Чехомов Семен, учащийся 5 А класса МБОУ Одинцовский лицей № 10 Московсой области
Руководитель - Хвастова Е.В., учитель русского языка и литературы МБОУ Одинцовский лицей № 10 Московской области
1 января- 25 февраля 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Этапы проекта |
Действия |
Результат |
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
|
Познакомиться с историей появления знаков препинания |
интернет-журнал Филолог http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180
интернет-журнал Текстология.ру http://www.textologia.ru/russkiy/interesnie-fakti-yazika/facty-punktuatsii/kto-pridumal-perviy-znak-punktuacii/5498/?q=463&n=5498
Журнал "Вокруг света" выпуск 2011 год "Когда и как появились знаки препинания?"
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания |
https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania
Функции знаков препинания
http://спиши-гдз.рф/publ/poleznye_materialy/russkij_jazyk/funkcii_znakov_prepinanija/21-1-0-6668
|
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
5-7 класс - "Муму", "Записки охотника"
|
Знаки препинания |
Функция знака |
Пример из произведения И.С. Тургенева "Муму" |
Точка |
завершения мысли |
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. |
Восклицательный знак |
Эмоциональная окраска (побудительная) |
Хорош! |
Вопросительный знак |
Эмоциональная окраска (вопросительная) |
Кажется, ему Татьяна нравится? |
Многоточие |
Определение незаконченной мысли |
Родинки на левой щеке почитаются на Руси худой приметой - предвещанием несчастной жизни… |
Двоеточие
|
Разъяснительно-пояснительная (отделяет обобщающее слово) |
Тонкий голосок Муму никогда не раздавался даром: либо чужой близко подходил к забору, либо где-нибудб поднимался подозрительный шум или шорох… |
Точка с запятой |
Деление текста на значимые в смысловом и грамматическом делении части |
День её, нерадостный и ненастный, давно прошёл; но и вечер её был чернее ночи. |
Запятая |
Деление текста на значимые в смысловом и грамматическом делении части |
Так прошел год, по окончании которого с Герасимом случилось небольшое происшествие. |
Выделение обозначиваемых частей |
А что, Гаврила, |
Тире |
Пропуск связки в сказуемом |
а возле столика - стул на трёх ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало поднимет его, уронит и ухмыльнётся. |
Передача значений условий, времени, сравнения |
видел перед собой белеющую дорогу - дорогу домой |
Отделение однородных членов предложения от обобщающего слова |
Вздумала, что одеколон ей подали не оот, который обыкновенно подавали, что подушка у ней пахнет мылом, и заставила кастеляншу всё бельё пернюхат, - словом, волновалась и "горячилась" очень |
Композиционная, интонационная, смысловая неожиданность |
Ночью она не спала вовсе, но не лаяла без разбору, как иная глупая дворняжка, которая, сидя на задних лапах и подняв морду и зажмурив глаза, лает просто от скуки, так, на звёзды, и обыкновенно три раза сряду - нет! |
Выделение обозначиваемых частей |
Выйдет шум, барыня обеспокоится - беда! |
Скобки |
Выделение обозначиваемых частей |
Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками) |
|
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
Написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания |
Знаки препинания в русском языке несут не только пунктуационную, но и смысловую нагрузку на текст. Высказывание К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться», - очень точно отражает функцию знаков препинания.
На примере текста М.Л. Москвиной видна роль знаков препинания в тексте: как нотные знаки для музыканта отражают темп, высоту, длительность звука, так и знаки препинания передают читателю правильное звучание мыслей героя. Автор от первого лица рассказывает о любви главного героя к джазу, и его попытках научится играть самому. С помощью восклицательных предложений передан восторг героя от любимой музыки: «А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!», уверенность: «Андрюха, решено!». Вопросительные предложения отражают изумление героев: «зачем нам с Китом слова?». Также автор усиливает эмоциональную окраску изумления, восторга, удивления с помощью сочетания вопросительного и восклицательного знаков: «Ну?!! Джаз? Да?!!» Знак тире в данном тексте увеличивает смысловую нагрузку на предложение, выделяет мысль: «Слух – ничто», «Джаз – это состояние души». Также знаками препинания оформлена прямая речь в тексте. Не обходит вниманием М.Л. Москвина и знак многоточия, используя его для создания напряженности: «Когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке… И песня пошла…»
Я люблю читать и для меня знаки препинания не просто разделительные символы текста, но и своеобразный шифр, с помощью которого можно понять или раскрыть значение текста, его эмоциональную окраску. Тире, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, и другие знаки препинание – вот те инструменты, которые помогают понять смысл фразы и правильное ее звучание.
|
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
|
Выпустить информационную газету |
|
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
|
1.Почему я выбрал этот проект?
2.Что в нем было самого необычного? Банального?
3.Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
|
В этом учебном году я сменил школу и начал испытывать трудности в изучении русского языка. Этот проект я выбрал, чтобы эти трудности преодолеть. И сразу столкнулся с интересным вопросом - а сколько всего знаков препинания в русском языке? В поисках ответа на этот вопрос мне пришлось изучить много материала в интернете и в библиотеке. Необычно было с новой стороны открывать произведение И.С. Тургенева "Муму" для заполнения таблицы про знаки препинания. Мне сразу стало видно, что И.С. Тургенев - великий писатель, мастер слова, ведь он использовал столько знаков и их сочетаний для передачи характеров персонажей. Сложным было написать сочинение по высказыванию К.Г. Паустовского.
В заключении, хотелось бы сказать спасибо организаторам проекта. А тем ребятам, которые не стали принимать участие в проекте - не бойтесь преодолевать себя!
|
|
На: Нотные знаки на письме или тормоза для речи
ждём газету. Вот здесь наша есть: http://www.openclass.ru/node/533577
сомишна
На: Нотные знаки на письме или тормоза для речи