Submitted by Антонина Александровна Яишенкина on Fri, 24/03/2017 - 19:19
Интегрированный урок — литература и география
Тема: «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).
Цель: Формирование единого представления о реке Ангаре на основе литературного текста и географических сведений.
Задачи:
1. Обучающие:
- подвести итоги изучения литературного произведения;
- учить работать с различными источниками информации (литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Развивающие:
- развивать связную устную монологическую речь и умение вести диалог.
3. Воспитывающие:
- воспитывать патриотические чувства, потребность к изучению географии и литературы своей малой родины;
- экологическое воспитание гражданина, умеющего сознательно относиться к природе;
- эстетическое воспитание человека, умеющего замечать прекрасное в литературе, природе, красоте родного языка.
Формируемые компетенции:
1. Информационная (дети работают с различными источниками: литературными и научными текстами, географическими картами, интернет-источниками).
2. Лингвистическая (дети учатся использовать средства родного языка при монологах и диалогах в различных стилях).
3. Коммуникативная (дети общаются в группах).
4. Кооперативная (дети учатся организовывать работу в группах).
Формы работы – групповая, индивидуальная, в парах.
Оборудование к уроку:
1. Ватман, карандаши, фломастеры.
2.Текст произведения «На реке Ангаре» (по рассказу В.Г. Распутина).
3. Компьютер, интерактивная доска, проектор.
4.Географическая карта
5. Выставка рисунков школьников «Ангара»
Ход урока.
Вступительное слово учителя географии . Актуализация знаний.
Нам с вами посчастливилось- мы волжане! Великая русская река, символ России - это наша красавица Волга. Но хочется, чтобы у вас не сложилось представления, что вся Россия - это только Волга. Там, далеко, далеко, за Уралом, раскинулись просторы Сибири: тайга, медведи, орехи; самые полноводные реки России - Обь, Енисей, Лена; «хрустальная печень страны» - Байкал и его единственная дочь красавица Ангара. Это тоже символы страны.
Вопрос: А что вы знаете об Ангаре? (отвечают, что это река, что ничего не знают).
Какая она – на географической карте, в произведениях великих авторов, в вашем представлении?
Мотивация: нам сегодня необходимо создать образ Ангары.
Одна группа в течение урока работает с кластером, все остальные – в парах с синквейном.
Легенда об Ангаре ( рассказывает ученик).
Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый был старик. Как рассердится, так и пойдут горами волны, так и затрещат скалы. Много рек и речушек было у него на посылках.
Была у старика Байкала единственная дочь – Ангара. Первой красавицей она слыла во всем свете. Очень любил ее отец – старик. Но строг был к ней и держал взаперти, в недоступных глубинах, не давал ей старик даже наверх показаться. Часто – часто тосковала красавица Ангара, думая о воле…
Прилетела раз на берег Байкала чайка с Енисея, села на один из утесов и стала рассказывать о житье-бытье в привольных енисейских степях. Рассказывала она и о самом красавце Енисее, славном потомке Саяна. Случайно подслушала этот разговор Ангара и загрустила…
Решила наконец Ангара сама повидаться с Енисеем, но как вырваться из темницы, из крепких высоких стен дворца. Взмолилась Ангара:
Ой, вы тэнгеринские боги,
Сжальтесь над пленной душой,
Не будьте суровы и строги
Ко мне окруженной скалой.
Помните, что юность в могилу
Толкает запретом Байкал…
О, дайте мне смелость и силу
Раскрыть эти стены из скал.
Узнал о ее мыслях Байкал, запер ее еще крепче и стал искать жениха из соседей: не хотелось ему отдавать дочь далеко. Выбор старика остановился на богатом и смелом красавце Иркуте. Послал Байкал за Иркутом. Узнала об этом Ангара и горько-горько заплакала, умоляла старика не отдавать за Иркута: не нравился он ей. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже запрятал Ангару, а сверху закрыл хрустальными запорами.
Пуще прежнего взвыла Ангара о помощи. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали подмывать они прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал старик Байкал. Ангара взломала запоры и вышла из темницы. А ручейки и речки все рыли и рыли. И вот проход готов. Ангара с шумом вырвалась из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею.
Вдруг проснулся Байкал: что-то недоброе увидел он во сне. Соскочил – и испугался. Кругом шум, треск. Понял он, что сбежала невеста. Рассверипел. Выбежал из дворца, схватил с берега целый утес и с проклятием бросил его в беглянку-дочь.
Но поздно… Ангара была уже далеко.
А камень так и лежит с тех пор на том месте, где прорвала утесы Ангара. Это и есть Шаман-камень. Старик Байкал мечтает до сих пор догнать беглянку, и если Шаман-камень сдвинуть с места, то Байкал выпрыгнет из берегов и настигнет свою дочь, затопив на пути все своими водами.
Звучит песня А. Пахмутовой на стихи Н.Добронравова « По Ангаре».
Рассказ об Ангаре. Ученик у географической карты называет и показывает реку, её исток, устье; водохранилища, крупнейшие города на Ангаре, рассказывает о хозяйственном значении реки в жизни людей.
Учитель литературы: В 70- годы 20 века идут великие стройки, на Ангаре возводятся Усть- Илимская . Братская, Иркутская ГЭС. В этот период Сибирь посещают известный поэт Сибирь посещают известный поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова. Так родилась печня «На Ангаре», которую вы сейчас прослушали. Кто хоть раз побывал на Ангаре, влюблялся в неё. Близкой и родной была Ангара и известному русскому писателю Валентину Григорьевичу Распутину.
Рассказ о В.Г.Распутине. Ученик рассказывает о биографии русского писателя, демонстрируя слайды презентации.
Обращается внимание на роль Ангары в жизни писателя. Детство провел В.Г. Распутин в селе Аталанка , расположенном тоже на берегу Ангары. Это местечко на берегу красавицы Ангары стало центром мироздания для талантливого мальчугана. Он вспоминал: «Первые мои впечатления связаны с Ангарой, а потом с матерью и бабушкой. Я понимаю, что должно быть наоборот, ведь не Ангара же вспоила меня грудным молоком, но сколько не веду я в себе раскопки, ничего прежде Ангары не нахожу. Ангара же, единственная дочь Байкала по легенде, поразила меня своей красотой и силой…»
Учитель литературы: У Валентина Распутина есть произведение «На реке Ангаре», где герой вспоминает себя мальчишкой и реку Ангару такой, какой она осталась в его душе и памяти.
Работа с текстом.
Пересказ главы «День рождения» - наизусть.
Вопрос: Кто главный герой?
Почему мальчик так взволнован?
Какую роль играла река в его жизни?
Какое значение имеет пейзажная зарисовка?
Работа со второй главой «Ночная гроза».
Задание: найти в главе строчки, подтверждающие иллюстрации
(обращаемся к выставке рисунков школьников).
Какая она, гроза, у Распутина?
Найдите эпитеты, глаголы, определения, рассказывающие о грозе.
3.Глава «Лёд идёт»- пересказ наизусть.
Вопросы: Какая же река в данном рассказе?
Какие моменты в жизни главного героя связаны с рекой?
4.Глава «На теплоходе»- пересказ наизусть.
Вопрос. В какие времена года и времена суток дано описание реки?
Когда она красивее? Или всегда хороша?
Повествователь- это мальчик или взрослый человек, когда- то бывший этим мальчиком?
Как вы его представляете?
Какие чувства, ощущения испытывает герой от грозы , ледохода, прогулок по реке?
Какими словами завершается рассказ ? Что имеет в виду автор? К кому обращён рассказ?
Экологическое состояние Ангары- рассказ ученика о современном состоянии реки.
Из высказывания Распутина: «Красавицу Ангару три ГЭС изуродовали, острова ушли на дно, воду пить нельзя, рыбу есть нельзя. Всё вокруг отравлено химическими предприятиями. Но воду пьют и рыбу едят.
Скоро запустят Богучанскую ГЭС. Там где я родился, во время сооружения Братской и Усть-Илимской ГЭС леса не были убраны, и десятилетия торчали из воды…
Другие народы не выдержали бы тех потерь и напряжений, которые достались нашему народу. Происходящее сегодня -ужасно! Государство, убивающее само себя – такого в мире ещё не бывало. Однако Россия жива, у нас есть люди, готовые отдать за неё жизнь.»
Подведение итогов. Группа ребят представляет кластер «Ангара», остальные ученики зачитывают свои синквейны.