Submitted by Людмила Журавлева on пн, 10/04/2017 - 11:38
ХОД УРОКА
I. Организационная часть(приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя)
Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга . И я рада приветствовать вас на уроке, на котором на предстоит стать не учениками, а инженерами-гидрологами, настоящими учеными. А ученые, как известно, знают много и умеют много. Проверим, с каким же багажом вы пришли на урок:
II. Целеполагание и мотивация (слайды 1-4)
Экспериментальные задания:
Погрузите стакан в воду, переверните его под водой вверх дном и затем медленно вытягивайте его из воды. Почему пока края стакана находятся под водой, вода остаётся в стакане?
Наполните стакан с водой. Закройте листом бумаги и, поддерживая лист, быстро переверните стакан вверх дном. Почему пода не выливается, если отнять руку от бумаги?
Итог: по итогам проверки ваших знаний вам присваиваются звания научных сотрудников и лаборантов.
Итак, перед нашей лабораторией поставлена проблема. Нужно обеспечить питьевой водой жителей села Новониколаевка. Что предложите, коллеги? (возить воду машинами, провести водопровод, выкопать колодец).
Вода находится глубоко под землей. Как достать воду? (пробурить скважину и поставить насос).
Как вы думаете, какая тема урока «ожидает» нас сегодня?
Тема урока: Поршневой жидкостный насос.
Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: как устроен и действует поршневой насос, рассмотреть виды насосов, их назначение и область применения.
Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока (слайд № 5)
III.Первичное усвоение новых знаний
Человечество не может существовать без воды. Вода элемент нашей пищи. Потребителем воды является промышленность, энергетика, сельское хозяйство и транспорт. На использовании воды основано санитарно-техническое оборудование жилищ (наличие ванн, душей, канализации, систем отопления и т.д.). Инженерные сооружения, служащие для снабжения водой населения, а также заводов, фабрик и т.д., называют водопроводом. Воду берут из рек, водохранилищ, озер или из под земли. Иногда воду приходится доставлять издалека. Например, для Москвы воду берут из Волги по каналу длиной 128км. Взятая из источника вода, прежде чем попасть к потребителю, проходит через водоочистительные сооружения (первые такие сооружения в нашей стране были построены в 1888г. в Петербурге). Затем с помощью насосных станций очищенная вода подается в водопроводную сеть города и села, на заводы, животноводческие фермы и т.д. Схема устройства показана на таблице. С помощью насоса вода поступает в большой бак с водой, находящийся в водонапорной башне. От этой башни вдоль улиц на глубине примерно 2,5 метра проложены трубы, от которых в каждый дом идут специальные ответвления, оканчивающиеся кранами. Эти краны не могут располагаться выше уровня воды в баке, так как вода до них доходить не будет. В бак водонапорной башни вода подается насосами. Это, как правило, центробежные насосы с электрическим приводом.
Кто изобрел насос – наука не знает, но точно установлено, что Аристотелю, жившему в VI веке до нашей эры, был известен принцип его действия.
Что же представляет собой насос? Проведем небольшое исследование:
Втянуть воду шприцем (всасывание) Вопрос: почему вода поднимается вслед за поршнем? Наблюдение за бусинками (почему бусинки поднимаются вверх?)
Выпустить воду из шприца(нагнетание). Почему бусинки лежат внизу?
Есть ли между поршнем и водой промежуток? Что в нем находится?
Набрать воды в шприц и вынуть его из воды. Вытекает ли вода? Почему?
Вынуть поршень из шприца и наблюдать как вода вытекает. Почему?
Итог: шприц - простейший насос.
IV.Первичная проверка понимания
Рассмотрим устройство и принцип действия поршневого жидкостного насоса, изображенного на рис.130 учебника. Назвать основные части и принцип действия.
V. Физкультминутка:упражнения на снятие мышечного напряжения.
VI. Первичное закрепление новых знаний:
Вопросы (слайд 6-7)
А теперь попробуем решить задачи: Сборник задач №494,497,498,502,503.
Задача: Какое минимальное давление должен развивать насос, подающий воду на высоту 55м?
VII.Подведение итогов урока
Подведем итоги урока. Для этого выполним следующие задания: слайд №8)
VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Задание на дом:
– §46; упр. 22(3);
– сообщение по теме «Виды поршневых насосов».
IX.Рефлексия
В ходе нашего урока вы показали себя наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя все новое и интересное, но и самостоятельно проводить научное исследование.
Наш урок подошёл к концу. Давайте ответим на вопросы:
Что вы узнали?
Что показалось самым интересным?
Что вызвало затруднение?
Закончите фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Я научился…
Меня удивило…
Спасибо, ребята, за совместную работу. Я была рада встретиться с вами. До встречи!