Чулисова Валерия, Карева Дарья, обучающиеся 7А класса МАОУ СОШ № 26 г.Балаково
Руководитель - Погодина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №26 г. Балаково
1 января- 25 февраля 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
|
Этапы проекта
|
Действия
|
Результат
|
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
|
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
|
- Валгина Нина Сергеевна., Русская пунктуация: принципы и назначение [Текст] : Пособие для учителей. - Москва : Просвещение, 1979. - 125 с.
- Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
- http://www.planetaskazok.ru/ltolstoy
- http://ruspoeti.ru/aut/pushkin/2221/
- https://www.litmir.me/br/?b=29094
- http://rvb.ru/tolstoy/01text/vol_10/01text/0218.htm
- https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania
- http://pandia.ru/text/78/251/14841.php
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
|
1.Смысло-различительная (помогают верно передать смысл высказывания; без знака препинания фраза осталась бы непонятной; он придает однозначный смысл фразе; без них текст был бы эквивалентен (равен) неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно)
Выдели́тельные зна́ки препина́ния — это элементы письменности, которые выделяют особенно значимые части внутри текста, осложняющие предложение (обращения, вводные слова, словосочетания, предложения, обособленные второстепенные члены), прямую речь. Выделительные знаки ставятся непосредственно внутри предложения.
Разделительные зна́ки препина́ния (отделительные знаки препинания) — это элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции во время разделения текста на части, имеющие собственную смысловую и грамматическуюзначимость: смысловые отрезки, однородные члены предложения, простые предложения, входящие в состав сложного; могут указывать на коммуникативный тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность. Противопоставляются выделительным знакам препинания, которые выделяют части внутри текста. Разделительные знаки препинания обозначают паузы различной длительности.
Эмоционально-экспрессивная функция:
1)Помогает понять эмоциональное состояние автора высказывания.
2)Выражает вопрос или сомнение.
3)Подчёркивает внезапность события.
4)Подчёркивает интонационную паузу.
5)Вносит значение недоговорённости,незаконченности мыслей,вызванной эмоциональным состоянием.
5)Подчёркивает двойное значение слов,ироническое значение,противоположное значение и тд.
|
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
5-7 класс - "Муму", "Записки охотника"
|
Знак
|
Его роль
|
Пример
|
Точка
|
Разделительная функция.
Деление текста на предложения.
|
Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца.
|
Запятая
|
Разделительная функция
- обозначает границы между однородными членами предложения;
- обозначает границы между простыми предложениями в составе сложного;
- отделяет слова автора от прямой речи;
- отделяет одно независимое предложение от другого.
Выделительная функция
Выделять различные синтаксические конструкции внутри предложений:
- причастные обороты;
- деепричастные обороты;
- сравнительные обороты;
- вставные и вводные конструкции;
- приложения.
|
Он поднял фонарь с полу, подошел к столу и зажег светильню. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска. Я ждал, что будет. (И.С Тургенев «Бирюк»)
«Топорик-то вон возьмите», - пробормотал мужик. (И.С Тургенев «Бирюк»)
В отдалении еще толпились тяжелые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии, но над нашими головами уже виднелось кое-где темно-синее небо, звездочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. (И.С Тургенев «Бирюк»)
Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. (И.С Тургенев «Бирюк»)
- Подойди, подойди, Муму, к барыне, - твердили приживалки, - подойди. (И.С. Тургенев «Муму»)
Словом, она сторожила отлично. (И.С. Тургенев «Муму»)
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Восклицательный знак
|
Эмоционально-экспрессивная функция
-передача настроения и соответствующей интонации.
|
«Ну, поворачивайся, ворона!» - промолвил он сурово. (И.С Тургенев «Бирюк»)
|
Вопросительный знак
|
Эмоционально-экспрессивная функция
-передача настроения и соответствующей интонации.
|
Он перебирал всё по порядку: «Что, у них это там есть так же, как у нас, аль иначе?.. Ну, говори, батюшка, — как же?..» (И.С Тургенев «Записки охотника»)
|
Тире
|
- отделяет слова автора от прямой речи (разделительная функция)
- означает пропуск членов предложения.
- передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления, сопоставления в БСП.
|
«Куда? Стой!» - загремел вдруг железный голос Бирюка.
Герасим долго глядел на нее; две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – во щи.
Выйдет шум, барыня обеспокоится – беда!
|
Двоеточие
|
Смыслоразличительная. разъясняет.
2.Разделительная. разделяет слова автора от прямой речи.
|
Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. (И.С. Тургенев «Муму»)
Отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Многоточие
|
Эмоционально-экспрессивная.
указывает на паузу. Значение недоговоренности, незаконченной мысли.
|
А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я... (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Кавычки
|
Выделительная функция
- Выделение цитат, «чужой речи».
- При употреблении слова в необычном, переносном или противоположном значении.
|
Дядя Хвост отворил окно и тоже сказал: «Да».
Я держался за подушку дрожек, которые колыхались, «как в море челнок», и кликал собаку. (И.С Тургенев «Бирюк»)
|
Скобки
|
1.Эмоционально-экспрессивная.
Двойное значение слов или ироническое значение.
2. Выделительная.
- вставные и вводные конструкции
|
От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму.(И.С. Тургенев «Муму»)
|
|
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Н. С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».
(1)В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. (3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» — и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», — ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.
(4)А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. (5)Да, храм. (6)Наверное. (7)Но это не мой храм, и боги в нём не мои.
(8)А вот совсем другое дело — кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади. (9)Там неудобные деревянные сиденья, там сидят в пальто, там мусор лежит на полу. (10)Там не встретишь «завзятых театралов», принаряженных дам, заранее оскорблённых тем, что они, люди приличные, вынуждены три часа провести в обществе ничего не смыслящих профанов. (11)Там толпа вваливается и рассаживается, гремя сиденьями и распространяя кислый запах сырых пальто. (12)Сейчас начнут. (13)Это — счастье. (14)Это — кино.
(15)Медленно гасят свет. (16)Стрекотание проектора, удар луча — и всё, понеслось. (17)Перейдена черта, прошёл этот неуловимый миг, когда плоский и туповатый экран растворился, исчез, стал пространством, миром, полётом. (18)Сон, мираж, мечта. (19)Преображение.
(20)Да, я, безусловно, простой и примитивный кинозритель, как большинство людей. (21)От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана — «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда». (22)Театр на это не способен, да и не претендует.
(23)Театр для тех, кто любит живых актёров и милостиво прощает им их несовершенства в обмен на искусство. (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, — притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, — правда. (27)Театр — для взрослых, кино — для детей.
(По Т. Толстой) *
* Толста́я Татьяна Никитична (род. в 1951 г.) — современная писательница, телеведущая, филолог..
|
|
|
Современный лингвист Н.С.Валгина считает: «При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность». Я полностью согласна с мнением лингвиста. Кроме того, использование в предложениях тире дает возможность резко менять направление повествования и переходить к совершенно другой теме разговора. Попробуем доказать это на примерах из текста Толстой.
Есть речь устная и письменная. Их отличия в том, что в устной речи можно передать всю эмоциональность и напряженность с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи это все передается с помощью порядка слов, знаков препинания. Тире, как любой знак препинания, помогает определить границы синтаксических единиц, чтобы подтвердить сказанное. Например, в предложении 3 из текста мы видим, как при помощи использования тире в диалоге актеров на сцене подчеркивается сила отрицательных эмоций, возникших у героини рассказа из-за неправдоподобности происходящего в спектакле. Если бы в этом предложении тире отсутствовало, читатель вряд ли обратил бы внимание на чувства героини рассказа.
А вот в предложении 25 тире ставится до слова "правда". В данном случае тире необходимо для подчёркивания существительного, стоящего в конце предложения. В предложении 8 из текста подтверждает мысль о том, что тире также необходимо для передачи интонации, тире указывает, где следует делать паузы, как читать каждую часть текста.
Как видно из этих трёх примеров, использование в художественных и других текстах тире позволяет разнообразить повествование. А также тире в текстах позволяет выражать отношения автора к тому или иному предмету или действию и мгновенно менять направление или тон повествования. При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка и психологическая напряжённость, что видно на примерах из приведенного выше текста.
|
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
|
Выпустить информационную газету
|
|
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
|
- Почему я выбрал этот проект?
- Что в нем было самого необычного? Банального?
- Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
- Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
- Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
- Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
- Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
|
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
|
|
На: Чулисова Валерия, Карева Дарья
Мы тоже слова АСПушкина читали, обсуждали. Вот здесь: http://www.openclass.ru/node/533577
сомишна
На: Чулисова Валерия, Карева Дарья