Конспект внеклассного мероприятия с применением технологий группового и проблемного обученияи материалов Интернет сайтов.
Тема:«Не предать забвению»
«Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, —
и не по вине творящих зло, а из-за тех,
кто стоит рядом и ничего не делает.»
АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
Цели:
- воспитание толерантного сознания и поведения у молодёжи на основе усвоение уроков Холокоста;
- воспитание исторического мышления, в основе которого должно лежать неприятие проявления антисемитизма, ксенофобии, шовинизма, неонацизма;
- усвоение важности уроков Холокоста для понимания проблем современного развития нашей страны и мира;
- осмыслениеисторических источников как документов и памятников эпохи;
- учить высказывать свои мысли, находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы;
- воспитывать патриотические и гражданские качества обучающихся.
Форма: классный час.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная
Класс: 9-10 классы
Оборудование:компьютер, проектор, презентация, Конституция Российской Федерации, подборка книг по теме Холокост: Р. Левин «Мальчик из гетто», Е.Евтушенко «Бабий Яр», В. Гроссман «Жизнь и судьба», А. Рыбаков «Тяжелый песок»
Предварительная работа: учащиеся просматривают Интернет материалы по теме Холокост, группы учащихся готовят проекты по Праведникам мира
Ход классного часа
План:
1.Организационный момент. Приветствие.
2. Вступительное слово учителя
3. «История Холокоста». Организация групповой работы учащихся с документами.
4. Анализ цитат.
5. Творческие отчеты групп.«История спасения».
6. Холокост в лицах.
7. Итоги. Мы разные, но мы вместе
8. Рефлексия.
1. Вступительное слово учителя:
Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова А.Энштейна: «Мир слишком опасен, чтобы в нем жить, - и не по вине творящих зло, а из-за тех, кто стоит рядом и ничего не делает». Что хотел сказать нам, гражданам своего государстваА.Энштейн? Прав ли он?Как связаны эти слова с современностью и темой Холокоста? Что знает сегодняшняя молодежь о Холокосте? Осознаем ли мы в полной мере, что проявления Холокоста существуют и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа. В ходе классного часа нам предстоит ответить на эти вопросы.
Учитель: Россия исторически развивалась как полиэтническая, поликонфессиональная, поликультурная страна. Создание гражданского общества и уважение к правам человека невозможно без противодействия экстремизму, неофашизму.
В борьбе против этих негативных процессов необходимо обращаться к историческому опыту человечества, анализировать причины развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику геноцида, самым трагическим примером которого является Холокост.Президент РФ Путин В.В. подчеркивал недопустимость отрицания Холокоста и других преступлений нацистов и их пособников: "Мы должны четко понимать, что любые попытки пересмотреть вклад нашей страны в великую победу, отрицать Холокост - позорную страницу мировой истории - это не просто цинично и беспринципная ложь, это забвение уроков истории, которое может привести к повторению трагедии". Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было…
Само понятие Холокост, также как и Катастрофа, заимствовано изгреческого и означает «всесожжение», ему синонимично на иврите слово«Шоа». 60 процентов еврейского населения Европы подверглисьсистематическим преследованиям и уничтожению в Германии и назахваченных ею территориях в 1933-1945 годах.В России погибли свыше 100тысяч мирных жителей еврейской национальности. На территории бывшего СССР эта цифра составила в общей сложности два миллиона 900 тысяч человек. Это было не просто убийство огромного числа людей, а попытка уничтожить еврейство как таковое. Евреи были объявлены «антирасой», «недочеловеками». 1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея ООНприняла резолюцию, в которой постановила, что день 27 января будетежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.
2.«История Холокоста».Учительорганизует групповую работу учащихся с документами из книгиАльтмана И. А., Гербер А. Е., Полторак Д. И. История Холокоста на территории СССР.- М.: Фонд «Холокост», 2001.- 80 с.: ил.- (Российская б-ка Холокоста) по вопросам:
1. Антиеврейская политика нацистской Германии - 1933-1939
2. Жизнь в гетто
3. Массовые убийства в годы войны
4. Сопротивлении евреев в гетто, в лагерях смерти
5. Суд над военными преступниками
Полный текст книги: http://jhistory.nfurman.com/shoa/hfond.htm
Работая с текстами документов ( либо документы распечатаны заранее, либо просматриваются из Интернета), выписываются на доске ключевые понятия: расизм, национальная дискриминация,антисемитизм, права человека, геноцид. Учащимся предлагается раскрытьодно из этих понятий, опираясь на документы.
По материалам Интернет сайтоворганизуется интерактивная беседа (например, по сайтам http://holosite.ucoz.ru/, http://callofzion.ru/pages.php?cid=45просматриваются фотографии, статьи, хронология по теме Холокост)
3. Анализ цитат. Учитель обращает внимание обучающихся на доску. Предлагает обсудить высказывания.
-«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю»А.де Сент-Экзюпери
-«Человеческая память и проклятья должны жить не для мести, а для справедливости...»В. Каня
-«Не все жертвы нацизма были евреями. Но все евреи были жертвами нацизма» Эли Визель, лауреат Нобелевской премии
- «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»И.Бауэр, исследователь Холокоста
Согласны ли вы с подобными мнениями?
В чем смысл каждого высказывания в отдельности?
Есть ли среди высказываний то, с которым вы не согласны? Беседа с обучающимися, в которой они демонстрируют умение критически мыслить, делать выводы, аргументированно излагать свою точку зрения.
4. Творческие отчеты групп.«История спасения».
Учитель:Сегодня хотелось бы также поговорить о судьбах и жизни людей, чей человеческий подвиг стал ярким примером того, как должны жить люди в нашем непростом, противоречивом мире.Праведники мира... Кто они?
Еврейская легенда гласит – мир зиждется на 36 праведниках. Ничто не отличает их от простых смертных. И зачастую им самим неведомо кто они.
Но не будь хотя бы одного из них в каждом поколении, человечество захлебнулось бы в вопле отчаяния. Рауль Валленберг, Ирена Сендлер, Николай Кисилев, ТиунэСугихара, Янис Липке, Оскар Шиндлер, Карл Плагге, Алексей Глаголев и др.
Обучающиеся,заранее разделившись в группы, готовят небольшие проекты про спасение евреев во время Холокоста, о Праведниках мира(выбирают по желанию). Учитель помогает учащимся в поиске и отборе источников, необходимых для раскрытия вопроса каждой группы. В процессе работы учитель является консультантом и, если необходимо, дополнительным источником информации, поддерживает и поощряет учащихся.Проводится коллективное обсуждение и подводятся итоги работы. Право для выступления предоставляется всем членам группы, но при желании это может сделать ее лидер.
Выводы:Говоря о качествах, отличающихПраведников мира независимо от существующих между ними социальных, политических, религиозных и иных различий, нужно показать способность этих людей к сопереживанию, альтруизму, подчеркнув именно то человеческое, что вне зависимости от национальности, гражданства есть в человеке.
Давайте почтим память погибших во Второй мировой войне минутой молчания
5. Холокост в лицах.Учитель:Сохранились воспоминания и дневники многих людей, явившихся свидетелями тех событий. Многие люди узнали о Холокосте из «Дневника» Анны Франк, писавшей его в эти страшные годы. Дневник голландской девочки Анны Франк - один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя знаменитым на весь мир. Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.
В память о евреях – жертвах нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме, открытый в 1953 году. В Яд Вашем собрана информация о евреях- жертвах нацизма в 1933 — 1945 годах. Его посещают ежегодно более миллиона человек.
Это Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне, открытый в 1994 году, памятники в Будапеште, Саласпилсе, Берлине.
Учитель:Постараемся взглянуть на Холокост с правовой точки зрения. Давайте посмотрим фрагмент фильма С. Спилберга «Список Шиндлера»
Вопросы:
- Какие чувства вызывает фильм?
- Что запомнились вам более всего?
- Какие проблемы поднимаются в этом фильме?
Учитель:События Второй мировой войны нашли отражение и в литературных произведениях, например, в книгах Р. Левина «Мальчик из гетто», Е.Евтушенко «Бабий Яр», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Рыбакова «Тяжелый песок» и др.Книги обладают силой эмоционального воздействия, вызывают сопереживание. Учитель предлагает познакомиться с их кратким содержанием и написать дома по ним сочинение-эссе.
6.Итоги. Мы разные, но мы вместе
Учитель: Чтобы не повторилось трагедии, подобной Катастрофе еврейского народа, отношения между нациями должны строиться на принципах толерантности. Подведем итоги.
Вопросы для обсуждения на круглом столе:
Как вы считаете, нужно ли знать такие трагические моменты человеческой истории, как Холокост или проще сделать вид, что их не было?
Существует ли параллель между событиями Холокоста и межэтническими конфликтами нашего времени?
Что нужно сделать, чтобы в будущем и в настоящем не допустить повторения Холокоста?
Какую роль играет в современном мире толерантность?
Учитель: Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше сил требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…
Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно помнить, что еще не выкорчеваны все проявления Холокоста. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение.
Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.
Хочу закончить наш разговор высказыванием Бауэра: "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
Список используемой литературы
Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. – М., 2001.
Альтман И.А., Полторак Д.И. История Холокоста 1933-1945 гг. (пакет-комплект документальных материалов) – М., 2001.
Брухфельд С., Левин П.А. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе. 1933-1945 гг. М.: «Текст», 2000.