Педагогический опыт реализации проектно - исследовательской работы с учащимися.
Костоусова Нина Николаевна,
учитель литературы МБОУ СОШ
п. Ребристый Свердловская область
Что такое проектно - исследовательская деятельность и какие требования предъявляет стандарт второго поколения к ней? Почему поставлен такой вопрос? Сейчас возникла необходимость поделиться опытом в реализации проектно- исследовательской деятельности с учащимися. Что дают сетевые проекты, исследовательские проекты на школьном и муниципальном уровнях для учащихся? Вот этим и хочу поделиться.
Прежде всего разграничу проектную и исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Начали работу с учащимися с сетевых проектов. Я пока изучала основы проектно- исследовательской деятельности, для меня все новое было. Первый сетевой проект был посвящен Дню Победы в 2012 году " О подвиге, о мужестве, о славе" Было трудно, но что было интересно для меня, как руководителя, и для детей: разнообразные задания в проекте, которые позволили учащимся слаженно работать в команде, изучать различные источники и отбирать наиболее важную информацию, например, одно из заданий было создать виртуальную экскурсию по местам боевой славы. Мы рассказали о нашем земляке. Искали информацию не только в Интернете, но и в библиотеке. Составляли викторину " Ордена и медали Великой Отечественой войны" искали материал о своем дедушке, участнике Великой Отечественной войны. Наша работа о дедушке Костоусове Я.К. в книге памяти. Развивался у детей познавательный интерес к истории нашей страны, подходили к каждому заданию творчески, сообща решали важные жизненные вопросы. Кроме этого, много познавательного материала узнали из работ других команд.
Работа в следующих сетевых проектах уже не пугала нас. Так сетевой проект " Помним, чтим, гордимся", посвященный 70- летию Победы, привлек нас, и мы с удовольствием в нем поучаствовали. Мы уже освоились в сети интернет, а работая над заданиями проекта, мы знакомились с новыми сервисами веб.2.0, где учащиеся проявляли индивидуальную поисковую деятельность. Кроме этого, учащиеся учились давать самооценку своей деятельности, проводить оценивание работ других команд. Учащиеся работали над своей речью, строили логически правильные высказывания, а совещаясь друг с другом, приходили к единому мнению без обид.
Далее еще было несколько продуктивных сетевых проектов « Живая история. Россия 90-х». В них участвовали с большим желанием, поскольку небольшой опыт работы в сетевых проектах уже был. Стали победителями в данных сетевых проектах: 2014-2015- победители, 2015-2016 – победители, 2016-2017- призеры.
Работая в сетевом проекте « Живая история. Россия 90-х», мы много узнали по истории нашей Родины, по истории нашей малой родины, по истории нашей школы, о победителях в Великой Отечественной войне. Мы научились создавать сайты проектной деятельности, веб- квесты, создали виртуальный музей школы поселка Ребристый, который постепенно заполняем материалами.
Настало время готовить учащихся к проектно- исследовательской деятельности на муниципальном уровне. В 2016 году вышли с исследованием по истории нашей школы п. Ребристый, а в 2017 году исследование о труде учителей нашей школы « Ваш скромный труд цены не знает».
Теперь мы узнали, какова структура исследовательского проекта, самостоятельное решение в постановке цели и задач проекта, изучение материалов и отбор нужной информации для проекта. Это встречи и беседы с педагогами, директорами. Сумели правильно создать презентацию и защитную речь на муниципальную научно- практическую конференцию. В итоге заняли 2 место.
С проектами, созданными учащимися, можно познакомиться вот на этой странице.
Из всего сказанного следуют выводы:
- итак, проектно – исследовательская деятельность позволяет обучающимся эффективно использовать просторы Интернет, новые сервисы веб-2.0,применение которых дает возможность детям проявить свою индивидуальную поисковую деятельность.
- При введении ФГОС второго поколения нужно учитывать, что он направлен на полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. ( Из требований к современному уроку).
ФГОС включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
При работе над исследовательским проектом все эти результаты четко прослеживаются.
- Личностные: мотивационная направленность, целенаправленная познавательная деятельность, установление межличностных отношений( умение слаженно работать в группе, взаимопонимание, умение распределить работу в группе по интересам, способность ставить конкретные цели и задачи, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- Метапредметные ( УУД): формируются умения в формулировании проблемы, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, извлекать необходимую информацию из разных источников, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и использованием ИКТ и средств Интернета.
Правильно и логично излагать свою точку зрения, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Умение осуществлять самооценку, самоконтроль.
- Предметные: применение знаний и умений в проектной, исследовательской деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Работа над проектно – исследователь ским проектом предполагает творческий подход к выполнению заданий, при этом формируются умения сообща решать учебные и жизненные задачи и проблемы.
Поэтому так важно на современном этапе научить обучающихся работать над проектами и исследованиями.
Использованная литература.
1. Исследователь.ру
2. ФГОС
|
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Уважаемая Нина Николаевна! С большим интересом ознакомилась с Вашей статьёй. Согласна с Вашим мнением, что сетевые проекты способствуют развитию у школьников коммуникативных умений – способности к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах. В этом учебном году мы с моими второклассниками попробовали свои силы в сетевом проекте "Алёнушкины вечёрки", посвящённом различным жанрам устного народного творчества, на муниципальном уровне. Ребята с большим энтузиазмом взялись за дело. И я с удовольствием отмечаю у них формирование умения работать с информацией и медиасредствами: умения находить, анализировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами; кратко и ясно излагать свои мысли при общении, развитие способности работать в команде; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умения сопереживать; уважать различные мнения и, конечно, формирование умений работы в сети Интернет. И, как результат, мы - победители проекта. Спасибо Вам за интересный материал, творческих успехов Вам и Вашим ученикам!
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Уважаемая Ольга Александровна! Спасибо Вам за интерес к моей статье. Желаю Вам успехов со своими учащимися в работе над проектами и призовых мест!
Нина Костоусова
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Уважаемая Нина Николаевна, с интересом познакомилась с вашим опытом работы. Ребята с большим удовольствием принимают активное участие в сетевых проектах. Именно эта форма работы позволяет решать сразу несколько образовательных и воспитательных задач. Во время проведения проекта можно наблюдать различные формы работы. Полностью с вами соглашусь по разграничению проектной и исследовательской деятельности. А наш первый сетевой исследовательский проект был "Тайге быть!-2". Он посвящён изучению значения дуба в сообществе тайги. Участвуя в проекте, дети:
● следили за изменениями в жизни деревьев с наступлением осени;
● учились проводить исследование;
● выясняли "Почему дубраву называют священной рощей”;
● сами сажали деревья и привлекали к этому общественность.
Действительно, очень важно на современном этапе научить обучающихся работать над проектами и исследованиями. С уважением, Царенко Галина Евгеньевна
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Участие в сетевых проектах - то интересное, познавательное, творческое занятие. Мы с ребятами тоже принимаем участие в таких проектах. Особенно нравится проекты на страничке: ВИКИ-Владимир: Вики-Владимир.
А это моя статья: http://www.openclass.ru/node/526666
сомишна
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Нина Николаевна, статья очень содержательная, поучительная.Много важных моментов можно использовать для работы классному руководителю. Данная работа сплачивает детский коллектив, побуждает работать учащихся в группах,формирует умения сообща добиваться поставленной цели, учит логически мыслить,творчески работать.Спасибо.
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Нина Николаевна! Вы с вашими ребятами проделали огромную работу по созданию сетевых проектов. Все ваши творческие отчеты свидетельствуют о том, что ребята ответственно, с интересом и энтузиазмом подошли к делу. Такие формы работы развивают творческие способности учащихся, учат их работать в команде. Вашими материалы могут пользоваться не только учителя истории и литературы, но и классные руководители, а данная статья знакомит читателей с возможностями веб 2.0 сервисов по оформлению сетевых проектов. Спасибо за ценную и интересную информацию!
На: III интернет- конференция. Перспективные направления развит
Уважаемые коллеги! Спасибо за отзывы. Желаю всем успехов в новом учебном году.
С уважением,
Нина Костоусова