Submitted by Наталья Валерьевна Бушева on Tue, 06/06/2017 - 16:52
Если я задам вам вопрос: «О каком школьном предмете идёт речь? Это один из самых молодых предметов, его содержание постоянно обновляется, его практическую значимость трудно переоценить, он вооружает учащихся знаниями и умениями, необходимыми для изучения других школьных дисциплин, он готовит выпускников школы к жизни в информационном обществе». Я думаю, вы со мной согласитесь, что речь идёт об информатике.
Как учитель информатики я столкнулась со следующей проблемой: с одной стороны современные дети способны очень быстро осваивать разные технологические новинки, программные средства, с другой – испытывают большие трудности при работе с информацией, умении работать в команде, умении представить информацию. Я окунулась в поиск приёмов и методов, которые бы разрешили это противоречие, сделали бы мой труд и труд моих учеников максимально результативным, интересным, удовлетворяющим запросам современных учеников и современного общества.
Опираясь на теоретические аспекты:
Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. – «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования»;
Пахомова Н. Ю. – «Методика использования «учебных проектов» при обучении информатике в общеобразовательной школе»;
Слинкин Д.А. – «Использование метода проектов при обучении программированию в курсе информатики»;
изучив современные педагогические технологии личностно-ориентированного обучения, я пришла к выводу, что наиболее эффективной для уроков информатики является технология проектного обучения.
Я работаю над проблемой:
Формирования информационно - коммуникативных компетенций и развитие творческих способностей школьников на уроках информатики через проектную деятельность.
Актуальность и социальная значимость применения проектной технологии на уроках информатики заключается в следующем:
В современном обществе востребованы люди, способные к самообразованию и саморазвитию, которые могут быстро приспособиться к меняющимся трудовым условиям. Выпускник должен быть готов к тому, что ему в течение всей жизни придётся учиться, изучать новую технику, овладевать новыми технологиями, повышать свою квалификацию, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Сегодня на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений.
Образованный человек в современном обществе − это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации [2].
Ориентируясь на глобальные цели системы образования, и учитывая специфику преподаваемого мной предмета, определяю цель:
Подготовить выпускников школы, способных адаптироваться в быстро меняющемся мире путём овладения информационными технологиями через проектную деятельность.
способствовать развитию творческого потенциала учащихся.
Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», − вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления [3].
В концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проектная деятельность учащихся рассматривается не только как технология, но и как содержание обучения, так как она в большей степени, чем многие другие технологии побуждает учащихся проявлять способности:
к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;
к целеполаганию, ориентированному на значимые результаты;
к самообразованию и самоорганизации;
к синтезированию и обобщению информации из разных источников;
к умению видеть проблему, выдвигать гипотезы;
к умению делать выбор и принимать решения [1].
Из опыта работы
Осмысление накопленного опыта, анализ методической литературы, современных УМК по информатике, позволили мне разработать собственную методическую систему работы по применению проектной технологии на уроках информатики.
Проектная деятельность на уроках информатики, как и на других предметах, должна соответствовать содержанию программы образования. Поэтому при составлении своего тематического планирования в начале учебного года, я выделяю разделы, которые будут вынесены на «проектирование», изучаю и анализирую возможности учащихся, продумываю темы проектов. Изучение разделов информатики строю так, чтобы на зачётном уроке обучающимися были представлены проекты, в которых отражались бы приобретенные знания и умения по теме. В таблице 1 представлены проекты, которые выполняются учащимися в течение прохождения одного раздела программы и выставляются на защиту по окончанию изучения этого раздела.
Таблица 1
Раздел программы
(8-9 класс)
Проект по окончанию
изучения раздела
Информация и информационные процессы
Передача информации: от гонца до электронной почты.
Устройство компьютера
Как самостоятельно выбрать компьютер?
Обработка текстовой информации
Текст: история и современность.
Обработка числовой информации
Диаграммы и графики вокруг нас.
Технология обработки графической информации
Векторная и растровая графика: преимущества и недостатки.
Моделирование
Графы в решении задач.
Коммуникационные технологии.
Интернет: за или против?
За время работы по методу проектов я могу с уверенностью сказать, что именно урок информатики даёт широкие возможности и для осуществления проектов в рамках одного урока по ходу изучения раздела программы. Такие проекты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Раздел программы
(8-9 класс)
Проекты, выполняемые в рамках одного урока по ходу изучения раздела
Технология обработки графической и видеоинформации
Фотоколлаж «Мой край родной».
Слайд-шоу «Школа, в которой я учусь», «О, спорт, ты − жизнь».
Моделирование
Биологические модели развития популяций. Графическое решение уравнений.
Коммуникационные технологии
Общение в Интернете. Образование в сети. Защита информации.
Тематика проектов может изменяться в зависимости от учёта учебной ситуации, интересов и способностей обучающихся, а также она может быть предложена и самими учениками.
Проведению мини-проектов на уроках информатики способствуют следующие факторы:
1) поиск информации для выполнения проекта из различных источников (учебник, электронный учебник, сеть Интернет, журналы, энциклопедии и т.п.);
2) совмещение поиска информации в сети Интернет с оформлением готового продукта;
3) широкое использование различных сетевых возможностей:
сетевого диска для обмена информацией во время работы;
«облачных» технологий для совместной работы;
4) возможность дистанционного координирования проектов;
5) широкая возможность представления готового продукта, как результата проекта (рисунок, презентация, сайт, буклет, фотоколлаж, видеоролик и т.д.).
Несмотря на продолжительность проектов, я выделяю следующие этапы работы над проектом.
Таблица 3
Содержание
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
1 этап: Погружение в проект
1.Определение проблемы.
2.Формулирование гипотезы о результатах и путях их достижения.
3.Определение цели проекта и поэтапных задач.
Формулирует:
проблему проекта;
сюжетную ситуацию;
цель и задачи.
Осуществляют:
личностное присвоение проблемы;
принятие, уточнение, конкретизация цели и задач.
2 этап: Организация деятельности
1.Определение сроков выполнения.
2.Выбор средств и методов выполнения.
3.Обсуждение критериев оценки проекта.
4.Выбор способа оформления результатов.
5.Выбор формы работы
Предлагает:
спланировать деятельность по решению задач проекта (установить «рабочий график»);
критерии оценивания;
формы представления результатов;
возможное распределение ролей.
Участвуют в обсуждении:
плана проекта;
критериев оценки, уточнение спорных моментов;
форм представления результатов;
Осуществляют:
разбивку на группы и распределение ролей в группе.
3 этап: Осуществление деятельности
1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
2.Проведение исследования, расчётов.
3.Подготовка материала.
4.Оформление готового продукта.
5.Контроль и коррекция промежуточных результатов.
Наблюдает:
консультирует;
советует;
ориентирует.
Активно и самостоятельно работают:
сбор и поиск информации из разных источников; проводят исследования, эксперименты, расчёты;
подготавливают наглядно-графический материал;
оформляют готовый продукт; консультируются по необходимости.
4 этап: Завершение проекта
1.Презентация проекта.
2.Экспертиза в соответствии с заданными критериями.
3.Рефлексия: обсуждение процесса и итогов работы, личностных и групповых достижений.
Принимает:
обобщает полученные результаты;
подводит итоги.
Оценивает.
Защищают проект, демонстрируя понимание проблемы и найденные пути решения.
Осуществляют:
рефлексию деятельности и результатов;
самооценку и взаимооценку деятельности.
За годы работы мной апробирована методика создания учебных проектов различного характера: творческих, информационных, исследовательских, социально-значимых, сетевых. Выполняем проекты не только монопредметные (по информатике), но и межпредметные. Примеры проектов приведены в таблицах 4, 5.
Таблица 4
Типология проектов по предметно-содержательной области
Тип проекта
Проект
Монопроект
«Устройство компьютера»,
«Коды в жизни современного человека»
Межпредметный
Сайт «Поклонимся великим тем годам»,
Сайт «Экология Кулешовки: проблемы и решения»
Таблица 5
Типы проектов по доминирующей в проекте деятельности
Тип проекта
Проект
Творческий
«От фотографии к картине»,
«Фотоколлаж – как элемент искусства»
Информационный
«Макросы в электронных таблицах»,
«Логика. Формы мышления»
Исследовательский
«Инфографика: вчера, сегодня, завтра», «ASCII-art – ушедшее в прошлое или современное направление в киберискусстве?», «Мобильный Интернет – веяние моды или практическая необходимость?»
Социально-значимый
Сайты: «Экология Кулешовки: проблемы и решения», «Краски Донской природы», «Моё село Кулешовка»;
Презентации: «Страницы, опалённые войной», «История моей школы», «Здоровый образ жизни − залог твоего будущего», «Приазовье моё – гордость моя»;
Видеофильмы: «Интервью с ветераном», «День Победы», «Твори добро – другим во благо»;
Межрегиональный сетевой проект "Идет волшебница-зима..." на сайте http://www.openclass.ru (Сообщество ЭКО-НН). Сетевой проект по информатике «Шпионские страсти» на сайте http://shpion.64-school.ru/
При работе над проектами использую таблицы ЗИУК (Знаю – Интересуюсь – Узнал – Как узнал). Перед началом работы над проектом ребята заполняют первый столбец таблицы «Что я знаю по данному вопросу?». Второй столбец таблицы «Чем я интересуюсь?» − это пробуждение интереса к новой информации заполняется на «стадии осмысления». По окончанию работы над проектом заполняются столбцы «Что удалось узнать?», «Как я это узнал?». Такой приём позволяет активизировать имеющиеся знания обучающихся и установить их личное отношение к вопросам, на которые предстоит дать ответы, даёт возможность ученикам выстроить смысловую цепочку из того, что знали и чему научились в ходе работы над проектом, учителю помогает организовать и проконтролировать деятельность учащихся.
Важное место в работе над проектом занимает его защита. Необходимо научить детей выступать перед аудиторией, кратко и понятно излагать основные положения работы, отстаивать свою точку зрения. Для того чтобы ученики могли грамотно выстроить защиту своих проектов, использую опорные таблицы с кратким планом защиты. При этом у каждой команды таблица индивидуальная. Опорная таблица может меняться в зависимости от типа проекта.
Таблица 6
Опорная таблица для защиты исследовательского проекта «Символы вокруг нас»
Название проекта
Своему проекту мы дали название__
_______________________________
Актуальность
Цель исследования
Задачи
Найти информацию о том, что______
Провести анализ_________________
Составить классификацию символов, создать свой символ.
Объект исследования
Предмет исследования
Методы исследования
Гипотеза
Мы предположили, что___________
Этапы исследования
Мы изучили _____________________
Проанализировали_______________
Составили свою классификацию символов______________________
Создали свой символ с помощью программы_____________________
Наша классификация
Наш символ
Выводы.
Свое отношение к работе.
Таблица 7
Опорная таблица для защиты творческого проекта «Слайд-шоу «Город-герой»
Название проекта
Наш проект ____________________
Историческая справка
Дизайн и музыкальное сопровождение слайд-шоу
Подобранные фотографии соответствуют ________________________
Творческий замысел.
Свое отношение к работе
Мы думаем, что проект___________________________
Мною разработаны и корректируются в зависимости от типа проекта критерии оценивания проекта и критерии защиты проекта.
Применение проектной технологии на уроках информатики позволило:
вовлечь каждого ученика в деятельность;
создать реальные условия для бесконфликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения самоанализу и рефлексии;
создать условия для воплощения творческих идей учащихся.
В результате обобщения опыта по проблеме использования проектной технологии на уроках информатики делаю следующие выводы:
необходимость применения проектной методики в школьном образовании обусловлена очевидными тенденциями в современной образовательной системе;
метод проектов находит широкое применение при обучении учащихся информатике, что обусловлено характерными особенностями, описанными выше;
применение проектной технологии даёт результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. её сущность отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гульчевская В.Г., Осадченко Н.Г., Развитие инновационной культуры педагога в системе повышения квалификации: монография, Ростов н/Д., Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК И ППРО, 2012
2. Пахомова Н.Ю., Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов, Москва, АРКТИ, 2005
3. Полат Е.С., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, Москва, Издательский центр «Академия», 1999.