Submitted by Олеся Владиславовна Саженкова on пн, 04/09/2017 - 11:25
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 49 комбинированного вида»
Конспект НОД
« Что нам осень принесла?»
Развитие связной речи у дошкольников с ОНР
Составила:
Учитель – логопед
Саженкова Олеся Владиславовна
2017 год
Цель занятия: обобщение знаний по лексической теме « Осень»
Задачи:
Образовательные задачи:
-систематизировать знания детей об осени;
- обогащать активный и пассивный словарь по теме;
- учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения;
- Закрепить навык образования прилагательного от существительного;
Развивающие задачи:
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование: картинки с изображением примет осени, зверей, овощей и фруктов, ноутбук, проектор, картон, цветная бумага, клей, кисточки, герой Лесовичок.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, чтение пословиц, поговорок, загадок об осени, выполнение аппликации.
Правильно, молодцы. Сегодня мы будем говорить об осени.
А что вы знаете об осени? ( Ответы детей).
- Правильно. Стало холоднее, листья на деревьях раскрасились в разные цвета, по утрам на траве иней. Вы молодцы, очень много знаете об осени. Но я предлагаю вам отправиться на экскурсию в лес, чтобы спросить у зверей, как они встречают осень. Отправляемся в путь, на лесную опушку.
Физминутка:
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба «змейкой”).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Ну вот мы и дошли до лесной опушки. Давайте посмотрим вокруг. Что вы видите? ( слайд с осенними месяцами). На всех картинках осень. Но, если внимательно присмотреться, мы увидим, что они отличаются, потому что для каждого месяца приметы осени разные. Вот послушайте:
Август месяц хлопотливый –
Спеют яблоки и сливы,
Спеют персики и груши.
Только успевай их кушать,
А вот клены во дворе
Опадают в … (сентябре).
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Самый хмурый месяц года,
Хочется домой, –
Скоро сонная природа
Встретится с зимой (ноябрь). Слайд с осенними месяцами.
Как вы видите ,осень бывает разная. А посмотрите на деревья. Слышите, как шелестят листочки. Давайте вспомним, какие деревья вы знаете и какие на них листочки?
1,2,3,4,5 будем листья собирать,
Листья березы, листья рябины,
Листики клена, листья осины,
Листики дуба мы соберем
В группы осенний букет принесем! ( слайд с деревьями и листочками).
Динамическая пауза: движения по тексту
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Отдохнули? Идем дальше. Послушайте, как тихо стало в лесу. Не слышно птиц, не видно животных. Наверное, все спрятались или спят. (За деревьями кто – то ходит.)
( сюрпризный момент – Лесовичок). В руках – тетрадка и ручка.
- Здравствуй, Лесовичок. Мы пришли в лес посмотреть, как в лесу осень встречают, но почему – то никого не видим. Где все?
Лесовичок: Здравствуйте, гости дорогие. Мы встречаем осень, но скоро зима и я проверяю, все ли готовы к ней: запаслись ли животные ягодами, все ли птицы улетели, собирается ли медведь спать. Для этого я в тетрадке все записываю, всех считаю. А вдруг, кому – то помощь моя нужна?
Лесовичок, ты очень заботливый. Мы тебе чем – то можем помочь?
Лесовичок: А чего не помочь – то! Помогите. Назовите лесных животных, а то я со счету сбился.
Физминутка « На водопой»
Звери шли на водопой.
За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)
За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)
Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – «лакают”. Слайд с лесными животными.
Ребята, а чем запасаются животные на зиму? ( Ответы детей).
Слайд с запасами животных.
Лесовичок: Какие вы молодцы! Вот теперь у меня порядок.
Давайте поиграем в загадки. Лесовичок загадывает загадки о приметах осени.
Слезки капают из тучи –
Плачет мастер невезучий.
Хмурой осени художник —
Хлюпает по лужам…
(дождик)
Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает…
(иней)
Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …( слякоть)
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла...
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно ...
(Листопад) Слайд с приметами осени
Молодцы! Ну что же, мне пора. У меня еще много дел.
( Лесовичок уходит, дети с ним прощаются).
Ну вот, мы узнали, где все спрятались. Звери готовятся к зиме, птицы улетают в теплые края, а нам пора возвращаться в наш сад.
(Дети садятся за столы. )
Ну вот, мы снова в нашей группе. Мы узнали, как в лесу встречают осень. А что нам осень принесла?
Песня « Что нам осень принесет»Музыка Зары Левиной
Слова Лидии Некрасовой
Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
- Яблоки румяные, сладкий мёд,
Яблоки румяные, сладкий мёд.
2
Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
- Разных овощей полный огород,
Разных овощей полный огород!
3
Что нам осень принесёт?
Что нам осень принесёт?
- Золотого хлебушка на весь год,
Золотого хлебушка на весь год!
Правильно! Мы тоже выращивали овощи и фрукты, чтобы у нас были витамины на весь год. ( слайд с овощами и фруктами).
Молодцы! Давайте вспомним, где мы сегодня были, что узнали нового? Для рассказа предлагаются мнемотаблицы. После рассказа предлагается игра.
Дидактическая игра « Какой, какая, какие».
Осень ( какая?)…..
Ветер ( какой?)…..
Листья ( какие?)…. И т.д.
( Дети отвечают). Вы были очень внимательные!
Мне кажется, что мы должны Лесовичку сделать подарок. Он нам очень помог. Давайте для него выполним аппликацию « Букет из осенних листиков». На слайде показаны варианты поделок из листьев.
Дети с воспитателем выполняют работу. Подводятся общие итоги.