Официальный сайт jhealth 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).

Submitted by Антонина Александровна Яишенкина on Fri, 24/03/2017 - 19:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мухина Ирина Эдуардовна, Яишенкина Антонина Александровна
Место работы, должность: 

Сокольская средняя школа, учитель литературы и учитель географии

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Географический атлас, текст произведения В.Г.Распутина "На реке  Ангаре"

Используемое оборудование: 

компьютер, географическая карта

Краткое описание: 
<p>Интегрированный урок география - литература проведён в 7 классе, но можно использовать и в 8. На основании изучения произведения&nbsp;<span style="background-color:rgb(255, 255, 255); color:rgb(51, 51, 51); font-family:sans-serif,arial,verdana,trebuchet ms; font-size:13px">В.Г.Распутина &quot;На реке &nbsp;Ангаре&quot;, сообщений о реке как природном объекте и экологической ситуации на реке, школьники создают образ реки.&nbsp;</span></p>

Интегрированный урок — литература  и география

Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).

Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.

Задачи:

1. Обучающие:

- подвести итоги изучения литературного произведения;

- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Развивающие:

- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.

3. Воспитывающие:

- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;

- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;

- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.

Формируемые компетенции:

1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).

2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).

3. Коммуникативная (дети общаются в группах).

4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).

Формы работы – групповая, индивидуальная, в парах.

Оборудование к уроку:

1. Ватман, карандаши, фломастеры.

2.Текст  произведения «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).

3. Компьютер, интерактивная доска, проектор.

4.Географическая карта

5. Выставка  рисунков  школьников «Ангара»

 

Ход урока.

Вступительное слово учителя географии . Актуализация знаний.

Нам с вами посчастливилось- мы волжане! Великая русская река, символ России - это наша красавица Волга. Но хочется, чтобы у вас не  сложилось представления, что вся Россия  - это только Волга. Там, далеко, далеко, за Уралом, раскинулись просторы Сибири: тайга, медведи, орехи; самые полноводные реки России - Обь, Енисей, Лена; «хрустальная  печень страны» - Байкал и его единственная дочь красавица Ангара. Это тоже символы страны.

Вопрос: А что вы знаете об Ангаре? (отвечают, что это река, что ничего не знают).

Какая она – на географической карте, в произведениях великих авторов, в вашем представлении?

Мотивация: нам сегодня необходимо создать образ Ангары.

Одна группа в течение урока работает с кластером, все  остальные – в парах с синквейном.

Легенда об Ангаре ( рассказывает ученик).

 Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.

Была у старика Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Очень любил ее отец – старик. Но строг был к ней и держал взаперти, в недоступных глубинах, не давал ей старик даже наверх показаться. Часто – часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…

Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея, села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. Рассказывала она и о самом красавце Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушала этот разговор Ангара и загрустила…

Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца. Взмолилась Ангара:

Ой, вы тэнгеринские боги,

Сжальтесь над пленной душой,

Не будьте  суровы и строги

Ко мне окруженной скалой.

Помните, что юность в могилу

Толкает запретом Байкал…

О, дайте мне смелость и силу

Раскрыть эти стены из скал.

Узнал о ее мыслях Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала, умоляла старика не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже запрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.

Пуще  прежнего взвыла Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали подмывать они прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки и речки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.

Вдруг проснулся Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил – и испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что сбежала невеста. Рассверипел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и  с проклятием бросил его в беглянку-дочь.

Но поздно… Ангара была уже далеко.

А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаман-камень. Старик Байкал мечтает до сих пор догнать беглянку, и если Шаман-камень сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив на пути все своими водами.

Звучит песня А. Пахмутовой  на стихи Н.Добронравова « По Ангаре».

Рассказ об Ангаре. Ученик  у географической карты называет и показывает реку, её исток, устье; водохранилища, крупнейшие города на Ангаре, рассказывает о хозяйственном значении реки в жизни людей.

Учитель литературы: В 70- годы 20 века идут великие стройки, на Ангаре возводятся Усть- Илимская . Братская, Иркутская ГЭС. В этот период Сибирь посещают известный поэт  Сибирь посещают известный поэт  Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова. Так родилась печня «На Ангаре», которую вы сейчас прослушали. Кто хоть раз побывал на Ангаре, влюблялся в неё. Близкой и родной была Ангара и известному русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину.

Рассказ о В.Г.Распутине. Ученик рассказывает о биографии  русского писателя, демонстрируя слайды презентации.

Обращается внимание на роль Ангары в жизни писателя. Детство провел В.Г. Распутин в селе Аталанка , расположенном тоже на берегу Ангары. Это местечко на берегу красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Он вспоминал: «Первые мои впечатления связаны с Ангарой, а потом с матерью и бабушкой. Я понимаю, что должно быть наоборот, ведь не Ангара же вспоила меня грудным молоком, но сколько не веду я в себе раскопки, ничего прежде Ангары не нахожу. Ангара же, единственная дочь Байкала по легенде, поразила меня своей красотой и силой…»

Учитель литературы: У Валентина Распутина есть произведение  «На реке Ангаре», где герой вспоминает себя мальчишкой  и реку Ангару  такой, какой она осталась в его душе и памяти.

Работа с текстом.

  1. Пересказ главы «День рождения» - наизусть.

Вопрос: Кто главный герой?

Почему мальчик так взволнован?

Какую роль играла река в его жизни?

Какое значение имеет пейзажная зарисовка?

  1. Работа со второй главой «Ночная гроза».

Задание: найти в главе строчки, подтверждающие иллюстрации

(обращаемся к выставке рисунков школьников).

Какая она, гроза, у Распутина?

Найдите эпитеты, глаголы, определения, рассказывающие о грозе.

     3.Глава «Лёд идёт»- пересказ наизусть.

          Вопросы: Какая же река в данном  рассказе?

          Какие моменты в жизни главного героя связаны с рекой?

        4.Глава «На теплоходе»- пересказ наизусть.

         Вопрос. В какие времена года и времена суток дано описание реки?

                Когда она красивее?  Или всегда хороша?

           Повествователь- это мальчик или взрослый человек, когда- то бывший         этим мальчиком?

       Как вы его представляете?

        Какие чувства, ощущения испытывает герой от грозы , ледохода,  прогулок по реке?

      Какими словами завершается рассказ ? Что имеет в виду автор? К кому   обращён рассказ?

Экологическое состояние Ангары- рассказ ученика о современном состоянии реки.

 Из высказывания Распутина: «Красавицу Ангару три ГЭС изуродовали, острова ушли на дно, воду пить нельзя, рыбу есть нельзя. Всё вокруг отравлено химическими предприятиями. Но воду пьют и рыбу едят.

   Скоро запустят Богучанскую ГЭС. Там где я родился, во время сооружения Братской и Усть-Илимской ГЭС леса не были убраны, и десятилетия торчали из воды…

    Другие народы не выдержали бы тех потерь и напряжений, которые достались нашему народу. Происходящее сегодня -ужасно! Государство, убивающее само себя – такого в мире ещё не бывало. Однако Россия жива, у нас есть люди, готовые отдать за неё жизнь.»

 

Подведение итогов. Группа  ребят представляет кластер «Ангара»,  остальные ученики зачитывают свои синквейны.

Вопрос: Какие чувства вы испытывали на уроке?

 

 

 


Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн