Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Один из путей формирование УУД обучающихся - это межпредметная интеграция.
Интегрированный урок- это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированные уроки являются мощным стимулятором мыслительной деятельности подростка. Учащиеся начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями. Такие уроки зачастую сопровождаются открытиями и находками.
В процессе преподавания нескольких предметов (Химия, экология, география), я заметила, что большинство учебных тем перекликаются между собой и дополняют друг друга. Поэтому появилось множество причин для создания технологии интегрированного обучения в этих предметах:
- при обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках;
- при лимите времени на изучение темы и желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
- при изучении межнаучных и обобщённых категорий (движение, время, развитие, величина и др.), законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
- при выявлении противоречий в описании и трактовки одних и тех же явлений, событий, фактов в разных науках;
- при демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
Предлагаю Вашему вниманию, интегрированный урок географии и химии для учащихся 8-х классов «География и химия вулканов Камчатки»
|