Педагогический опыт реализации проектно - исследовательской работы с учащимися.
Костоусова Нина Николаевна, учитель литературы МБОУ СОШ
п. Ребристый Свердловская область
Что такое проектно - исследовательская деятельность и какие требования предъявляет стандарт второго поколения к ней? Почему поставлен такой вопрос? Сейчас возникла необходимость поделиться опытом в реализации проектно- исследовательской деятельности с учащимися. Что дают сетевые проекты, исследовательские проекты на школьном и муниципальном уровнях для учащихся? Вот этим и хочу поделиться.
Прежде всего разграничу проектную и исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Начали работу с учащимися с сетевых проектов. Я пока изучала основы проектно- исследовательской деятельности, для меня все новое было. Первый сетевой проект был посвящен Дню Победы в 2012 году " О подвиге, о мужестве, о славе" Было трудно, но что было интересно для меня, как руководителя, и для детей: разнообразные задания в проекте, которые позволили учащимся слаженно работать в команде, изучать различные источники и отбирать наиболее важную информацию, например, одно из заданий было создать виртуальную экскурсию по местам боевой славы. Мы рассказали о нашем земляке. Искали информацию не только в Интернете, но и в библиотеке. Составляли викторину " Ордена и медали Великой Отечественой войны" искали материал о своем дедушке, участнике Великой Отечественной войны. Наша работа о дедушке Костоусове Я.К. в книге памяти. Развивался у детей познавательный интерес к истории нашей страны, подходили к каждому заданию творчески, сообща решали важные жизненные вопросы.
Работа в следующих сетевых проектах уже не пугала нас. Так сетевой проект " Помним, чтим, гордимся", посвященный 70- летию Победы, привлек нас, и мы с удовольствием в нем поучаствовали. Мы уже освоились в сети интернет, а работая над заданиями проекта, мы знакомились с новыми сервисами веб.2.0, где учащиеся проявляли индивидуальную поисковую деятельность. Кроме этого, учащиеся учились давать самооценку своей деятельности, проводить оценивание работ других команд. Учащиеся работали над своей речью, строили логически правильные высказывания, а совещаясь друг с другом, приходили к единому мнению без обид.
Далее еще было несколько продуктивных сетевых проектов « Живая история. Россия 90-х». В них участвовали с большим желанием, поскольку небольшой опыт работы в сетевых проектах уже был. Стали победителями в данных сетевых проектах: 2014-2015- победители, 2015-2016 – победители, 2016-2017- призеры.
Работая в сетевом проекте « Живая история. Россия 90-х», мы много узнали по истории нашей Родины, по истории нашей малой родины, по истории нашей школы, о победителях в Великой Отечественной войне. Мы научились создавать сайты проектной деятельности, веб- квесты, создали виртуальный музей школы поселка Ребристый, который постепенно заполняем материалами.
Настало время готовить учащихся к проектно- исследовательской деятельности на муниципальном уровне. В 2016 году вышли с исследованием по истории нашей школы п. Ребристый, а в 2017 году исследование о труде учителей нашей школы « Ваш скромный труд цены не знает».
Теперь мы узнали, какова структура исследовательского проекта, самостоятельное решение в постановке цели и задач проекта, изучение материалов и отбор нужной информации для проекта. Это встречи и беседы с педагогами, директорами. Сумели правильно создать презентацию и защитную речь на муниципальную научно- практическую конференцию. В итоге заняли 2 место.
С проектами, созданными учащимися, можно познакомиться вот на этой странице.
Из всего сказанного следуют выводы:
итак, проектно – исследовательская деятельность позволяет обучающимся эффективно использовать просторы Интернет, новые сервисы веб-2.0,применение которых дает возможность детям проявить свою индивидуальную поисковую деятельность.
При введении ФГОС второго поколения нужно учитывать, что он направлен на полноценное формирование и развитие способностей обучающихся самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. ( Из требований к современному уроку).
ФГОС включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.
При работе над исследовательским проектом все эти результаты четко прослеживаются.
Личностные: мотивационная направленность, целенаправленная познавательная деятельность, установление межличностных отношений( умение слаженно работать в группе, взаимопонимание, умение распределить работу в группе по интересам, способность ставить конкретные цели и задачи, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные ( УУД): формируются умения в формулировании проблемы, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждений, извлекать необходимую информацию из разных источников, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и использованием ИКТ и средств Интернета.
Правильно и логично излагать свою точку зрения, умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Умение осуществлять самооценку, самоконтроль.
Предметные: применение знаний и умений в проектной, исследовательской деятельности, владение научной терминологией, ключевыми понятиями.
Работа над проектно – исследователь ским проектом предполагает творческий подход к выполнению заданий, при этом формируются умения сообща решать учебные и жизненные задачи и проблемы.
Поэтому так важно на современном этапе научить обучающихся работать над проектами и исследованиями.
|