения». С этим высказыванием Н.С. Валгиной нельзя не согласиться. Действительно, одна из функций двоеточия – это ответ на вопрос, то есть после поставленного двоеточия всегда содержится объяснение стоящего перед ним части высказывания. Как это реализуется в тексте В.П. Астафьева? Для этого можно взять в качестве примера предложения № 5 (Мир вечно разделён на два полюса (какие?): жизнь и смерть), № 9 (Но и тут ей не понравилось (что?): жалко было попрошаек медведей, зады у которых были вытерты и голы оттого, что они часто на потеxy людям усаживались и «служили» за конфетку, за кусок булки) и № 14 (Лина догадалась (о чем?): она попала в ограду Планетария). В каждом из указанных предложений мы видим, что автор разъясняет предыдущую часть высказывания; вторая часть сложного предложения с разными видами связи указывает на причину того, о чем сообщалось в первой части.
Но ведь одной поясняющей функцией двоеточие не ограничивается. Знак тире ведь тоже можно использовать подобным образом. Но в отличие от тире двоеточие обладает меньшей эмоциональностью, оно вносит в предложение элемент упорядоченности и логичности развития мысли. Да и читать предложение с таким знаком нужно с особой интонацией: с паузой и понижением тона голоса перед второй частью высказывания.
|
|
5. Информационная пропаганда |
Выпустить информационную газету |
Ссылка на газету: https://padlet.com/mamkov_am/ptmfkurbjucd
Скриншот газеты:
|
|
6. Рефлексия |
Ответить на вопросы анкеты
|
Как я участвовал в сетевом исследовательском проекте
Я доволен тем, что смог принять участие в этом сетевом исследовательском проекте. Во-первых, проект сам по себе необычен. Нужно было представит в необычной форме все те знания, которые я приобретал по ходу участия в проекте. А именно это то, что нужно было составить интерактивную газету. Лично мне составлять ее было интересно. Также необычным было то, что свои теоретические наработки по функциям знаков препинания я смог представить в новой для себя интерактивной программе. Здесь хочется сказать спасибо прежде всего моему учителю. Во-вторых, во время проекта я почерпнул для себя новые знания по пунктуации, что тоже немаловажно. Поэтому все те, кто не принял участие в этом проекте или преодолел все этапы не до конца, я могу сказать одно, что эти ученики многое потеряли. А я, наоборот, участвуя в этом проекте, многое для себя приобрел.
|
|
|
На: СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или
МОЛОДЦЫ!
На: СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или
Елена Юрьевна, спасибо за организацию и проведение интересного и нужного проекта! Новых идей Вам и вашей команде!