Балясникова Екатерина, Разенкова Мария обучающиеся 7А класса МАОУ СОШ № 26 г.Балаково
Руководитель - Погодина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №26 г. Балаково
1 января- 25 февраля 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
|
Этапы проекта
|
Действия
|
Результат
|
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
|
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
|
1. Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
|
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
В русском языке знаки препинания выполняют такие функции как:
- Разделительная
- Выделительная
- Эмоционально-экспрессивная
- Смыслоразличительная
Интернет источники и литература: https://www.turbotext.ru/info/tests/90205/ - роль знаков препинания в письменной речи
https://otvet.mail.ru/question/41024341 - функции каждого из знаков
|
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
5-7 класс - "Муму", "Записки охотника"
|
Знак
|
Его роль
|
Пример
|
Точка
|
Разделительная функция.
Деление текста на предложения.
|
Девочка глянула на меня и пошла в избу. Я отправился вслед за ней.
|
Запятая
|
Разделительная функция
- обозначает границы между однородными членами предложения;
- обозначает границы между простыми предложениями в составе сложного;
- отделяет слова автора от прямой речи;
- отделяет одно независимое предложение от другого.
Выделительная функция
Выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений:
- причастные обороты;
- деепричастные обороты;
- сравнительные обороты;
- вставные и вводные конструкции;
- приложения.
|
Он подошел к голове лошади, взял ее за узду и сдернул с места. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. Я ждал, что будет. (И.С Тургенев «Бирюк»)
«Посвети барину, - сказал он ей, - а я ваши дрожки под навес поставлю» (И.С Тургенев «Бирюк»)
На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печи. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Дрянная лошаденка, до половины закрытая угловатой рогожкой, стояла тут же вместе с тележным ходом. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Дверь заскрипела, и лесник шагнул, нагнув голову, через порог. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. (И.С Тургенев «Бирюк»)
- Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Мы выбрались, наконец, из оврага. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Восклицательный знак
|
Эмоционально-экспрессивная функция
-передача настроения и соответствующей интонации.
|
Разорены! (И.С Тургенев «Бирюк»)
|
Вопросительный знак
|
Эмоционально-экспрессивная функция
-передача настроения и соответствующей интонации.
|
А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? (И.С. Тургенев «Записки охотника»)
|
Тире
|
- отделяет слова автора от прямой речи (разделительная функция)
- означает пропуск членов предложения.
- передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления в БСП.
|
«Не троньте, барин!» - крикнул на меня лесник. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи. (И.С. Тургенев «Муму»)
Выйдет шум, барыня обеспокоится – беда! (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Двоеточие
|
Смыслоразличительная. разъясняет.
2.Разделительная. разделяет слова автора от прямой речи.
|
- Отпусти, Фома Кузьмич… не погуби. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Я тоже человек подневольный: с меня взыщут.
Отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Многоточие
|
Эмоционально-экспрессивная.
указывает на паузу. Значение недоговоренности, незаконченной мысли.
|
Бирюк схватил его за плечо… Я бросился на помощь мужику…(И.С Тургенев «Бирюк»)
|
Кавычки
|
Выделительная функция
- Выделение цитат, «чужой речи».
- При употреблении слова в необычном, переносном или противоположном значении.
|
«А эдак я, пожалуй, - прибавил он вслух, - и прозеваю его».
Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. (И.С. Тургенев «Бирюк»)
|
Скобки
|
1.Эмоционально-экспрессивная.
Двойное значение слов или ироническое значение.
2. Выделительная.
- вставные и вводные конструкции
|
- Бей, бей, - подхватил мужик свирепым голосом, - бей, на, на, бей… (Девочка торопливо вскочила с полу и уставилась на него.)
|
Точка с запятой
|
Разделительная функция
- обозначает границы между простыми предложениями в составе сложного;
|
Белая молния озарила лесника с головы до ног; трескучий и короткий удар грома раздался тотчас вслед за нею. (И.С. Тургенев «Бирюк»)
|
|
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
№6
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
|
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5)А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
— (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть… я же сам виноват… — Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
— (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
— (36)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
— (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С. А. Лубенец) *
* Лубенец Светлана Анатольевна — современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
|
|
|
|
В русском языке есть много знаков препинания, но сейчас я хочу уделить время одному из них - многоточию. Один современный лингвист Н. С. Валгина говорила: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». Докажем справедливость слов лингвиста примерами из текста.
Многоточие - знак достаточно емкий и выполняет множество функций в тексте. Например, в предложении 11 выполняет функцию обозначения паузы при неожиданном переходе от одной мысли к другой.
В предложении 27 многоточием обозначается незаконченность высказывания, вызванная волнением говорящего, обозначением заминок или перерывов в речи.
В конце можно подвести итог, знак многоточие является незаменимым. Он обладает способностью передавать еле уловимые оттенки значений, более того, как раз эта неуловимость и подчеркивается знаком, когда словами уже трудно что-либо выразить; это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения.
|
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
|
Выпустить информационную газету
|
|
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
|
- Почему я выбрал этот проект?
- Что в нем было самого необычного? Банального?
- Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
- Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
- Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
- Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
- Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
|
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
|
|
На: Балясникова Екатерина, Разенкова Мария
А это наша страничка: http://www.openclass.ru/node/533577 , приглашаем.
сомишна
На: Балясникова Екатерина, Разенкова Мария
МОЛОДЦЫ с заданиями проекта справились)