СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
"НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ"
Участник: Мирзалиев Акшин, ученик 11г класса филиала ГКОУ МО ВСОШ № 18 (г. Мурманск)
Руководитель: Жаренов Александр Владимирович, учитель русского языка и литературы
Проблемный вопрос: все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
ЭТАПЫ ПРОЕКТА |
ДЕЙСТВИЯ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ИСТОЧНИКИ |
1. Вхождение в тему |
Познакомиться с историей появления знаков препинания и составить конспект |
Конспект "История появления знаков препинания" |
1. Светлова Н.А. Занимательная лингвистика [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
2. Л. Фёдорова Точка, точка, запятая (Из истории пунктуации) // Интернет-журнал «Филолог», № 10, 2010 [электронный ресурс] Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180
3. Э. Пасько Роман со знаками препинания. - Мурманск: Мурманское книжное издательство, 2010
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания |
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания. Составить конспект. |
Презентация "Функции знаков препинания"
|
1. Граник Г.Г. Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. - М.: Просвещение, 1986
2. Баранов М.Т, Костяева Т.А, Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 2011
|
3. Систематизация знаний о знаках перпинания |
Составить опорную таблицу "Функции знаков препинания",используя примеры из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" |
Опорная таблица "Функции знаков препинания" |
И.С. Тургенев Отцы и дети [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ilibrary.ru/text/96/index.html |
4. Практическая часть |
Написать сочинение-рассуждение по понравившемуся высказыванию |
Сочинение-рассуждение по высказыванию Н.С. Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости» и тексту № 6 (по С.А. Лубенец)
Многоточие – удивительный знак! Казалось бы всего лишь три точки. Но зато какие! Какая в них глубина! В них – полет мысли для читателя. Ведь, ставя многоточие, автор как бы заставляет читателя подумать, а что там дальше? Что недосказал нам автор?
Многоточие – это очень эмоциональный знак препинания. И в этом заключается одна из его функций. Автор текста ставит многоточие тогда, когда чувства и эмоции уже невозможно выразить словами. Например, в предложении № 33 автор текста при помощи многоточия передает состояние растерянности одного из героев рассказа Пашки. Тем самым мы видим, что лингвист Н.С. Валгина абсолютна права в своем высказывании о том, что многоточие – это «незаменимый знак эмоционального накала».
Вторая и не менее важная функция многоточия состоит в том, что этот знак препинания ставится тогда, когда высказывание незакончено. В этом высказывании автор может переносить нас в прошлое, вспоминать кого-то или что-то. Но затем высказывание обрывается многоточием и читатель дальше уже сам за автора дорисовывает это высказывание. Так, например, в предложении № 5 автор текста С.А. Лубенец выстраивает ассоциативный ряд с именем главного героя Вени. И первые ассоциации у него приходят со словами-исключениями (разносклоняемые существительные, оканчивающиеся на -мя). Автор пишет: «А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя…». И вот оно многоточие. Автор заставляет многоточием читателя как бы додумать самому, вспомнить эти разносклоняемые существительные. А в предложении № 11 при описании характера Вени автор пишет: «Он просто был не таким, как все, был особенным…». Каким же был Веня? Автор умалчивает и дает читателю самому домыслить, представить себе, каким был главный герой. Тем самым мы видим, что лингвист Н.С. Валгина абсолютна права в своем высказывании о том, что многоточие – «знак интеллектуальной напряженности».
Благодаря многоточию можно понять чувства, отношение автора. Где стоит многоточие, текст приобретает скорость. Либо она увеличивается, либо она уменьшается. Есть такое выражение русского поэта второй половины XX века Дон-Аминадо: «Лучше сразу остановится на многоточии, чем постепенно дойти до точки». Точка означает законченность мысли, многоточие - это пауза, но… возможно продолжение.
|
Высказывания о знаках препинания
|
5. Информационная пропаганда |
Выпустить информационную газету |
Ссылка на интерактивную газету: https://padlet.com/vsoch18/u875qklsxhzx
Скриншот интерактивной газеты:
|
|
6. Рефлексия |
Ответить на вопросы анкеты
|
Как я принимал участие в сетевом проекте
Последний этап проекта завершен. Пришла пора подвести итоги. Этот проект по пунктуации, в котором я принял участие, важный и нужный. Важный он прежде всего потому, что он еще раз заставил меня задуматься: все ли функции знаков препинания на письме я знаю. Конечно, большинство из того, что нужно было представить в проекте (функции знаков препинания и прочее) я уже знал. Но кое-какие открытия для себя я все-таки сделал.
Прежде всего мне было интересно окунуться в историю появления знаков препинания. Учитель дал мне прочитать книгу нашей мурманской писательницы Э. Пасько «Роман со знаками препинания». Я никогда не думал, что так интересно и увлекательно можно писать о знаках препинания. А какая у них история! Вот эта книга мне запомнится надолго.
На самом последнем этапе работы над проектом мне нужно было оформить интерактивную газету. Конечно, работать с разными интернет - программами мне не составляет особого труда. Вот и здесь задание мне показалось не таким уж трудным. Но я ошибался. Нужно было как-то все привести в систему и представить разные по типу файлы (не только, с чем я уже работал, но и найти видеоматериал), чтобы интернет-газету было интересно прочитать другим. Но у меня все получилось! Надеюсь, что тот, кто посмотрит эту газету, ему тоже понравится!
|
|
О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
(А. Каневский)
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в Космосе, на Земле или даже в собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни остались у него одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он разучился мыслить и дошёл до точки.
|
На: СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ "НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или
МОЛОДЦЫ!