Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой человек, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны, в дальнейшем они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Для того чтоб сформировать патриотические чувства необходимо развивать интерес у детей к своей национальной культуре, искусству. О роли и значении народного искусства в патриотическом воспитании детей писали многие учёные (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). В своих работах они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Практика показывает, что дети особенно любят устное народное творчество. Фольклорные произведения доступны им по содержанию, они создают своеобразное эмоциональное настроение. Включая в работу творческого объединения «Хореография» знакомство с народными играми усваивается, шлифуются знания о родных традициях и культуре. Не следует забывать, что знакомить с культурой народа (его языком, историей, характером) - дело чести каждого, кто работает с детьми. Испокон веков для русских характерна толерантность, гостеприимство, милосердие. Язык - богатство нации, душа народа, выражение его характера, самобытности, основной элемент культуры. И очень важно вводить в обиход детей русское слово, национальные танцы, песни, игры. Когда дети знакомятся с народными обрядами, семейными праздниками, которые на протяжении столетий радовали «русича», и принимают в них участие – все это формирует яркое личностное представление о культуре и самобытности своего народа. Таким образом, мы подводим ребенка к постижению жизненной культуры народа, общечеловеческих ценностей как выражение духовности, формируем чувство уважения к прошлому русского народа.
В работе творческого объединения «Хореография» ставятся задачи патриотического воспитания по средством русского танца, в которых главным является обеспечение усвоения практических умений и навыков при изучении программного материала, а именно:
- изучение терминологии в народном танце;
- изучение истории танцевальной культуры;
- знакомство с основами актерского мастерства танцоров;
- обучение хореографическим комбинациям под музыку, дающих представление о танце;
- воспитание у юного поколения умение преодолевать трудности, возникающие перед ними в выполнении различных упражнений;
- формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся;
- прививать уважение к традициям своего народа.
На занятиях хореографией в Доме детского творчества детям прививается мысль, что танец - это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также - четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений дети под руководством педагога – хореографа создают конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.
При работе с хореографическим коллективом педагог учитывает, что восприятие образов у детей в танце может быть как непосредственным, так и ассоциативным. В процессе работы над хореографической композицией народного танца дети начинают осознавать, что темп, ритм, характер мелодии неразрывно связаны с содержанием и лексикой танца. В танце отображаются различные образы, в которых раскрываются художественность, конкретность и правдивость. Понятие народного творчества как квинтэссенции менталитета нации, характера, надежд, чаяний народа должно стать одной из главных составляющих патриотической работы с коллективом. Используя народную песню и танец в работе, педагог прививает любовь к изучению истории народа, что, несомненно, является важной частью патриотического воспитания. Через эти составляющие народного творчества дети познают, что древнейших искусств великое множество и народный танец – одно из них. Развитие древнего искусства народного танца предполагает выражение своего эмоционального состояния с помощью тела. В танце отражаются быт и повседневная жизнь человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а затем - вместе с музыкой) выражает впечатления печали и радости.
|