Submitted by Светлана Валерьевна Константинова on Wed, 21/06/2017 - 18:56
Ход занятия
№
элемента
занятия
Элементы занятия
Время,
минут
Методы
1
Организационная часть
Приветствие студентов, обращают внимание на внешний вид, санитарное состояние аудитории, отмечают отсутствующих.
2
информационно-развивающие (вводная беседа)
2
Мотивация учебной деятельности
В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? Как биологам удается ориентироваться в многообразии живых организмов? ( В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы)
2
информационно-развивающие (проблемная беседа)
3
Сообщение темы, цели задач занятия
Итак, тема семинара “Классификация химических реакций”.
Цель занятия: повторение и закрепление ранее усвоенных знаний о классификации химических реакций
1
информационно-развивающие (разъяснение)
4
Актуализация опорных знаний студентов
1. Что называется явлением?
(Явление – это то, в чем проявляется развитие, изменение чего-либо).
2. В чем разница между химическими и физическими явлениями?
(В результате химических явлений происходит образование новых веществ).
3. Какие еще виды явлений вам знакомы?
(Ядерные, тепловые, световые).
4. В чем особенность ядерных реакций?
(Происходит изменение ядер атомов)
5. Какие уровни организации вещества затрагиваются при химических реакциях?
(Молекулы).
6. Что же такое химическое явление?
(Химическим явлением (реакцией) называется процесс превращения одних веществ в другие, отличающиеся от исходных составом и свойствами).
7. По каким признакам можно судить о прохождении именно химической реакции?
(Признаками химического превращения могут быть: изменения цвета веществ, появление или исчезновение запаха, выделение газа, выпадение или растворение осадка, выделение или поглощение теплоты, свечение).
8. Какие условия необходимы для протекания химической реакции?
(Соприкосновение веществ, измельчение, перемешивание, растворение, нагревание или охлаждение).
Демонстрационный опыт: медленное растворение кристаллов хлорида меди (II)
9. Какое явление физическое или химическое вы наблюдали?
По каким именно признакам вы определили, что произошло именно это явление?
(Процесс растворения веществ – физико-химический процесс)
Задание: Сделайте вывод о возможности протекания различных процессов.
Вывод: В результате взаимодействия различных тел и веществ могут одновременно протекать различные процессы.
Воспроизведение ранее полученных знаний и способов деятельности
- Объясните сущность протекания химических реакций.
(Сущность химических реакций сводится к разрыву связей в исходных веществах и возникновению новых химических связей в продуктах реакции. При этом общее число атомов каждого элемента остается постоянным, следовательно, масса веществ в результате химических реакций не изменяется.)
- Кем и когда была установлена эта закономерность?
(В 1748 году русским ученым М.В.Ломоносовым – закон сохранения массы веществ).
(Плакат с формулировкой закона, данной М.В.Ломоносовым: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что сколько чего у одного тела отнимается, столько присовокупится к другому»).
- Из курса физики вам известно, что масса тела, вещества тесно взаимосвязана с другими физическими величинами. В каком законе нашла отражение связь массы и энергии тела?
(Закон сохранения энергии, открытый немецким физиком А.Энштейном:
E = mc2
Демонстрация таблицы «Закон сохранения энергии»)
Вывод: законы сохранения массы вещества и энергии при химических реакциях являются частным случаем проявления всеобщего закона природы – закона сохранения энергии и ее движения.
- При изучении курсов неорганической и органической химии мы изучили множество химических реакций.
Итак, сейчас мы работаем с таблицей в тетради.
Какие признаки могут быть выделены при классификации химических реакций?
1)количество и состав исходных и конечных веществ;
2) изменение степени окисления;
3) тепловой эффект;
4) участие катализаторов;
5) обратимость реакции;
6) исходное состояние реагирующей системы;
7) механизм химической реакции (для органических веществ).
Самостоятельное выполнение практической части работы
Задание: Пронаблюдав химические эксперименты, вам необходимо записать уравнения соответствующих реакций в тетрадь, дать ей характеристику (устно).
Демонстрация опыта взаимодействия натрия с водой в чашке Петри.
Чтение отрывка из произведения Г.Р.Хаггарда “Клеопатра”:
“… Она вынула из уха одну их тех жемчужин … и … опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли…”
Сейчас вам предстоит по теме семинара выполнить тестирование.
I вариант
Даны фрагменты уравнений химических реакций
1. ……… = 2KOH+H2+Q
2……….. = 2HI-Q
3. ……… = CaO+CO2-Q
4.2AgNO3+CaCl2=Ca(NO3)2+2 AgCl
5.2SO2+O2-……+Q
1) Выберите уравнения эндотермических реакций.
2) Выберите уравнение химической реакции, соответствующей характеристике: реакция разложения, эндотермическая, некаталитическая, идущая без изменения степени окисления атомов химических элементов.
3) Найдите уравнение реакции обмена, идущей до конца вследствие образования осадка.
4) Выберите уравнение химической реакции замещения.
Работы учащихся проверяются тут же на уроке, делается их анализ
20
информационно-развивающие
(эвристическая беседа), практические
8
Подведение итогов
Вывод по теме урока делают учащиеся: Химические реакции подчиняются законам сохранения массы вещества и энергии. Существует несколько признаков классификации химических реакций.