Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



технологическая карта урока

Технологическая карта урока «Устаревшая лексика. Лингвистическая прогулка по ярмарке»

Уровень образования: среднее (полное) общее образование

Класс: 6

 Предмет: русский язык

 Учеников в классе: 26

Используемые учебники и учебные пособия: Русский язык, 6 класс, Учебник, Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., 2011.

Используемая методическая литература: Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-6 классы. Авт.-сост. Н.О. Крамаренко. – Волгоград: Учитель, 2003.- 92с.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока. Познакомить обучающихся с устаревшей лексикой, формировать исследовательские навыки, связанные с работой с лингвистическими словарями и лингвистическим анализом художественного текста; воспитывать у школьников эстетический вкус на примерах художественного слова, произведений живописи.

Планируемые результаты. Предметные: развитие навыков анализа текста, выразительного чтения; развитие диалоговой формы общения внутри микрогруппы, творческого потенциала.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие  развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:  готовность и способность к саморазвитию, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков.

Межпредметные связи: русский язык, живопись.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, словари, репродукция Б.М. Кустодиева «Ярмарка», распечатанный текст для каждого ученика, фломастеры или цветные карандаши у каждого на столе, рабочая тетрадь у каждого ученика.

 

№ п/п

Этап урока

Цель (формируемые УУД)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой на учебную деятельность. Регулятивные УУД

Сегодня у нас необычный урок – урок прогулка. Нам потребуются помощники – толковые и этимологические словари. Куда же мы отправимся? На ярмарку!

Настраиваются на учебную деятельность

Внутренняя и внешняя готовность

2

Самоопределение к деятельности. Цель – мотивировать обучающихся к учебной деятельности

Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Познавательные УУД:

(Развитие умения извлекать информацию из текста,

выявлять сущность объекта)

Но прежде, чем мы окажемся на ярмарке, давайте узнаем, что такое ярмарка. У вас у всех на партах лежит толковый словарь В. И. Даля и словарь русского языка С.И. Ожегов

Поиск значений слова «ярмарка» в различных словарях

Мотивация к учебной деятельности посредством самостоятельной добычи информации

3

Формулирование проблемы

Познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)

Регулятивные УУД (умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом)

Какие значения имеет слово «ярмарка» в различных словарях

Сообщения учеников.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово ярмарка обозначает большой торговый съезд, годовой торг, длящийся неделями. Кроме того, в словаре указывается другое написание слова – ярмонка.

В словаре русского языка В.И. Ожегова дано значение: регулярно, в одном месте и в одно время устраиваемый большой торг с увеселениями и развлечениями.

 

Фиксирование новых знаний

 

 

 

Какое написание в наши дни устарело? В каком значении употребляется слово ярмарка в наши дни (выскажите свои предположения)?

Устарело написание ярмонка. В наши дни слово ярмарка употребляется в значении «выставка товара с возможной распродажей»

 

4

Выдвижение гипотезы

Познавательные УУД (выявление сущности объекта)

Откуда произошло слово ярмарка. Существует гипотеза, что слово ярмарка заимствовано не позднее первой половины 18в. Из польского языка, а в польский язык оно попало из немецкого языка. Буквально – годовой рынок.

Записывают гипотезу в тетрадь

Фиксирование новых знаний

5

Постановка учебной задачи. Постановка темы и целей урока: знакомство с устаревшими словами, умение видеть их в тексте, понимать значение устаревших слов

Коммуникативные УУД (оформлять мысли в устной форме)

Запишите, пожалуйста, число и тему урока. Сформулируйте тему нашего урока. Давайте посмотрим, как я ее сформулировала? Согласны?

Формулируют тему урока – устаревшие слова

Готовность к восприятию новых знаний

6

Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)

Регулятивные УУД (умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом)

Коммуникативные УУД (оформлять мысли в устной форме)

Подберите синонимы, однокоренные слова к слову ярмарка

 

Какое из этих слов исконно русское, близкое к слову ярмарка?

 

Образуйте от слова торг производные с этим корнем

 

 

 

Слово торжество было однокоренным к слову торг и обозначало «праздник на рынке» . Сегодня эти слова разошлись по значению. В русских пословицах сохранилось старое название рынка – торг.

 

 

У вас на партах сборник «Пословицы и поговорки русского народа» В.И. Даля. Выберите и прочитайте пословицы со словом торг.

 

 

 

Слово учителя. Может быть, не случайно слово торг было вытеснено словом ярмарка, ярмарка – звонкое, яркое слово! А как думаете вы?

 

Как будет в данном случае называться слово торг?

Подбирают синонимы и однок. Слова (рынок, базар, торг)

 

Слово торг

 

 

 

 

 

Образуют слова торговый, торговец, торговля, торговать..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Находят пословицы: Торг – яма, стой прямо.

На торг со своей ценой не ездят. Торг знает меру, вес да счет. Торг любит волю, а ум – простор.

 

 

Обучающиеся высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устаревшее слово

Присвоение выявленных закономерностей, осознание значимости новых знаний

7

Закрепление полученных знаний

Познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)

Регулятивные УУД (умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом, принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров)

Коммуникативные УУД (оформлять мысли в устной форме)

Рассматривание картины Б.М. Кустодиева «Ярмарка»

Какие впечатления вызвала у вас картина?

Высказывание мнений о картине

Осознание значимости новых знаний

 

Лексическая и этимологическая работа

 

Пора и нам отправиться на ярмарку. Представьте себе далекий ярмарочный мир. Помогут нам в этом отрывки из поэмы «Кулак» И.С. Никитина, поэта 19 в.

Ученикам раздается текст поэмы.

Итак, мы на открытии ярмарки. Как автору удается передать, что на ярмарку приехало очень много людей?

 

 

 

 

 

Найдите слова, называющие элементы одежды, какие слова вам непонятны, являются ли они сегодня устаревшими?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поэт пишет, что на ярмарке очень много народу, каждого в отдельности человека не видно, море голов, все мелькает…

 

Маркировка текста (выделение слов)

Ученики маркируют слова, кот. им непонятны, с помощью учителя пытаются объяснить их значение: рубаха, кика, позумент

 

 

Лингвистический анализ текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация учителем рисунков и иллюстраций из книги М. Семеновой «Мы – славяне», В. Беловой «Лад»

 

Что же продавали в лавках на ярмарке? Назовите слова, обозначающие предметы крестьянского быта. Найдите значение этих слов в словаре и выпишите в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выписывают в тетрадь слова и их значения: кушак, серпянка, корчага, луб, лыко, ушат, лотки, коробейки, подойник.

 

 

Выразительное чтение по ролям

 

 

 

Слово учителя. На ярмарке продавали предметы крестьянского быта, изделия гончаров, кузнецов, прялки, сундуки, сани и многое другое. Всё то, без чего не мог обойтись человек в домашнем хозяйстве. Давайте послушаем, как торговали на ярмарке. (на партах текст В. Славина «На ярмарке»)

 

 

Ученики читают по ролям

 

 

Работа со словарями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё ли вам было понятно? Как обращались покупатели и продавцы друг к другу, как звали в те времена покупателей и продавцов. Давайте обратимся к словарям.

Работа в парах.

Ребята ищут толкование слов ступица, мазница, деготь, гаманок, аршин, полтина, гривна, бричка, пристяжные, караковый.

 

8

Физминутка

 

Давайте встанем ровно, выпрямим спинку, нагнемся сначала вправо, потом влево, потянемся вверх, достанем до носочков, покрутим плечиками, кулачками. Садитесь.

Выполняют физкультминутку

Стремятся к здоровому образу жизни

9

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД (определяют главную и второстепенную информацию, строят логические рассуждения)

Регулятивные УУД (строят речевые высказывания в устной и письменной форме)

 

Предлагаю выполнить следующее задание: напишите сочинение-миниатюру об услышанных сегодня словах, которые вас удивили или показались вам необычными. Озаглавьте сочинение.

Пишут мини-сочинения

Осознание значимости новых знаний

10

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка.

Регулятивные УУД (контролируют и оценивают свои действия)

Познавательные УУД (представляют информацию в наглядно-символической форме)

Предлагаю ответить на вопросы: какова тема урока?

Какую цель ставили?

Достигли ли этой цели?

Предлагаю составить диаграмму по итогам работы на уроке(как она менялась на каждом этапе урока и с

каждым заданием)

Отвечают на вопросы, составляют диаграмму

Ценностное отношение к деятельности и ее оценка

11

Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок

Закрепить полученные знания, развить творческие способности.

Личностные УУД (понимание русского языка )

Выскажите в 7-10 предложениях свое мнение об устаревших или диалектных словах

Самостоятельно выполняют домашнее задание

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн