Официальный сайт printclick 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок изобразительного искусства, 5 класс

Фото пользователя Валентина Ивановна Ульченко
Submitted by Валентина Ивановна Ульченко on Sat, 29/08/2009 - 17:45
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ульченко валентина Ивановна
Место работы, должность: 
г. Волгоград, МОУ СОШ №26, учитель ИЗО и черчения
Регион: 
Волгоградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Изобразительное искусство
Цель урока: 
1. Сформулировать понятие о декоративности, орнаментальности, изобразительной условности искусства геральдики, подчеркнув социальную значимость гербов и эмблем в Средние века. Научить выполнять выразительные, лаконичные композиции гербов; 2. Развивать умение выполнять вариации на тему гербов и эмблем на основе классического герба и современных символов; 3. Воспитывать творческое отношение и интерес к формам совместной деятельности.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Н.А.Горяева "Декоративно-прикладноеискусство в жизни человека", 5 кл.

"Твоя мастерская" Рабочая тетрадь для 5 кл. 

Используемая методическая литература: 

Изобразительное искусство и художественный труд 5-8 кл. Книга для учителя / Н.Н.Фомина, А.А. Дмитриева, Н.А.Горяева - М., Просвещение - АО «Учебная литература», 1995

Сост. Р.П.Андреева. Иллюстрированный словарь по искусству и архитектуре / СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003

И.Д.Агеева. Занимательные материалы по изобразительному искусству.: Методическое пособие. / М. :ТЦ Сфера, 2004 

Используемое оборудование: 

Материалы: белая бумага, цветная бумага, ножницы, клей (по желанию – гуашь, краски, графические материалы).

Оформление доски:
Центральная часть:
Изображение двух средневековых городов, между ними дорога, по которой едет рыцарь, закованный в латы.
Левая часть доски:
  изображение рыцарского турнира (в начале урока закрыто).
Правая часть доски:
«Словарик»
Символ - условный знак, обозначающий идею, явление, понятие (на рисунках: крест-вера, снежинка-снег, сердце-любовь и т.п.)
Лаконичный - краткий, четкий.
Стилизованный - обобщенный, упрощенный.
Композиция - умение составлять, соединять части в единое целое. Композиция - расположение и единство частей художественного произведения.
Эмблема - предмет или изображение как символ, отражающий какую-либо идею (на рисунках эмблемы: палитра-художник, книга-писатель и т.п.)
Герб – (заполняется в ходе урока)
Геральдика – (заполняется в ходе урока)
Зрительный ряд:
макеты щитов (с гербами), макет или изображение средневекового корабля, гербы, выполненные в прошлые годы, таблица по основам геральдики(символика цвета, формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры ).
Музыкальный ряд: французская средневековая музыка


 

Краткое описание: 
Цикл уроков, посвященных символике гербов и эмблем («Знаки и символы современности», «О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики», «Значение гербов и эмблем в нашей жизни») очень важен в курсе изобразительного искусства. Эти уроки воспитывают чувство патриотизма, уважения к истории и традициям своей Родины, к символам других стран и народов. Учащиеся выражают свои идеи, жизненные принципы с помощью символического языка геральдики, составляют гербы школы, семьи и свои собственные.

Структура урока:
1. Вступление - символический язык декоративного искусства.
2. Адаптированное целеполагание.
3. Завязка - путешествие в Средневековую Европу. Едем вместе с рыцарем из города Зеебурга в Доброград.
4. Постановка проблемы - как узнать, кто этот рыцарь и откуда он?
5. Кульминация - рыцарский турнир; прибытие заморского корабля. Герб
– это символическое изображение.
6. Правила выполнения гербов.
7. Эпилог – задание: сделать герб города Доброграда и ремесленников.
8. Создание группы герольдов, раздача индивидуальных заданий,
выполнение заданий детьми.
9. Выставка работ, итог урока.
10. Домашнее задание.

Ход урока.
Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.
Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.
Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.
Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.
Загляните в наш словарик (доска). Эти термины мы знаем, и сегодня они нам понадобятся. А вот значение последних слов нам предстоит узнать.
Чтобы это все у нас осуществилось нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Англия или Франция. А может Германия? Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников.
Итак, на берегу моря стоит славный город Доброград. Отправимся в гости к жителям города и к их королю. Посмотрите, а вот этот рыцарь из Зеебурга тоже направляется туда. Он закован в железные латы, даже лошадь в железных доспехах.
Как вы думаете, легко ли стражам города узнать с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны «опознавательные» знаки).

Показываем щит рыцаря. Как вы думаете, ребята, а что может рассказать нам вот этот щит о его владельце. На красном фоне благородный «царь зверей» – лев. Каков он – рыцарь, владеющий этим щитом? Ответы детей: мужественный, храбрый, отважный, знатный. Такого благородного рыцаря встретят с почетом в городе Доброграде!
А наш рыцарь уже участник рыцарского турнира в честь прекрасной принцессы (обсуждение изображений на щитах участников турнира) Но посмотрите, на горизонте показался корабль. Жители города Доброграда выходят встречать новых гостей (показ макета корабля). Какие интересные узоры на парусе и на щитах. Быть может это узоры для украшения корабля, как вы думаете? Правильно, это символы.
Яркие рисунки на щитах должны были помочь воинам отличать соратников от врагов, узнавать, откуда этот человек, к какому роду принадлежит.
Символические изображения, выполненные по определенным правилам, и отражающие степень знатности рода, основные занятия и заслуги рода стали называться гербами.
Герб (нем.) – наследство (запись в словарик).
Вначале личные гербы имели только аристократические семьи. Изображались гербы на щитах и флагах (штандартах). Но позже появились так называемые «гербовые платья» (см. таб.): сочетание цветов подбиралось по цвету фамильных гербов и украшалось фигурными символами. И хотя символический язык гербов был понятен современникам, появились люди, изучающие и составляющие гербы - герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой (запись в словарик).
Давайте запишем на доске каковы же правила составления гербов? Откройте учебник на стр. 124-125.
1. Форма - разная, повторяющая формы боевых щитов.
2. Деление щита (см. рис. в учебнике).
3. Цвет - «геральдические эмали». Значение цвета давайте посмотрим в таблице, обратите внимание на современное значение цвета.
4. Геральдические фигуры - глава, пояс, крест, столб – они выделялись другим цветом.
5. Негеральдические фигуры - изображение людей, животных, кораблей, построек, фантастических животных ( давайте посмотрим на справочную таблицу и в учебник).

Со временем герб становился сложнее - щит стали поддерживать щитодержатели, герб стала украшать лента с девизом и короной.
Девиз - выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.
Жители славного города Доброграда - ремесленники и портные, оружейники и хлебопеки, гончары и их добрый король - просят вас ребята стать герольдами и придумать герб для их города и для мастеров-ремесленников.
Но вы должны сдать экзамен:
1. Прочитаем гербы, которые сделали ребята в прошлом году (2-3 герба).
2. Давайте обсудим основные символы для города Доброграда –( см. таб. и учебник). Негеральдические: ключ, открытые ворота, голубь мира т.п., геральдические цвета и фигуры - выбирайте (см. учебник и таблицу).
Давайте объединимся в группы. А кто будет работать сам? – пожалуйста.
Итак, задание: Придумать герб города Доброграда и герб-эмблему для ремесленных цехов (Дети начинают работать). Вы должны выбрать: 1) форму герба; 2) выбрать цвет; 3) выбрать или придумать негеральдические фигуры; 4) составить выразительную композицию (принцип симметрии, законы сочетания цветов, помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга). Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко видны издалека.
Итог: Сегодня мы с вами доказали, что простое, четкое изображение, символ может выражать очень важные идеи, жизненные принципы человека, города, государства. Научились сами четко, ясно выражать собственные идеи с помощью символов, эмблем.
На следующем уроке мы поговорим о истории государственного герба России и нашего города.
Выполните дома творческое задание в рабочей тетради «Твоя мастерская» на стр. 26-27.





 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок


Валентина Ивановна, спасибо за урок!!!

Пусть в новом учебном году у Вас будет много интересных уроков, приносящих радость творчества Вам и Вашим детям!!!

С уважением, Антонина Александровна




Фото пользователя Валентина Ивановна Ульченко

На: "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок


Уважаемая Антонина Александровна, спасибо за отзыв! С наступающим 1 сентября, будем творить!

 




Фото пользователя Антонина Александровна Петрова

На: "О чем рассказывают гербы и эмблемы. Язык геральдики" - урок


Это замечательные планы!!!

С уважением, Антонина Александровна



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн