Девять опасных ошибок на сайте: как оградить школу от штрафа в 100 тысяч
№ 9 Сентябрь 2017 года
Управление организацией / Разъяснение
Елена Пуляева, кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Мы провели экспертизу 80 школьных сайтов и нашли однотипные ошибки. По итогам составили карту с контрольными точками. По ним легко отследить, какую информацию на сайте нужно добавить или удалить. Удостоверьтесь, что вам не грозит штраф.
В статье - девять распространенных ошибок на сайтах школ и рекомендации, как их устранить. Ошибки можно посмотреть на интерактивной карте. Если их не исправить, проверяющие выпишут крупный штраф: до 30 000 рублей директору и до 100 000 рублей школе. Заплатить придется, даже если в штате нет программиста или плохо работает интернет.
Карта школьного сайта
1. Подразделения. Укажите наименования, Ф. И. О. руководителей и место нахождения структурных подразделений, разместите положения об их деятельности.
2. Педагоги. Укажите информацию о педагогах: Ф. И. О., уровень образования, направление подготовки или специальности по диплому, сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке, стаж работы – общий и по специальности.
3. Локальные акты. Разместите учредительные документы и локальные акты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности школы. Обновляйте их в течение 10 дней после внесения изменений.
4. Предписания. Публикуйте предписания контролирующих органов и отчеты о том, что школа оперативно их выполнила.
5. Условия для граждан с ОВЗ. Если в школе нет условий для инвалидов и лиц с ОВЗ, укажите информацию из паспорта доступности и сроки проведения мероприятий из дорожной карты.
6. Платные услуги. Укажите виды платных образовательных услуг, разместите локальный акт (положение, порядок) о платной образовательной деятельности, документы о стоимости обучения и образцы договоров.
6. Кружки и секции. Если в школе есть бесплатные кружки и секции, укажите их наименования, возраст учеников, режим занятий и сведения о преподавателях.
7. Прием в школу. Укажите количество свободных мест для приема по классам для детей, которые проживают и не проживают на закрепленной территории.
8. Обработка персональных данных. Разместите документ (политику, положение) об обработке персональных данных, форму согласия на обработку персональных данных учащихся и работников
9. Учащиеся. Не размещайте Ф. И. О., другие личные сведения, фотографии учащихся и выпускников, если у вас нет согласий на обработку персональных данных и публикацию изображений.
1. Нет информации о структурных подразделениях
Подраздел сайта «Структура и органы управления образовательной организацией»
Укажите наименования структурных подразделений и данные об их руководителях: Ф. И. О., должность. К структурным подразделениям относятся филиалы, центры, методические объединения, подготовительные отделения, библиотеки, музеи, спортивные клубы, психологические службы и т. д. (ч. 2 ст. 27 Закона об образовании).
Разместите копии положений о деятельности подразделений, напишите, если есть, адрес сайта и электронную почту.
2. Нет сведений об уровне образования и стаже работы педагогов
Подраздел сайта «Руководство. Педагогический состав»
Проверьте, есть ли на сайте сведения о педагогах:
- уровень образования;
- направление подготовки или специальности по диплому;
- информацию о повышении квалификации, профессиональной переподготовке;
- стаж работы – общий и по специальности.
Публикация таких сведений с указанием Ф. И. О. педагогов – обязанность школы (п. 3.6 Требований, утвержденных приказом Рособрнадзора № 785), поэтому Закон о персональных данных вы не нарушите.
3. Отсутствуют обязательные документы
Подраздел сайта «Документы»
Чаще всего на сайтах школ отсутствуют копии:
- коллективного договора;
- правил внутреннего трудового распорядка;
- правил внутреннего распорядка учащихся.
Однако мы рекомендуем проверить, опубликованы ли на сайте другие обязательные документы: устав, лицензия на образовательную деятельность, свидетельство о госаккредитации, план финансово-хозяйственной деятельности (бюджетная смета), локальные акты, устанавливающие правила приема, перевода и отчисления учащихся, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, режима занятий.
Документы на сайте нужно обновлять в течение 10 дней со дня их изменения. Поручите это делать работнику, ответственному за ведение сайта (Скачать шаблон приказа о назначении ответственных за ведение сайта).
Выполните еще ряд предупреждающих мер:
- включите в приказы об утверждении редакций документов формулировки об их актуализации на сайте;
- пропишите процедуру актуализации в положении о сайте;
- контролируйте размещение и обновление документов лично, например раз в месяц.
4. Отсутствуют предписания и отчеты об их исполнении
Подраздел сайта «Документы»
Публикуйте на сайте предписания контрольных органов и отчеты об их исполнении. Вы обязаны это делать по закону (подп. «д» п. 3.3 Требований, утвержденных приказом Рособрнадзора № 785). Не бойтесь, что информация о нарушениях повредит репутации школы. Родители могут узнать о них из других источников, например – на сайте прокуратуры. Если вы оперативно выполнили требования, то, наоборот, повысите доверие к коллективу.
5. Нет сведений об условиях обучения детей с ОВЗ
Подраздел сайта «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса»
Школа обязана разместить на сайте сведения, которые касаются инвалидов и лиц с ОВЗ:
- об адаптированных образовательных программах;
- электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях;
- учебных кабинетах, библиотеках, спортивных объектах, средствах обучения и воспитания, приспособленных для инвалидов и лиц с ОВЗ;
- о доступе в здания инвалидов и лиц с ОВЗ;
- об условиях питания и охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ;
- о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям;
- специальных технических средствах обучения для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Требование действует с 27 мая 2017 года для всех школ без исключения. Но большинство директоров его не выполнили. Кто-то не успел, а кто-то посчитал, что делать это не обязательно, ведь из-за отсутствия финансирования многие школы не могут создать условия для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для проверяющих финансовые проблемы не оправдание. Чтобы избежать штрафа, дайте на сайте информацию о том, что работа по созданию условий для инвалидов и лиц с ОВЗ ведется. Укажите сведения из паспорта доступности, мероприятия и сроки их проведения из дорожной карты.
6. Нет информации о платных образовательных услугах
Подраздел сайта «Платные образовательные услуги»
Если школа ведет платную образовательную деятельность, она обязана дать о ней полную информацию на сайте, в том числе указать стоимость услуг и опубликовать образцы договоров.
На некоторых школьных сайтах есть информация о кружках и секциях, но непонятно, платные они или бесплатные. Конечно, родители могут позвонить в школу и все узнать, но это неудобно. Поэтому если в школе работают бесплатные кружки и секции, напишите об этом в разделе «Дополнительное образование».
К сведению
Как размещать информацию на сайте
- Размещайте информацию на сайте в виде текста или таблицы так, чтобы их можно было прочитать и повторно использовать.
- Документы создавайте в форматах Portable Document Files (.pdf), Microsoft Word или Microsofr Excel (.doc, .docx, .xls, .xlsx), Open Document Files (.odt, .ods).
- Файлы для скачивания загружайте по 15 Мб каждый. Если размер файла больше, разделите его на части.
- Следите, чтобы отсканированные документы были с разрешением не меньше 75 dpi, а сам текст читаемым.
- Обеспечьте доступ к разделу «Сведения об образовательной организации» с главной (основной) страницы сайта и из основного навигационного меню.
- В горизонтальном меню сделайте заметную кнопку, которая переводит сайт в версию для слабовидящих.
|
7. Не указаны свободные места для приема
Подраздел сайта «Вакантные места для приема (перевода)»
Разместите на сайте:
- распорядительный акт органа местного самоуправления о закрепленной территории;
- сведения о количестве мест в первых и других классах либо об их отсутствии;
- порядок приема, перевода и отчисления учащихся;
- образец заявления о приеме.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, информацию о свободных местах дайте отдельно.
8. Отсутствует локальный акт об обработке персональных данных
Раздел сайта «Персональные данные»
Проверьте, есть ли на сайте локальный акт о порядке (политике) обработки персональных данных. Как оператор персональных данных школа обязана его опубликовать (ч. 2 ст. 18.1 Закона о персональных данных). Лучше это сделать в разделе «Персональные данные», а если такого раздела нет, то в подразделе «Документы».
9. На сайте есть личная информация – срочно уберите
Школы часто публикуют на сайте личную информацию об учащихся и выпускниках без согласий на обработку персональных данных: Ф. И. О. победителей олимпиад и конкурсов, фотографии отличников и медалистов, сведения о продолжении образования (кто куда поступил) и трудоустройстве. Чтобы избежать претензий Роскомнадзора и прокуратуры, получите согласия у совершеннолетних учащихся и выпускников либо у их родителей. Если согласий нет, уберите фотографии и личную информацию с сайта. То же самое касается сведений о заработной плате педагогов. Чтобы разместить их на сайте, возьмите у педагогов согласия. Если согласий нет, сведения нужно убрать. За указанное нарушение предусмотрен штраф: для директора – от 10 000 до 20 000 рублей, для школы – от 15 000 до 75 000 рублей.
Образец приказа о назначении ответственных за ведение сайта скачайте внизу страницы
|