Проект "НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ"
Наша команда:
Ворм Максим, Чевтаева Алиса и Шепеленко Макар,
учащиеся 3 б класса МБОУ "СОШ № 8 г. Петровска Саратовской области"
Наш руководитель: Борисова Елена Александровна, учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 8 г. Петровска Саратовской области"
Этапы проекта |
Действия |
Результат |
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
|
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
|
ВЫПОЛНЕНО
Источники информации:
https://www.syl.ru/article/113076/znaki-prepinaniya-v-russkom-yazyike
https://www.kakprosto.ru/kak-885288-skolko-znakov-prepinaniya-v-russkom-...
yandex.ru/images›знаки препинания
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
|
ВЫПОЛНЕНО
Источники информации:
yandex.ru/images›функции знаков препинания
https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania
https://vuzlit.ru/457390/funktsii_znakov_prepinaniya_russkom_yazyke
|
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
3-4 класс - "перепёлка"
|
ВЫПОЛНЕНО
опорная таблица
Знаки
|
Функции
|
Предложения
|
.
(точка)
|
Завершает по цели высказывания повествовательные предложения
|
Дело было летом.
|
Завершает сокращенное слово
|
Вот однажды мы с отцом отправились на охоту – под самый П. день.
|
,
(запятая)
|
Разделяет однородные члены
|
Схватил перепелку, принес и подал ее отцу.
|
Разделяет простые предложения в составе сложных
|
Отец даже выстрелить не мог, он боялся, что зацепит дробью собаку.
|
Выделяет причастный оборот
(обособленное определение)
|
Я и могилку нашел по кресту, который хоть и пожелтел, но не свалился.
|
Выделяет деепричастный оборот
(обособленное обстоятельство)
|
Зайцами он пренебрегал, предоставляя их псовым охотникам, которых величал борзятниками.
|
Выделяет вводное слово
|
Однако, когда я вырос, я тоже начал стрелять.
|
Выделяет обращение
|
Напрасно, брат, — сказал отец, — ее не воскресишь.
|
Выделяет сравнение
|
…виднелись роднички с чистой, как слеза, водою.
|
!
(восклицательный знак)
|
Завершает по интонации восклицательное предложение
|
И мне вдруг так жаль ее стало!
|
Выделяет обращение
|
«Папаша! — сказал я, — да, может быть, она не умрет...»
|
…
(многоточие)
|
Завершает незаконченное предложение (мысль)
|
Этих жаворонков в наших краях водилось множество...
Скоро мы с отцом пошли дальше; но я все оглядывался...
|
:
(двоеточие)
|
Разделяет слова автора и прямую речь
|
И я подумал: «Нет! Папа добрый!»
|
Выделяет обобщающее слово или словосочетание в предложении с однородными членами
|
Цветов росло там много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
|
;
(точка с запятой)
|
Разделяет независимые предложения, объединяемые в одно сложное предложение без помощи союзов
|
Мы присели; он стал свистать.
|
Разделяет сложносочиненные предложения, если независимые предложения соединены союзами «но», «однако» и прочие
|
Пот лил с меня градом, мелкие камешки забивались мне в сапоги; но я не чувствовал усталости и не отставал от отца.
|
Разделяет сложносочиненные предложения, если между предложениями можно было поставить точку, не будь они соединены союзами «и», «да»
|
Но отец объявил мне, что раньше двенадцати лет у меня ружья не будет; и ружье он мне даст одноствольное и стрелять позволит только жаворонков.
|
?
(вопросительный знак)
|
Завершает по цели высказывания вопросительное предложение
|
Для чего же она это делает?
Какая же тут хитрость?
|
« »
(кавычки)
|
Выделяют прямую речь
|
«Чему ты?» — спросил отец и засмеялся.
|
-
(тире)
|
Разделяет прямую речь и слова автора
|
“Папаша! – сказал я, - да, может быть, она не умрет…”- и хотел погладить перепелочку по голове.
|
Выделяет предложение или слово, употребляемые в середине предложения и служащие для пояснения сказанного
|
Отец мой был страстным охотником; и как только не был занят по хозяйству – и погода стояла хорошая,- он брал ружьё, надевал ягдташ, звал своего старого Трезора и отправлялся стрелять куропаток и перепелов.
|
Ставится в предложениях между подлежащим и сказуемым, если главные члены предложения выражены именем существительным в именительном падеже
|
Я указывал на них отцу; но он всякий раз говорил мне, что драхва – птица осторожная и человека близко не подпускает.
|
Разделяет два сказуемых или части сложного предложения, если автору нужно неожиданно присоединить или резко противопоставить их по отношению друг к другу
|
Крест был беленький – и далеко виднелся.
|
Ставится между частями бессоюзного сложного предложения в том случаи, если вторая часть содержит в себе результат или вывод из того, о чем говорилось в первой
|
Я тихонько приподнял её за носик; но только я отнял руку - головка опять упала.
|
Ставится в предложениях с перечислениями перед обобщающим словом
|
Только полетела она очень странно: кувыркалась, вертелась, падала на землю – точно она была раненая или крыло у ней надломилось.
|
|
|
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
Выбрать понравившееся высказывание о знаках препинания и написать сочинение-рассуждение по предложенному тексту
(см. Приложение 1)
Высказывание В.П. Морозова
"Восклицательные предложения
всегда несут эмоциональную нагрузку"
|
сочинение-рассуждение
ВЫПОЛНЕНО
По мнению современного ученого, В.П. Морозова, "Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку". Действительно, авторы часто, для придания текстам эмоциональной окраски используют восклицательный знак.
Так, в тексте Т. Михеевой в предложении 9 и 10 отражены отрицательные чувства - пренебрежение и негодование. В них автор, для усиления эмоциональности, использует восклицательный знак. Это дает понять, насколько сильны чувства героев.
Восклицательные предложения 54 и 55, тоже надо читать с особой интонацией. В данном случае восклицательный знак используется в другом контексте - для передачи степени уверенности девочки.
Несмотря на то, что восклицательный знак несет разную смысловую нагрузку, во всех предложениях он всегда используется для придания яркости и эмоциональности речи. То есть высказывание В.Г. Морозова верно.
|
5.Информационная пропаганда
1 –20 февраля 2018 года
|
Выпустить информационную газету
|
газета
ВЫПОЛНЕНО
|
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
|
- Почему я выбрал этот проект?
- Что в нем было самого необычного? Банального?
- Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
- Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
- Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
- Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
- Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
|
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
ВЫПОЛНЕНО
|
|
На: Исследовательский проект "НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА
МОЛОДЦЫ!!!