Колесникова Татьяна Александровна
учитель немецкого языка МОУ ООШ с.Поповка
Хвалынского района Саратовской области
Аннотация
К сожалению, неумение читать тексты не механически, а выполняя определенные задания, в значительной степени отражающие умения смыслового чтения, приводит к серьезным ошибкам при выполнении не только заданий раздела «Чтение» экзаменационной работы, но и к недочетам и непониманию заданий других разделов. Хотелось бы подробнее остановиться на требованиях к экзаменам, специфике заданий, а также методике и рекомендациях по подготовке.
Для получения хороших результатов на экзамене и в 9, и в 11 классах при выполнении заданий раздела «Чтение» учащимся необходимо уметь:
- понимать тему в полном объёме;
- извлекать необходимую/запрашиваемую в задании информацию;
- понимать логические связи внутри и/или между частями текста;
- догадываться о значении отдельного выражения по контексту;
- подбирать нужную стратегию в зависимости от цели чтения;
- изменять скорость чтения в зависимости от задания.
К сожалению, многие школьники не владеют всеми способами чтения на иностранном языке и совершают типичные ошибки:
- впадают в панику при виде первого незнакомого слова. Сразу пытаются перевести незнакомые слова, даже не пытаясь догадаться о значении слов по контексту или использовать языковую догадку;
- полностью игнорируют неизвестную конструкцию/слово, тем самым упуская существенный смысл высказывания;
- неправильно распределяют силы и время на задания, следовательно, не могут уложиться во временной лимит, начинают паниковать.
Отрабатываемые техники
|
Техники и приёмы в организации урока
|
Проверять понимание учащимися текстов во всех видах речевой деятельности как в устной, таки в письменной речи.
|
Задать вопросы, затем прочитать текст, снова задать вопросы, попросить ответить письменно — это тренирует память н умение находить информацию.
|
Научить укладываться во временные рамки — тестовые материалы должны подходить к требованиям экзамена.
|
Каждый раз сокращать время выполнения задания, пока не смогут справиться в установленные сроки.
|
Сложность заданий должна качественно н количественно возрастать от этапа к этапу.
|
Начать надо с наиболее простых текстов, отработать методику, затем использовать больше новой лексики.
|
Методика тестирования должна отвечать современным требованиям и быть разнообразной.
|
Подбирать те тексты, которые интересны учащимся своей проблематикой.
|
Оценка должна быть максимально объективна, может быть выставлена самими учениками, но обязательно обоснована.
|
Дать одной группе домашнее задание озаглавить каждый абзац прочитанного на уроке текста, а другая будет пытаться угадать, какая часть текста подходит под заголовки.
|
Перечень требований к уровню подготовки выпускников, достижение которого проверяется на ГИА, разбит на блоки, которые отражают достижения выпускников: УМЕТЬ, ВЛАДЕТЬ ЯЗЫКОВЫМИ НАВЫКАМИ, ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ. Блок УМЕТЬ включает умения, которыми должен обладать ученик. Блок ЗНАТЬ / ПОНИМАТЬ в наибольшей степени отражает знание языкового лексического и грамматического материала. Блок ВЛАДЕТЬ навыками включает требования к уровню овладения языковыми навыками.
Таким образом, для блока «Чтение» должны соблюдаться следующие требования:
БЛОК УМЕТЬ
|
Учащийся должен быть готов:
|
Читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания.
|
Читать текст с выборочным пониманием нужной / интересующей информации (просмотровое/ поисковое чтение).
|
Читать несложные аутентичные адаптированные тексты разных жанров с полным и точным пониманием содержания.
|
Определять тему (в т. числе по заголовку), выделять основную мысль
|
Выделять главные факты, опуская второстепенные.
|
Устанавливать логическую последовательность основных фактов текста, прогнозировать содержание при чтении.
|
Использовать различные приемы смысловой переработки текста: анализ, языковую и контекстуальную догадку.
|
Оценивать полученную информацию, выражать свое мнение.
|
БЛОК ЗНАТЬ ПОННМАТЬ
|
Основные значения лексических единиц (слов, словосочетаний), обслуживающих ситуации в рамках тематики основной школы.
|
Признаки и значение изученных грамматических явлений.
|
Основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия).
|
Значения реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка.
|
Языковой грамматический материал.
|
Особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка.
|
Интонационное оформление (обращать внимание на пунктуацию, особенно восклицательные и вопросительные знаки, кавычки).
|
В ГИА включены задания на проверку умений по следующим видам чтения: понимание основного содержания прочитанного; извлечение необходимой информации; полное понимание прочитанного.
Понимание основного содержания прочитанного (ознакомительное чтение). Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное — это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если они встречаются. Нужно учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное — это уметь обобщить содержание текста, т.е. выделить основную коммуникативную задачу: какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важными.
Многие школьники сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание по чтению текста дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу с помощью словаря.
Извлечение необходимой информации. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию). При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения — найти адрес и время работы.
При просмотровом чтении читатель собирает информацию и устанавливает, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста — лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
Полное понимание прочитанного(изучающее чтение). Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.
Для учеников стратегии выполнения заданий следующие:
Вид чтения
|
Умения
|
Стратегии
|
Чтение с пониманием основного содержания
|
понять тему текста, основную мысль
|
- Обрати внимание на заголовок, подумай о его значении.
- Выдели ключевые слова в задании и соотнеси их с ключевыми словами и вопросами к тексту.
- Прочитай первое и последнее предложения в каждом абзаце.
- Не обращай внимания на слова, без которых можно понять основное содержание.
- Такие слова, как «во-первых», «во- вторых».могут помочь понять основную мысль.
- Главная мысль обычно предшествует второстепенной информации, попытайся отделить главную мысль от второстепенной.
|
Чтение с извлечением необходимой информации
|
извлечь конкретную информацию (дата, цифра, имя), найти описание
|
- Это вид чтения, в котором важную роль играет скорость, поэтому не обращай внимания на слова, которые не нужны для выполнения задания.
- Если вопрос начинается с «Wann» — либо время, либо день, время года и т. п.; «Wo» — место и т.д..
- Помни, что в тексте информация может быть представлена синонимичными выражениями.
- Не обращай внимания на незнакомые слова, которые не нужны для выполнения задания. Если ты не знаешь слово, важное для понимания содержания, попытайся догадаться о его значении с помощью контекста.
- Чётко исходи из поставленной задачи — ищи ответ на конкретно сформулированное задание, вопрос.
|
Чтение с полным пониманием прочитанного
|
Умение понять логические связи между частями текста
|
- Проанализируй вопросительные слова и личные местоимения, попытайся понять, к чему они относятся.
- Обращай внимание на средства логической связи между частями текста.
- Постарайся понять информацию, о которой нужно догадаться.
|
|
|
|
|
Рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий разного типа.
Задания на подбор заголовков
- Обсудите с учащимися, что для успешного выполнения подобного задания нужно уметь находить ключевые слова.
- Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе поделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают заголовки к частям текста, подготовленным другой группой.
- Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и предотвратить возможную панику на экзамене.
Задания на соответствие утверждениям
- Каждый раз, задавая прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.
- При поиске ответов на вопросы к тексту обращайте внимание на то, что прежде всего нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста.
- Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.
Задания на полное понимание прочитанного
- Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.
- Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
- Давайте задания на формирование умения «читать между строк» — делать выводы и интерпретировать прочитанное.
Как же можно построить урок таким образом, чтобы он не только был интересным и мотивирующим, но и отвечал требованиям подготовки к экзаменам? Джим Скривенер, автор книги «Учимся учить» (эта методика широко используется в мире в первую очередь из-за простора для творчества и учителя, и учащихся, без перегрузки), предлагает строить урок так: «заставка урока» — «творческое чтение» — «занавес — подведение итогов».
Творческое чтение
|
Заставка урока
|
Перед чтением
|
- нужно заинтересовать учащихся темой, вкратце обсудить проблематику текста, который собираетесь читать;
- уместно использовать презентацию или картинки с ключевыми словами;
- прочитать вслух некоторые слова, объединённые обшей темой, дать им возможность догадаться, о чём будет текст.
|
|
Творческое чтение
|
Читаем текст
|
- проверьте свои версии — угадали ли вы по названным ключевым словам, о чём текст;
- выберите заголовок к нему из трёх или более предложенных;
- расставьте в логическом порядке картинки к тексту;
- разделите класс на группы, раздайте заранее подготовленные утверждения. Одна группа говорит, верно ли оно, а другая соглашается или нет, при этом приводя примеры, потом наоборот;
- попросите две группы озаглавить все абзацы. Сравните и выберите лучший вариант;
- спросите, были ли в тексте незнакомые слова, догадались ли учащиеся об их значении и как, попросите составить предложения с этими словами.
|
|
Занавес— подведение итогов
|
После чтения
|
- спросите, что понравилось больше всего, а что вызвало затруднение;
- попросите дома самостоятельно составить утверждения, обязательно отработав их на следующем занятии;
- предложите самим подумать, о чём им хотелось бы читать в следующий раз, попросите подобрать картинки по теме.
|
|
На: Стратегии чтения на иностранном языке при выполнении заданий
Уважаемая Татьяна Александровна, спасибо за представленный опыт. В своей статье вы рассмотрели некоторые методы работы для формирования навыков по различным видам чтения. Рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий по чтению, представленные в вашей статье, считаю очень полезными для подготовки учащихся к экзамену.
На: Стратегии чтения на иностранном языке при выполнении заданий
Татьяна Александровна в своей статье подробно остановилась на стратегиях и приемах проведения подготовки в к выполнению раздела Чтение в ГИА, дала подробные рекомендации выполнения тренировочных упражнений для отработки этих приемов,проанализировала типичные ошибки при выполнении заданий по чтению.Я бы добавила лексические упражнения на перефразы, чтобы дети умели понимать схожие по смыслу слова в тексте. Такие упражнения надо проводить постоянно и для обогащения словарного запаса, и для умения распознавать слова- дистракторы, которыми изобилуют экзаменационные тексты.
staclya53
На: Стратегии чтения на иностранном языке при выполнении заданий
В своей статье Татьяна Александровна отвечает на вопрос: "Как же можно построить урок таким образом, чтобы он не только был интересным и мотивирующим, но и отвечал требованиям подготовки к экзаменам?" Предложенные ею рекомендации по подготовке обучающихся к выполнению заданий в разделе "Чтение" носят практический характер и заслуживают внимания.
На: Стратегии чтения на иностранном языке при выполнении заданий
Уважаемая Татьяна Александровна! Конечно напечатано много статей, проведено много вебинаров, обучающих семинаров направленных на повышение качества подготовки выпускников к сдаче как ГИА, так и ЕГЭ. Но опыт учителей, занимающихся непосредственно подготовкой выпускников к сдаче экзаменов представляет особый интерес Спасибо за вашу статью, в которой вы делитесь в том числе и своим видением путей и возможностей подготовки учащихся к сдаче экзамена по ИЯ.
На: Стратегии чтения на иностранном языке при выполнении заданий
Из собственного опыта знаю, что всё, о чём пишет Татьяна Александровна, правильно и действительно работает при подготовке детей к экзамену. Спасибо за статью.
На: Стратегии чтения на иностранном языке при выполнении заданий
Спасибо за статью, Татьяна Александровна! Обобщение опыта всегда действенное и верное средство на пути достижения положительных результатов в обучении и не только чтению. Заинтересовало использование метода трансформации текста, ведь это всегда негласная встреча с грамматической стороной речи, что немало важно. Здесь ещё хорошо помогают цветные маркеры, на любом этапе обучения чтению, это помогает не растерятся и не запутаться в уже проделанной работе.