Цель урока: сформировать представление о нагревании воздуха, о причинах закономерности изменение температуры на Земле, во времени и пространстве.
Задачи:
- обучающие:
ученики должны знать изменение температуры воздуха с высотой;
распределение тепла на поверхности;
<!-- -->
амплитуду колебаний температуры (суточная, месячная, годовая).
- развивающие:
развивать наблюдательность, память, логическое мышление (при работе с ЭОР), умение сравнивать, обобщать и делать выводы на основании вновь изучаемого материала;
определять температуру воздуха;
находить зависимость между показателями температуры и широтами земной поверхности;
находить среднюю температуру;
строить графики хода температур;
создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемогоматериала.
- воспитательные:
воспитывать бережное отношение к природе, окружающему миру;
воспитывать информационную культуру;
воспитывать чувства интереса к открытиям на уроке;
<!-- -->
Учащиеся извлекают информацию из текста учебника и ЭОР, и дает определение понятия «среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура», «амплитуда колебания температуры».
Учащиеся самостоятельно составляют график хода температур за год.
Учащиеся оценивают значение температуры воздуха, как важнейшего элемента погоды и климата.
Межпредметные:
<!-- -->
Развивают способность излагать свою точку зрения по обсуждаемым вопросам, выслушивать мнения других и конструктивно обсуждать их.
Личностные:<!-- -->
Учащиеся осуществляют коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий.
10.Тип урока: комбинированный.
11.Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, практическая работа.
Проверяет готовность к уроку, настраивает учащихся на серьезную работу в доброжелательной обстановке.
Учащиеся готовятся к уроку. Акцентируют внимание, настраиваются на урок.
1 мин
2.
Целеполагание и мотивация
Слайд 1. Тема урока.
Учитель обращает внимание на температуру воздуха за окном, задавая вопросы, цель - повышение познавательного интереса, подготовка к восприятию материала.
Слушают учителя, отвечают на вопросы, определяют
цели урока.
3 мин
3.
Проверка домашнего задания
Слайд 2-3
Тест для учащихся.
Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте с помощью ответов на доске.
5 мин
4.
Изучение нового материала
25 мин
1.Как нагревается воздух?
слайд 4-5
Как вы думаете, как солнечные лучи будут нагревать воздух тропосферы?
Расскажите, как изменяется температура в тропосфере с высотой. Почему температура понижается?
Нажимаем на значок, высвечивается схема изменения температуры воздуха с высотой.
Выявляют закономерности:
Солнечные лучи проходят через атмосферу не нагревая её.
Солнечные лучи нагревают поверхность Земли
Воздух атмосферы нагревается от поверхности Земли.
Температура воздуха уменьшается с высотой. На каждый км температура понижается на 6° С. Заносят в тетрадь.
2.Как изменяется температура в течение года?
слайд 6.
Подумайте, почему самые теплые и холодные месяцы — не июнь и декабрь, когда солнечны лучи имеют наибольший и наименьший углы падения на земную поверхность.
Работают с ЭОР (слайд 6), отвечают на вопрос.
3.Какова причина неодинакового нагревания воздуха в течение суток?
слайд 7.
Рассмотрите рисунок на слайде, постарайтесь сформулировать закономерность. В какое время суток температура воздуха бывает наибольшей и наименьшей? Объясните.
Работают с ЭОР (слайд 7),
Закономерность: чем выше Солнце над горизонтом, тем больше угол падения солнечных лучей, следовательно, лучше прогревается поверхность Земли, а от нее воздух.
4.Температура воздуха.
слайд 8.
Виды термометров.
Смотрят слайд №8, дополняют из своего жизненного опыта.
слайд 9.
Температура воздуха, а также почвы и воды в большинстве стран выражается в градусах международной температурной шкалы: Цельсия (˚С), Фаренгейта (F). Кельвина (K).
Работают со слайдом №9, записывают шкалы измерения температур в тетрадь.
5. Среднесуточные, среднемесячные, среднегодовые температуры воздуха.
слайд 10-11.
Алгоритм вычислений:
1.Сложить все числа с « + »
2.Сложить все числа с « - »
3.Из большей величины вычитают меньшую
4.Полученный результат делят на число измерений
Определите среднюю суточную температуру по показателям на слайде. Определите среднюю годовую температуру в городе Москве по таблице. Работа в тетради.
6.Амплитуда колебания температур.
слайд 12.
Разница между самыми высокими и самыми низкими показателями называется амплитудой колебания температур. Запишите определение.
Изучают схему в ЭОР (слайд №12), выполняют работу по определению амплитуды колебания температур в тетради.
5.
Проверка уровня усвоения материала.Обучающая практическая работа.
слайд 13-14.
Составление графика годового хода температуры в Москве (учебник стр. 105)
Учитель помогает построить основу для графика.
Выполняют практическое
задание. Дети самостоятельно строят график. По окончании работы, она проверяется с помощью графики.
7 мин
6.
Подведение итогов урока, рефлексия.
Выставление оценок.
Предлагает определить уровень своих достижений,
ответив на вопрос: «Что я узнал на уроке?». Оценивание наиболее активно работающих на уроке учащихся.
Учащиеся высказывают свое мнение.
2 мин
7.
Домашнее задание
Слайд 15.
Предлагается выполнить практическую работу:
«Определение среднесуточной температуры воздуха»
Ответить на вопросы в конце параграфа.
Записывают д/з: §40; вопросы в конце параграфа.
В воскресенье отмечать температуру воздуха в 9ч, 12ч, 15ч, 18ч, 21ч. Данные занести в таблицу. Рассчитать среднюю суточную t, суточную амплитуду, построить график хода температур.
2 мин
Приложение к плану-конспекту, урок-презентация «Температура воздуха».