Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Самоцветы» (бисероплетение)
Submitted by Людмила Петровна Николаева on чт, 26/10/2017 - 12:12
Управление образования и молодежной политики
администрации Георгиевского городского округа
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества
Принята на заседании
Утверждаю:
методического совета
Директор МУДО ДДТ
Протокол от 01 сентября 2017 г. № 1
_____________ И.А. Лойко
Приказ от 01 сентября 2017 г. № 195
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Самоцветы»
(бисероплетение)
Возраст учащихся: 7-11 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Николаева Людмила Петровна,
педагог дополнительного образования
г. Георгиевск
2017 г.
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Самоцветы» (далее – программа) имеет художественную направленность, носит развивающий характер и направлена на изучение техник плетения бисером, развитие навыков бисероплетения, творческих способностей и художественного вкуса учащихся.
Программа разработана в 2006 году, обновлена в 2017 году в соответствии с требованиями Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).
Программа соответствует требованиям нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Актуальность программы заключается в том, что ее содержание позволяет учащимся развить не только творческие способности, но и сформировать исследовательский способ мышления в изучении различных предметов, создании оригинальных изделий, воспитании трудолюбия, усидчивости и аккуратности в работе.
Содержание программы базируется на опыте российской и зарубежной школ рукоделия. Изучение сокровищницы российского и мирового декоративно-прикладного искусства позволяет расширить кругозор, сформировать у учащихся художественный вкус и важные личностные качества, такие как нравственность, духовность и уважение к самобытности национальных культур.
Программа является модифицированной. В содержание программы внесены разделы, посвященные созданию творческих проектов учащихся.
Реализация программы осуществляется в соответствии со следующими принципами:
основной принцип дидактики (процесс изучения материала от простого к сложному);
доступность (четкость и простота изложения материала);
прочность знаний, умений и навыков;
использование на занятиях наглядности, технических средств;
связь теории с практикой (реализация полученных знаний при изготовлении изделий из бисера);
использование межпредметных связей (биология, геометрия, рисование, математика).
Отличительная особенность программы заключается в изучении различных приемов бисероплетения, которые применяются в изготовлении изделий, соответствующих уровню повышенной сложности. Выполнение композиций из цветов, плоских и объемных фигур животных, птиц, оформление (оплетение) пасхальных яиц способствует стимулированию интереса учащихся к дальнейшему изучению техники бисероплетения и определению профессионального выбора.
Программа адресована учащимся в возрасте от 7 до 11 лет.
Разработка программы осуществлялась в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей.
Для детей младшего школьного возраста (7-10 лет) особенно важной и значимой является личность учителя (обучающего взрослого), особенно для налаживания межличностных отношений, которые зачастую строятся на эмоциональной основе, идет активное формирование навыков самоконтроля, вначале этот процесс «стихиен», осуществляется путем совершения бесчисленных проб и ошибок, далее формируется самооценка как ретроспективная (оценка достигнутых результатов своей деятельности «Хорошо или плохо я сделал?»), так и прогностическая (т.е. оценка собственных возможностей «Могу я справиться с задачей или нет?»).
Руководство идеей личностно-ориентированного подхода к освоению знаний, умений и навыков учащихся позволяет педагогу раскрыть и развить индивидуальность и творческую одаренность каждого ребенка.
Прием учащихся в объединение осуществляется без конкурсного отбора.
Обучение проводится в учебных группах с детьми, близкими по возрасту с постоянным составом. Количество учащихся в учебных группах определяется в соответствии с п.3.4. СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).
Срок реализации программы 3 года. Объем освоения Программы за весь период обучения составляет 576 часов. После освоения полного объема программы, учащиеся при желании совершенствовать свое мастерство, могут продолжить обучение в объединении по индивидуальному учебному плану.
Основной формой организации образовательного процесса являются учебные занятия (теоретические и практические).
Теоретические занятия включают в себя знакомство с историей бисероплетения, его художественными особенностями и приемами.
Практические занятия основаны на изучении и исполнении приемов бисероплетения, формированием умений и навыков выполнения и оформления изделий.
Широкое применение в процессе обучения нашли такие виды работы, как просмотр литературы, посещение выставок декоративно-прикладного искусства с целью расширения кругозора и накопления опыта работы с изделиями из бисера.
Преобладание количества практических занятий над теоретическими обусловлено активным включением учащихся в конкурсную и исследовательскую деятельность, выражающуюся в разработке и выполнении творческих проектов и работ, требующей серьезной подготовки.
Программа носит практико-ориентированный характер, так как реализация образовательного процесса осуществляется через различные виды практической деятельности, из которых основными являются: разбор схем, изготовление и оформление композиций.
Большое внимание в процессе обучения отводится соблюдению техники безопасности и гигиены труда в работе с инструментами (иглой, ножницами, проволокой, клеем).
Занятия проводятся в следующем режиме: для первого года обучения – 2 раза в неделю по 2 академических часа (45 минут), количество занятий в год – 144; для второго и третьего годов обучения – 3 раза в неделю по 2 академических часа, количество занятий в год – 216.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: обучение приемам бисероплетения, развитие творческих способностей, художественного вкуса и личностных качеств учащихся.
Учет ключевых понятий о единстве трех составляющих образовательного процесса (обучения, развития и воспитания) позволил сформулировать задачи программы.
Задачи программы.
Предметные:
развить мотивацию учащихся к познанию и творчеству;
приобрести знания, умения и навыки по бисероплетению с соблюдением техники безопасности;
приобрести навыки свободного пользования схемами из литературы по бисероплетению, составлению их самостоятельно;
сформировать навык интегрирования знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения основ и приемов бисероплетения, предусмотренных содержанием программы;
развить индивидуальные способности, эмоциональную отзывчивость и творческое воображение учащихся;
ознакомить с историей народных ремесел, расширить художественный кругозор;
сформировать мастерство в исполнении изделий.
Метапредметные:
развить образное мышление;
развить внимание;
развить эстетический вкус;
развить моторные навыки;
развить личностные качества – самостоятельность, ответственность, аккуратность;
сформировать потребность в саморазвитии.
Личностные:
сформировать общественную активность личности, гражданскую позицию, культуру общения и умение работать в коллективе;
приобрести навыки здорового образа жизни.
1.3. Содержание программы
Содержание программы предусматривает распределение учебного материала по следующим этапам:
1 этап – репродуктивный – 1 год обучения, предусматривающий развитие познавательного интереса и мотивации к изучению основ декоративно-прикладного искусства, приобретение знаний, умений и навыков по бисероплетению;
2 этап – креативный – 2 и 3 годы обучения, предусматривающие совершенствование творческих способностей и мастерства в создании художественных изделий.
Первый год обучения
(7-9 лет)
Учебно-воспитательные задачи года:
знакомство с историей развития бисероплетения;
формирование интереса к декоративно-прикладному искусству;
обучение правильному обращению с инструментами (иглами, ножницами, проволокой, клеем), соблюдая при этом правила техники безопасности;
знакомство с правилами цветоведения;
обучение подбору цветов и оттенков бисера, их сочетания;
формирование навыка четкого выполнения основных приемов техники бисероплетения;
формирование навыка свободного пользования схемами и самостоятельного их составления;
развитие образного мышления, внимания, моторных навыков, творческих способностей;
формирование интереса к отечественной культуре, народному творчеству, эстетического отношения к окружающему миру;
Изучение основных приемов параллельного бисероплетения
4
1
3
3.
Изготовление цветка колокольчика
4
1
3
4.
Изготовление цветка ромашки
4
1
3
Изготовление цветка василька
4
1
3
Изготовление цветка незабудки
4
1
3
Изготовление цветка яблони
4
1
3
Изготовление цветка сирени
4
1
3
Изготовление цветка розы
4
1
3
Изготовление цветка тюльпана
4
1
3
Изготовление цветка фуксии
4
1
3
Раздел 2. Изготовление плоских фигурок животных
20
10
10
Беседа, опрос,
контрольное задание, готовое изделие, творческая работа
Фигурка бабочки
2
1
1
Фигурка стрекозы
2
1
1
Фигурка паучка
2
1
1
Проведение промежуточной аттестации. Выполнение контрольного задания: изготовление фигурки жука скарабея
2
1
1
Фигурка ящерицы
2
1
1
Фигурка крокодила
2
1
1
Фигурка совы
2
1
1
Фигурка петуха
2
1
1
Фигурка коровы
2
1
1
Фигурка слона
2
1
1
Раздел 3. Изготовление объемных фигурок животных
34
6
28
Опрос, контрольное задание,
готовое изделие,
беседа,
конкурс,
творческая работа
Основные приемы параллельного плетения. Техника исполнения объемных фигурок, плетение селезня
4
1
3
Фигурка осла
6
1
5
Фигурка петуха
6
1
5
Фигурка павлина
6
1
5
Фигурка зебры
6
1
5
Фигурка лося
6
1
5
Раздел 4.Плетение на леске
30
5
25
Беседа,
опрос, контрольное задание,
готовое изделие,
творческая работа
Низание в одну нить
4
1
3
Изготовление цепочки «змейка»
6
1
5
Изготовление цветка нарцисса
6
1
5
Изготовление цветка розы (шахматное плетение)
8
1
7
Изготовление цветка розы (ажурное плетение)
6
1
5
Раздел 5. Разработка и создание творческого проекта
18
6
12
Опрос, контрольное задание,
Конкурс,
творческая работа
Выбор темы проекта
Постановка целей и задач
2
2
-
Разработка структуры проекта.
2
2
-
Работа над созданием творческого проекта
12
-
12
Итоговое занятие по всем разделам программы
2
2
-
Выставка работ
Итого:
144
39
105
Содержание учебного плана
Раздел 1. Параллельное плетение на проволоке (40 ч)
Тема 1. Введение в программу (2 ч)
Занятие 1
Теория
Цель и задачи обучения по программе. Режим работы. Знакомство с содержанием работы с учащимися по предмету. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Современные направления бисероплетения.
Инструменты и материалы, необходимые для работы.
Организация рабочего места.
Правила положения рук и корпуса во время работы.
Правила соблюдения техники безопасности на занятии при работе с колющими и режущими предметами, клеем.
Тема 2. Изучение основных приемов бисероплетения (4 ч)
Занятия 2-3
Теория
Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Комбинирование приемов.
Техника выполнения. Анализ моделей. Разбор схем.
Практика
Выполнение элементов цветов с использованием приемов параллельного и петельного плетения.
Тема 3. Изготовление цветка колокольчика (4 ч)
Занятия 4-5
Теория
Разработка цветка колокольчика. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка колокольчика с использованием приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 4. Изготовление цветка ромашки (4 ч)
Занятия 6-7
Теория
Разработка цветка ромашки. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка ромашки с использованием приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 5. Изготовление цветка василька (4 ч)
Занятия 8-9
Теория
Разработка цветка василька. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка василька с использованием приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 6. Изготовление цветка незабудки (4 ч)
Занятия 10-11
Теория
Разработка цветка незабудки. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка незабудки с использованием приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 7. Изготовление цветка яблони (4 ч)
Занятия 12-13
Теория
Разработка цветка яблони. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка яблони с использованием приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 8. Изготовление цветка сирени (4 ч)
Занятия 14-15
Теория
Разработка цветка сирени. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка сирени с использованием приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 9. Изготовление цветка розы (4 ч)
Занятия 16-17
Теория
Разработка цветка розы. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка розы с применением приема игольчатого плетения, низания дугами. Комбинирование приемов. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 10. Изготовление цветка тюльпана (4 ч)
Занятия 18-19
Теория
Разработка цветка тюльпана. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветка тюльпана с применением приема игольчатого плетения, низания дугами. Комбинирование приемов. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Тема 11. Изготовление цветка фуксии (4 ч)
Занятия 20-21
Теория
Разработка цветка фуксии. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов цветков фуксии с применением приема параллельного плетения. Сборка элементов цветка. Оформление и составление букета из цветков. Зарисовка схемы.
Раздел 2. Изготовление плоских фигурок животных (20 ч)
Тема 1. Фигурка бабочки (2 ч)
Занятие 22
Теория
Применение приема параллельного плетения для изготовления фигурок животных на плоской основе.
Технология выполнения туловища, крылышек, лапок бабочки. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов фигурки бабочки (туловища, крылышек, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 2. Фигурка стрекозы (2 ч)
Занятие 23
Теория
Технология изготовления фигурки стрекозы на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов фигурки стрекозы (туловища, крылышек, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 3. Фигурка паучка (2 ч)
Занятие 24
Теория
Технология изготовления фигурки паучка на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов фигурки паучка (туловища, крылышек, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 4. Фигурка жука скарабея (2 ч)
Занятие 25
Теория
Технология изготовления фигурки жука скарабея на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов фигурки жука скарабея (туловища, крылышек, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 5. Фигурка ящерицы (2 ч)
Занятие 26
Теория
Технология изготовления фигурки ящерицы на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Выполнение элементов фигурки ящерицы (туловища, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 6. Фигурка крокодила (2 ч)
Занятие 27
Теория
Технология изготовления фигурки крокодила на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки крокодила (туловища, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 7. Фигурка совы (2 ч)
Занятие 28
Теория
Технология изготовления фигурки совы на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки совы (туловища, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 8. Фигурка петуха (2 ч)
Занятие 29
Теория
Технология изготовления фигурки петуха на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки петуха (туловища, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 9. Фигурка коровы (2 ч)
Занятие 30
Теория
Технология изготовления фигурки коровы на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки коровы (туловища, лапок) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 10. Фигурка бабочки (2 ч)
Занятие 31
Теория
Технология изготовления фигурки слона на плоской основе. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки слона (туловища, ног, ушей) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Раздел 3. Объемные фигурки животных (34 ч)
Тема 1. Основные приемы параллельного плетения. Техника исполнения объемных фигурок, плетение селезня (4 ч)
Занятия 32-33
Теория
Основной прием бисероплетения, используемый для изготовления объемных фигурок животных (параллельное плетение). Технология выполнения туловища, крылышек, лапок селезня. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки селезня (туловища, крылышек) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 2.Фигурка осла (6 ч)
Занятия 34-36
Теория
Технология изготовления объемной фигурки осла. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки осла (туловища, гривы) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 3.Фигурка петуха(6 ч)
Занятия 37-39
Теория
Технология изготовления фигурки петуха. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки петуха (туловища, лапок, хвоста) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 4.Фигурка павлина(6 ч)
Занятия 40-42
Теория
Технология изготовления фигурки павлина. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки павлина (туловища, лапок, хвоста) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 5.Фигурка зебры(6 ч)
Занятия 43-45
Теория
Технология изготовления фигурки зебры. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки зебры (туловища, ушей, хвоста) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Тема 6.Фигурка лося (6 ч)
Занятия 46-48
Теория
Технология изготовления фигурки лося. Разбор схемы.
Практика
Изготовление элементов фигурки лося (туловища, хвоста, рогов) с использованием приема параллельного плетения. Соединение элементов. Оформление фигурки. Зарисовка схемы.
Раздел 4. Плетение на леске (30 ч)
Тема 1.Низание в одну нить (4 ч)
Занятия 49-50
Теория
Эскизы и рабочие рисунки, применяемые для создания изделий из бисера. Традиционные приемы бисероплетения. Знакомство с приемом низания бисера «в одну нить», простая цепочка, цепочка с бусинками, цепочка с бугорками, цепочка с петельками, цепочка «зигзаг».
Практика
Изготовление браслета «елочка». Подбор бисера по цвету. Низание по схеме, крепление застежки.
Тема 2.Изготовление цепочки «змейка» (6 ч)
Занятия 51-53
Теория
Ознакомление с эскизами и рабочими рисунками для изготовления цепочек: «змейка» с цветком из шести лепестков, из восьми лепестков и «мозаика».
Практика
Изготовление браслета «Весенний цветок». Подбор бисера по цвету. Низание по схеме, крепление застежки.
Тема 3. Изготовление цветка нарцисса (6 ч)
Занятия 54-56
Теория
Разбор схемы цветка нарцисса с использованием приема игольчатого плетения.
Практика
Изготовление цветка на основе бусины. Подбор бисера по цвету Низание по схеме. Составление композиции из нескольких цветков.
Тема 4. Изготовление цветка розы (8 ч)
Занятия 57-60
Теория
Разбор схемы цветка розы и листа с использованием приема шахматного плетения.
Практика
Подбор бисера по цвету. Плетение на леске цветка розы, листьев, стебля. Низание по схеме. Составление композиции из цветков и листьев.
Тема 5. Изготовление цветка розы (6 ч)
Занятия 61-63
Теория
Разбор схемы цветка розы и листа с использованием приема ажурного плетения.
Практика
Подбор бисера по цвету. Плетение на леске цветка розы, листьев, стебля. Низание по схеме. Составление композиции из цветков и листьев.
Раздел 5.Разработка и создание творческого проекта.(18 ч)
Тема 1. Выбор темы проекта. Постановка целей и задач.(2 ч)
Занятие 64
Теория
Выбор темы проекта на основе изученного материала. Обоснование актуальности. Постановка цели и задач. Формулировка гипотезы исследования. Определение объекта и предмета, выбор методов исследования.
Тема 2. Разработка структуры проекта (2 ч)
Занятие 65
Теория
Разработка структуры проекта (введение, обзор литературы, основная часть, заключение). Выполнение и описание процесса работы над композицией.
Тема 3. Работа над созданием творческого проекта (12 ч)
Занятия 66-71
Практика
Выполнение эскиза композиции. Разбор схем. Освоение последовательности технологических приемов и операций.
Изготовление композиции из цветов, выполненных с применением приема параллельного плетения. Достижение цели, обсуждение результатов исследования.
Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Оформление творческого проекта.
Тема 4.Итоговое занятие по всем разделам программы (2 ч)
Занятие 72
Практика
Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов работы по программе за год.
Второй год обучения
(8-10 лет)
Учебно-воспитательные задачи года:
обучение самостоятельному составлению схем;
совершенствование творческих способностей;
совершенствование аккуратности в изготовлении изделий.
Учебный план
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
Раздел 1. Бонсай
42
4
35
Беседа,
опрос, контрольное задание
Вводное занятие
6
3
3
«Дерево счастья»
12
1
11
«Нежный бонсай»
12
1
11
«Сакура» (вишня)
12
1
11
Раздел 2. Композиции из бисера по мотивам сказок
39
5
34
Беседа,
готовое изделие,
опрос, контрольное задание
Наброски эскизов
Выполнение объемных фигурок персонажей сказок
3
1
2
Композиция по сказке «Гадкий утенок»
9
1
8
Композиция по сказке «Конек горбунок»
9
1
8
Композиция по сказке «Колобок»
9
1
8
Композиция по сказке «Серая шейка»
9
1
8
Раздел 3. Изготовление комплектов украшений
60
5
55
Опрос, контрольное задание,
Комплект украшений «Солнечный ажур»
12
1
11
Комплект украшений «Лазурное очарованье»
12
1
11
готовое изделие,
конкурс
Колье «Жемчужный блеск»
12
1
11
Колье «Очарованье»
12
1
11
Жгут «Счастье»
12
1
11
Раздел 4. Изготовление пасхального яйца
48
4
44
Приемы и варианты оплетения пасхального яйца
3
1
2
Опрос, контрольное задание,
конкурс
Пасхальное яйцо «Петушок»
15
1
14
Пасхальное яйцо с сюрпризом
15
1
14
Ажурное пасхальное яйцо с цветами
15
1
14
Раздел 5. Разработка и создание творческого проекта
27
6
21
Беседа,
опрос, контрольное задание,
творческая работа
Выбор темы проекта
Постановка целей и задач
3
3
-
Разработка структуры проекта
3
3
-
Работа над созданием творческого проекта
18
-
18
Итоговое занятие по всем разделам программы
3
-
3
Выставка работ
Итого:
216
27
189
Содержание учебного плана
Раздел 1. Бонсай (42 ч)
Тема 1. Вводное занятие (6 ч)
Занятия 1-2
Теория
Понятие о композиции «бонсай». Исторический экскурс. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления композиции бонсай (параллельное плетение, низание петлями). Технология выполнения элементов композиции бонсай.
Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила положения рук и корпуса во время работы. Правила техники безопасности.
Практика
Выполнение отдельных элементов композиции бонсай с использованием приемов параллельного плетения и низания петлями.
Тема 2. «Дерево счастья» (12 ч)
Занятия 3-6
Теория
Разбор схемы композиции «Дерево счастья». Технология выполнения элементов композиции. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Использование приема параллельного плетения в изготовлении композиции.
Практика
Выполнение отдельных элементов композиции. Сборка и закрепление композиции на основу. Использование композиции в оформлении интерьера.
Тема 4.Дерево «Нежный бонсай» (12 ч)
Занятия 7-10
Теория
Разбор схемы композиции «Дерево счастья». Технология выполнения элементов композиции. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Использование приема низания петлями в изготовлении композиции.
Практика
Выполнение отдельных элементов композиции. Сборка и закрепление композиции на основу. Использование композиции в оформлении интерьера.
Тема 5.«Сакура» (вишня) (12 ч)
Занятия 11-14
Теория
Разбор схемы композиции «Сакура». Технология выполнения элементов композиции. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение. Использование приема низания петлями в изготовлении композиции.
Практика
Выполнение отдельных элементов композиции. Сборка и закрепление композиции на основу. Использование композиции в оформлении интерьера.
Раздел 3. Композиции из бисера по мотивам сказок (48 ч)
Тема 1.Наброски эскизов объемных фигурок персонажей сказок (3ч)
Занятие 15
Теория
Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления объемных фигурок персонажей сказок: параллельное, петельное, игольчатое плетение.
Практика
Наброски эскизов композиций по сказкам.
Анализ схем фигурок.
Тема 2.Изготовление композиции по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» (9 ч)
Занятия 16-18
Теория
Разработка композиции по мотивам сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок». Выполнение эскиза.
Практика
Изготовление объемных фигурок персонажей сказки с применением изученных приемов плетения. Подготовка основы композиции. Сборка элементов и оформление композиции.
Тема 3.Изготовление композиции по мотивам сказкиП. П. Ершова «Конек-горбунок» (9 ч)
Занятия 19-21
Теория
Разработка композиции по мотивам сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Выполнение эскиза.
Практика
Изготовление объемных фигурок персонажей сказки с применением изученных приемов плетения. Подготовка основы композиции. Сборка элементов и оформление композиции.
Тема 4. Изготовление композиции по мотивам русской народной сказке «Колобок» (9 ч)
Занятия 22-24
Теория
Разработка композиции по мотивам русской народной сказки «Колобок». Выполнение эскиза.
Практика
Изготовление объемных фигурок персонажей сказки с применением изученных приемов плетения. Подготовка основы композиции. Сборка элементов и оформление композиции.
Тема 5.Изготовление композиции по мотивам сказкиД. Мамина-Сибиряка «Серая шейка»(9 ч)
Занятия 25-27
Теория
Разработка композиции по мотивам сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Выполнение эскиза.
Практика
Изготовление объемных фигурок персонажей сказки с применением изученных приемов плетения. Подготовка основы композиции. Сборка элементов и оформление композиции.
Раздел 3. Изготовление комплектов украшений (24 ч)
Разработка эскиза комплекта украшений «Солнечный ажур», состоящего из колье, браслета и серёг. Выбор бисера. Цветовое решение. Разбор и зарисовка схемы для изготовления комплекта украшений.
Разработка эскиза комплекта украшений «Солнечный ажур», состоящего из колье, браслета и серёг. Выбор бисера. Цветовое решение. Разбор и зарисовка схемы для изготовления комплекта украшений.
Тема 1. Приемы и варианты оплетения пасхального яйца (6 ч)
Занятия 48-49
Теория
История возникновения пасхального яйца. Приемы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, кирпичный стежок, полотно в крестик, ажурное плетение. Варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, «от макушки до макушки»; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Разработка орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы. Расчет плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Оформление изделия.
Тема 2. Пасхальное яйцо «Петушок» (15 ч)
Занятия 50-54
Теория
Разработка эскиза. Разбор схемы. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы (деревянной заготовки яйца). Расчет плотности плетения. Квадратное оплетение с орнаментом центральной части, тупого и острого концов яйца. Оформление пасхального яйца. Зарисовка схемы.
Тема 3. Пасхальное яйцо с сюрпризом (15 ч)
Занятия 55-59
Теория
Разработка эскиза. Разбор схемы. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы (деревянной заготовки яйца). Расчет плотности плетения. Квадратное оплетение с орнаментом центральной части, тупого и острого концов яйца. Изготовление фигурки, играющей роль сюрприза. Оформление пасхального яйца. Зарисовка схемы.
Тема 4. Ажурное пасхальное яйцо с цветами (15 ч)
Занятия 60-64
Теория
Разработка эскиза. Разбор схемы. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы (деревянной заготовки яйца). Расчет плотности плетения. Квадратное оплетение с орнаментом центральной части, тупого и острого концов яйца. Изготовление цветов. Оформление пасхального яйца. Зарисовка схемы.
Раздел 6.Разработка и создание творческого проекта (27 ч)
Тема 1. Выбор темы проекта. Постановка целей и задач (3 ч)
Занятие 65
Теория
Выбор темы на основе изученного материала. Обоснование актуальности. Постановка целей и задач. Формулировка гипотезы исследования.
Определение объекта и предмета, выбор методов исследования.
Тема 2. Разработка структуры проекта (3 ч)
Занятие 66
Практика
Разработка структуры проекта (введение, обзор литературы, основная часть, заключение). Выполнение и описание процесса работы над композицией.
Тема 3. Работа над созданием творческого проекта (15 ч)
Занятия 67-71
Практика
Выполнение эскиза композиции.
Разбор схем. Освоение последовательности технологических приемов и операций.
Изготовление композиции, выполненной с применением изученных приемов. Достижение цели, обсуждение результатов исследования.
Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Оформление творческого проекта.
Тема 4. Итоговое занятие по всем разделам программы (3 ч)
Занятие 72
Практика
Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки. Подведение итогов работы по программе за год.
Третий год обучения
(9-11 лет)
Учебно-воспитательные задачи года:
обучение самостоятельному составлению схем;
совершенствование творческих способностей;
совершенствование аккуратности в изготовлении изделий.
Учебный план
№
п/п
Раздел, тема
Количество часов
Формы аттестации/контроля
всего
теория
практика
Раздел 1. Низание объемное, параллельное, крестиком
27
3
24
Беседа,
опрос, контрольное задание,
готовое изделие
Вводное занятие
Низание крестиками
Изготовление браслета «Незабудка»
9
1
8
Параллельное низание
Изготовление браслета «Розовый хамелеон»
9
1
8
Объемное низание
Изготовление колье «Воздушная змейка»
9
1
8
Раздел 2. Техника петельного плетения
27
3
24
Готовое изделие,
опрос, контрольное задание
Брошь «Букет мимозы»
Наращивание длины цепочки
9
1
8
Брошь «Гроздь рябины»
9
1
8
Брошь «Ветка сирени»
9
1
8
Раздел 3. Ажурное плетение
99
10
89
Опрос, контрольное задание,
готовое изделие,
конкурс
Воротничок «Ромб» в три ячейки
9
1
8
Колье «Нежность»
9
1
8
Колье «Праздничное»
9
1
8
Колье «Солнечный ажур»
9
1
8
Колье «Лазурное очарованье»
9
1
8
Колье «Вдохновенье»
9
1
8
Колье «Малахитовое»
9
1
8
Жгут «Жемчужный блеск»
12
1
11
Жгут «Очарованье»
12
1
11
Жгут «Счастье»
12
1
11
Раздел 4. Изготовление пасхального яйца
39
4
35
Опрос, контрольное задание,
конкурс,
готовое изделие
Приемы и варианты оплетения пасхального яйца
3
1
2
Пасхальное яйцо «Петушок»
12
1
11
Пасхальное яйцо с сюрпризом
12
1
11
Ажурное пасхальное яйцо с цветами
12
1
11
Раздел 5. Разработка и создание творческого проекта
24
6
18
Беседа,
опрос, контрольное задание,
творческая работа
Выбор темы проекта
Постановка целей и задач
3
3
-
Разработка структуры проекта
3
3
-
Работа над созданием творческого проекта
15
-
15
Итоговое занятие по всем разделам программы
3
-
3
Выставка работ
Итого:
216
26
190
Содержание учебного плана
Раздел 1. Низание объемное, параллельное, крестиком (27 ч)
Тема 1.Изготовление браслета «Незабудка» (9 ч)
Занятия 1-3
Теория
Введение в программу
Разработка эскиза браслета «Незабудка». Выбор бисера. Цветовое решение. Разбор и зарисовка схемы для изготовления браслета.
Практика
Изготовление браслета с применением изученных приемов плетения. Наращивание длины цепочки. Прикрепление застежки, оформление браслета.
Тема 1. Приемы и варианты оплетения пасхального яйца (6 ч)
Занятия 50-51
Теория
История возникновения пасхального яйца. Приемы бисероплетения, используемые для оплетения пасхальных яиц: полотно, кирпичный стежок, полотно в крестик, ажурное плетение. Варианты оплетения пасхальных яиц: по секторам, «от макушки до макушки»; оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Виды основы: папье-маше, парафиновая, деревянная. Разработка орнамента. Зарисовка схем. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы. Расчет плотности плетения. Оплетение центральной части, тупого и острого концов яйца. Оформление изделия.
Тема 2. Пасхальное яйцо «Петушок» (15 ч)
Занятия 52-56
Теория
Разработка эскиза. Разбор схемы. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы (деревянной заготовки яйца). Расчет плотности плетения. Квадратное оплетение с орнаментом центральной части, тупого и острого концов яйца. Оформление пасхального яйца. Зарисовка схемы.
Тема 3. Пасхальное яйцо с сюрпризом (15 ч)
Занятия 57-61
Теория
Разработка эскиза. Разбор схемы. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы (деревянной заготовки яйца). Расчет плотности плетения. Квадратное оплетение с орнаментом центральной части, тупого и острого концов яйца. Изготовление фигурки, играющей роль сюрприза. Оформление пасхального яйца. Зарисовка схемы.
Тема 4. Ажурное пасхальное яйцо с цветами (15 ч)
Занятия 62-66
Теория
Разработка эскиза. Разбор схемы. Выбор бисера. Цветовое решение композиции.
Практика
Подготовка основы (деревянной заготовки яйца). Расчет плотности плетения. Квадратное оплетение с орнаментом центральной части, тупого и острого концов яйца. Изготовление цветов. Оформление пасхального яйца. Зарисовка схемы.
Раздел 6.Разработка и создание творческого проекта (24 ч)
Тема 1. Выбор темы проекта. Постановка целей и задач (3 ч)
Занятие 67
Теория
Выбор темы на основе изученного материала. Обоснование актуальности. Постановка целей и задач. Формулировка гипотезы исследования.
Определение объекта и предмета, выбор методов исследования.
Тема 2. Разработка структуры проекта (3 ч)
Занятие 68
Практика
Разработка структуры проекта (введение, обзор литературы, основная часть, заключение). Выполнение и описание процесса работы над композицией.
Тема 3. Работа над созданием творческого проекта (15 ч)
Занятия 69-73
Практика
Выполнение эскиза композиции.
Разбор схем. Освоение последовательности технологических приемов и операций.
Изготовление композиции, выполненной с применением изученных приемов. Достижение цели, обсуждение результатов исследования.
Формулировка выводов и оценка полученных результатов.
Оформление творческого проекта.
Тема 4. Итоговое занятие по всем разделам программы (3 ч)
Занятие 74
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые результаты первого года обучения
Учащиеся должны знать:
историю развития бисероплетения;
виды бисера;
разновидности приемов бисероплетения;
понятие схемы;
цветовую композицию при выборе бисера.
Уметь:
готовить материалы к работе;
различать виды бисера;
выполнять изучаемые приемы бисероплетения;
подбирать бисер с учетом цветовой композиции;
оценивать художественные изделия, выявлять особенности их выполнения.
Ожидаемые результаты второго года обучения
Учащиеся должны знать:
приемы бисероплетения;
композиционное сочетание цвета при выборе бисера.
Уметь:
свободно пользоваться схемами и составлять их самостоятельно;
выполнять приемы бисероплетения;
выявлять особенности и определять качество выполнения художественного изделия.
Ожидаемые результаты третьего года обучения
Учащиеся должны знать:
приемы бисероплетения;
композиционное сочетание цвета при выборе бисера.
Уметь:
свободно пользоваться схемами и составлять их самостоятельно;
выполнять приемы бисероплетения;
выявлять особенности и определять качество выполнения художественного изделия.
Планируемые результаты:
Предметные:
развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству;
приобретение знаний, умений и навыков по бисероплетению с соблюдением техники безопасности;
приобретение навыков свободного пользования схемами из литературы по бисероплетению, составлению их самостоятельно;
формирование навыка интегрирования знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе изучения основ и приемов бисероплетения, предусмотренных содержанием программы;
развитие индивидуальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся;
знакомство с историей народных ремесел, расширение художественного кругозора;
формирование мастерства в исполнении изделий.
Метапредметные:
развитие образного мышления;
развитие внимания;
развитие эстетического вкуса;
развитие моторных навыков;
развитие личностных качеств – самостоятельности, ответственности, аккуратности;
формирование потребности в саморазвитии.
Личностные:
формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и умения работать в коллективе;
приобретение навыков здорового образа жизни.
Раздел №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график - составная часть Программы (приложение 1), составлен в соответствии с календарно-учебным графиком МУДО ДДТ на 2017-2018 учебный год.
Календарный учебный график устанавливает конкретные календарные сроки реализации Программы в соответствии с учебным планом с учётом праздничных и выходных дней, составлен для каждой учебной группы.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Для успешной реализации программы необходимо наличие следующих составляющих:
учебного кабинета с соответствующим оборудованием (учебная мебель, магнитная демонстрационная доска, материалы и инструменты по бисероплетению), наглядными пособиями и дидактическими материалами;
помещения для демонстрации выставок со стеллажами для работ учащихся;
технического оснащения (средства мультимедиа: компьютер, демонстрационный экран, проектор, видеокамера).
Кадровое обеспечение реализации программы.
Для обеспечения реализации программы необходимо наличие педагога, профессионально владеющего техникой бисероплетения, способного создать на занятиях благоприятную атмосферу, в которой каждый учащийся сможет в достаточной мере развить и проявить творческий потенциал и личностные качества.
2.3. Формы аттестации
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамота, готовая работа, диплом, журнал посещаемости, портфолио, фото, отзыв детей и родителей, беседа, опрос, контрольное задание.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, конкурс, открытое занятие, портфолио, творческая работа.
2.4. Оценочные материалы
В целях отслеживания результатов реализации программы проводится аттестация учащихся в течение каждого учебного года в форме диагностики знаний, умений и навыков (ЗУН) по уровням «высокий», «средний» и «низкий» по показателям, соответствующим содержанию изучаемого учебного материала. При определении уровня знаний, умений и навыков учащихся применяются критерии, разработанные в соответствии с содержанием ожидаемых результатов программы по годам обучения с учетом повышения сложности выполняемых заданий.
Аттестация включает в себя следующие виды:
промежуточная – на итоговом занятии, проводимом в форме выставки работ в конце первого и второго годов обучения, результаты промежуточной аттестации заносятся в диагностические карты (приложение 2);
итоговая – на итоговом занятии, проводимом в форме выставки работ в конце третьего года обучения, результаты итоговой аттестации учащихся вносятся в протокол (приложение 3).
2.5. Методические материалы
Программа обеспечена различными разработками практических заданий (схем), бесед о декоративно-прикладном искусстве, о современных тенденциях моды, наглядными пособиями и дидактическими материалами.
Методы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, анализ выполненных работ, рекомендации учащимся и т.д.);
наглядный – показ видеоматериалов, иллюстраций, демонстрация педагогом выполнения задания, работа по образцу;
практический – выполнение работ учащимися, применение здоровьесберегающих технологий (разминка для рук, ног, корпуса, пальчиковая гимнастика).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятии:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
коллективный – организация творческого взаимодействия между всеми учащимися при создании коллективной работы;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы.
Формы организации учебного занятия: беседа, выставка, защита проектов, конкурс, мастер-класс, открытое занятие, презентация.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия. Учебное занятие состоит из теоретической и практической части. Теоретические занятия включают в себя знакомство с историей бисероплетения, его художественными особенностями и приемами.
Практические занятия основаны на изучении и исполнении приемов бисероплетения, формированием умений и навыков выполнения и оформления изделий.
Широкое применение в процессе обучения нашли такие виды работы, как просмотр литературы, посещение выставок декоративно-прикладного искусства с целью расширения кругозора и накопления опыта работы с изделиями из бисера.
Преобладание количества практических занятий над теоретическими обусловлено активным включением учащихся в конкурсную и исследовательскую деятельность, выражающуюся в разработке и выполнении творческих проектов и работ, требующей серьезной подготовки.
Дидактические материалы: учебные пособия со схемами плетения, фотографии, литература по бисероплетению, журналы мод, видеоматериалы, работы учащихся объединения и др.
2.6. Список литературы
Для педагога
Аполозова Л.М. Бисероплетение. – М., 1997.
Бабина Н.Ф. Развитие творческого мышления учащихся при решении кроссвордов. – Воронеж 2000.
Белякова Н. Пасхальные яйца. – СПб., 2000.
Богданов В.В., Попова С.Н. Истории обыкновенных вещей. – М., 1992.
Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002.
Божко Л. Бисер. – М., 2000.
Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
Журнал «Школа и производство». Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
Исакова Э. Ю., Стародуб К.И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера. Плетение на леске. – Ростов-на- Дону 2004.
Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002.
Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. – Ростов-на- Дону 2004.
Для учащихся
Артамонова Е. Украшения и сувениры из бисера. – М., 1993.
Берлина Н.А. Игрушечки. – М., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998.
Фигурки из бисера. Сост. Лындина Ю. – М., 2001.
Приложение 1
Календарный учебный график
Первый год обучения
(6-8 лет)
№
п/п
Дата проведения занятия
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Второй год обучения
(7-9 лет)
№
п/п
Дата проведения занятия
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Третий год обучения
(8-10 лет)
№
п/п
Дата проведения занятия
Время проведения занятия
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Место проведения
Форма контроля
Приложение 2
Диагностическая карта
определения уровня знаний, умений и навыков учащихся