Постановочная работа в хореографическом коллективе при подготовке "Русской сюиты"
Submitted by Евгения Андреевна Торопкова on Tue, 03/10/2017 - 11:24
В творческом объединении «Хореография», так же как и любом любительском коллективе, основной формой учебного процесса является урок. Это репетиционные, коллективные занятия, на которых обучающиеся практически осваивают и закрепляют необходимые знания, умения и навыки, а также индивидуальное общение педагога и детей. При этом обучение основывается на соблюдении общепедагогических принципов: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности, прочности усвоения знаний, индивидуального и дифференцированного подхода. При этом педагоги обращаются к опыту передовых профессиональных хореографических школ, у которых сложилась своя система обучения, а изучение специальных дисциплин является составной частью подготовки высокопрофессионального исполнителя. Педагогу любительского коллектива необходимо владеть этими дисциплинами, но при этом иметь в виду, что организация и содержание работы должны быть иными, так как творческие интересы его воспитанников носят иную направленность. Поэтому методика обучения непрофессионалов отлична от профессионального обучения. Учебный процесс в любительских коллективах происходит в такой же последовательности, однако овладение профессиональными навыками и освоение репертуара подчиняются максимальному развитию творческих способностей.
Одной из важных танцевальных форм, которые изучают учащиеся на уроках народно – сценического танца, является сюита. Сюита получила свое развитие в конце XVI - начале XVII века. Эта композиция была составлена из контрастных старинных танцев. В нее входили четыре танца: аллеманда -умеренно-медленный; куранта - подвижный; сарабанда - очень медленный; жига - очень быстрый. Внутри сюиты между сарабандой и жигой могли быть помещены и другие танцы; буре, гавот, менуэт, старинный полонез, позднее контрданс. Сюиту исполняли на балах. С течением времени ее композиции усложнялись, вводились новые движения на основе действенного развития. Этим сюита отличается от дивертисмента. Её композиция может быть составлена из орнаментальных, бессюжетных действенных или сюжетных танцев.
Признаками композиции сюиты являются;
-наличие нескольких танцев;
-наличие единой темы, вида танца;
-действенное контрастное развитие (начало, развитие, завершение).
Особенности изучения «русской сюиты» в организации и методическом осмыслении самых разнообразных элементов русского танца раскрывает широкие возможности и для освоения техники учащимися, и для эмоционального развития актерских данных и широко образовывает, знакомя с национальной пластической и музыкальной культурой русского народа. В школе русского танца им. Т.А. Устиновой, где ведущий предмет “русский танец” суммирует в себе несколько курсов: урок танца (техника и манера исполнения), изучение фольклорных вариантов, импровизация и освоение репертуара танцевальной группы Государственного академического хора им. Пятницкого. Русский танец имеет свои задачи, но главная из них - привить любовь и подлинный интерес к русской танцевальной культуре [35,с.54].
При постановке Русской сюиты педагоги Дома детского творчества большое внимание уделяют изучению истории и теории методики обучения русскому танцу, освоению техники, стиля и манеры исполнения основных элементов, различных видов танца народов Российской Федерации, определению содержания методики преподавания русского танца.
Изучение танцевальной композиции «Русская сюита» дает обучающимся в творческом объединении «Хореография» возможность приобрести нужную технику исполнения, обогатить творческую фантазию, развить координацию движений, музыкальность и чувство ритма, проявить свой актерский темперамент, органично чувствовать себя на сцене. Важную развивающую и воспитательную функцию несет процесс усвоения терминологии народно – сценического танца. Терминология (от лат. terminus – граница, предел и греч. logos – учение) – специальный язык, совокупность специальных и искусственных знаков, употребляемых в науке или в искусстве.
Обучая воспитанников русскому танцу, педагоги Дома детского творчества используют различные методы и приемы задействования народного искусства для сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.
_________________
21 Устинова Т. Избранные русские народные танцы / Т.Устинова. - М., 1996. – 478 с.
Главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит ведущая роль в формировании таких важных качеств у человека как научное мировоззрение, сознательность и убежденность. Педагоги разъясняют учащимся правила поведения, знакомят со сложившимися обычаями и традициями, а при совершении каких-либо проступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.
Для привития моральных и других профессионально важных качеств личности определяющее значение имеет системность в упражнениях, что подразумевает последовательность, плановость, регулярность. Необходимо воспитывать у учащихся культуру поведения, приучать их к дисциплине, к неукоснительному выполнению танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.