Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений.
В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, СМИ) у детей возникают негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах и агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.
Под влиянием телевидения и социума дети перенимают способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания.
Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь - игра!
Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость.
Фридрих Фрёбель раскрыл воспитательно - образовательное значение игр в детском возрасте. Центр его педагогической системы – игра, она «зерно жизни», «свободное проявление внутреннего мира», мостик от внутреннего мира к природе.
Кроме «даров», Ф. вводил занятия-игры, используя палочки, камешки, песок!
(уделял большое внимание беседе, рассказыванию, пению, рисованию, лепке, моделированию и вырезанию из бумаги, труду детей на огороде и в саду).
Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, даст ощущение разнообразия природы, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет понятия добра и зла? Конечно, такая игра есть!
Фридрих Фрёбель считал целью воспитания - развитие природных способностей ребенка. Воспитание должно руководствоваться самораскрытием, но самораскрытие невозможно без внешних воздействий, почему необходимы разнообразные средства, вызывающие развитие внутренних тенденций, влечений. Этими средствами и являются творческие игры с песком.
(«Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного
утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым
самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» Ф. Фребель)
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка! » Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.
(Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочные волны податливы и изменчивы.
Они пропускают через руки то,что не слышит сознание. Г. Эль
Главное достоинство песочницы в том, что она позволяет ребенку или целой группе детей реально создавать картину мира, дает возможность строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.
Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально — коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно — эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования. Игры на песке — это одна из форм естественной детской деятельности. Именно поэтому она находит применение в нашей работе, в условиях реализации ФГОС ДО.
В настоящее время значительно возрос интерес педагогов (учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей) к использованию игр с песком в работе с детьми. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека, притягивать, как магнит. Песок привлекает детей и взрослых своим непостоянством. Песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим или влажным, плотным и тяжёлым, способным принимать любые формы. Игры с песком вносят в душу ребёнка веселье и радость и вместе с тем способствуют его развитию.
(Пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.)
Песо́чная терапи́я - это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
(Цели песочной терапии
- Эмоциональное благополучие ребенка,
- Самоактуализация,
- Коррекция речевых нарушений.)
Терапевтические возможности следующие:
- Существенно усиливает желание ребенка узнать что то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития» ручного интеллекта».
- В игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются все высшие психические функции, а также речь и моторика.
- Совершенствуется развитие предметно игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
- Песок способен «заземлять» отрицательную энергию, это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми» детьми.
(История развития песочной терапии)
У истоков песочной терапии стоит Карл Густов Юнг, основатель аналитической психотерапии.
Формирование концепции «песочной терапии» (или «sand-play») занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.
Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд в 1939 году. В игровом помещении она установила 2 цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, другой – водой, и приготовила формочки для игры с песком. Игрушки «жили» в коробке. Маленькие пациенты использовали игрушки в игре с песком, а коробки с песком они называли «миром». Поэтому М. Ловенфельд назвала свой игровой метод «мировой методикой».
Однако для обучающих целей уникальные возможности песка до недавнего времени практически не использовались. Чтобы заполнить этот пробел, создана система песочных игр, направленных на обучение и развитие личности в целом.
Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербурского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку»), Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».
Существует огромное разнообразие столов для песочной терапии…..
Идеальные размеры песочницы для песочной терапии – 49,5 * 72,5 *7 см. Лучше её изготовить из дерева, изнутри окрасить в голубой цвет (символ неба и воды), но можно использовать и пластик. Песок для занятий должен быть крупный, приятного желтоватого оттенка. Можно приобрести песок в зоомагазине (для шиншилл) или кварцевый песок в аптеке. Если вы берёте строительный или морской песок, его обязательно нужно промыть и прокалить в духовом шкафу.
В моем логопедическом кабинете простой стол…..
Для игр - занятий в песочнице понадобятся множество фигурок высотой не более 8 см по разным лексическим темам. Это люди, животные, транспорт, морские обитатели и т. д. наверняка в каждом доме, где есть ребёнок, найдутся игрушки из «Киндер-сюрпризов». Подойдёт также различный природный материал (палочки, плоды, семена, ракушки и д.).
Использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно-терапевтический эффект.
(Песочная терапия, как ведущий метод коррекционного воздействия.)
Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.
(Цель работы: коррекция всех компонентов речи, развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности, гармонизация психоэмоционального состояния.)
Играть с песком можно не только на улице, но и в логопедическом кабинете.
Использование игр с песком, особенно в группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, является эффективным средством в образовательной и коррекционно-развивающей работе с детьми.
Я использую игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми, а также как элемент подгруппового занятия, в процессе которых решаются очень многие задачи:
— развитие диафрагмального дыхания;
— развитие фонематических представлений;
— совершенствование грамматического строя речи;
— автоматизация поставленных звуков;
— обучение грамоте;
— развитие связной речи;
— формирование слоговой структуры речи;
— развитие мелкой моторики
Песок поглощает негативную психическую энергию, обладает релаксационным действием. Опыт показывает, что использование песочной терапии позволяет раскрыться даже «закомплексованному» ребёнку, дольше сохранить работоспособность дошкольника, а также повысить интерес к логопедическим занятия.
Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:
1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, восприятие различного темпа речи, высота и сила голоса, работаем над дыханием, развивается внимание, память и фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.
2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.
3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Использование песочной терапии позволяет развивать не только все стороны речи. В песочной стране ребёнок и логопед легко обмениваются идеями. Что позволяет построить партнёрские и доверительные отношения. Особенно хорошо подходит метод песочной терапии для детей, которые по какой-либо причине отказываются выполнять различные задания на традиционных занятиях.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:
· - значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;
· - развивается мелкая моторика рук;
· - развивается фонематический слух и восприятие;
· - закрепляются навыки правильного произношения автоматизируемого звука;
· - расширяется словарный запас;
· - происходит освоение навыков звуко - слогового анализа и синтеза;
· - развивается связная речь, лексико-грамматические представления;
· - происходит освоение навыков чтения и письма;
· - сохраняется работоспособность на протяжении всего занятия
А в летний период времени логопедические занятия переносятся из кабинета в песочницу на улице, где коррекционная работа ведется совместно с воспитателями.
Таким образом, игры на песке помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, развить не только тактильно-кинестетические ощущения, но и способствуют развитию звуко - буквенного анализа, речи, произвольного внимания и памяти.
Игра в песочнице не имеет методических ограничений!
Это даёт больше возможности для творчества в работе с детьми
с нарушениями речи.
|