Современные технологии профориентационной работы. Использование информационно-коммуникационных технологий в организации профориентационной работы с учащимися.
Назаренко О. В., Рябова М. С.,
педагоги-психологи МБОУ "Средняя школа №11"
Петропавловск-Камчатского городского округа
Современный подход к организации профориентационной работы со старшеклассниками связан с необходимостью развития средств продуктивного обучения на творческой, поисково-исследовательской основе, что напрямую связано с необходимостью активной информатизации учебного процесса, повышения ИКТ-компетенции обучающихся, как информационной основы их профессионального самоопределения, использования преимуществ Интернет для творческого поиска научной информации и активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Используя Интернет можно решить различные задачи по организации профориентационной работы. Всемирная сеть позволяет комплексно решать задачи профессионального самоопределения. Здесь можно пройти профориентационное тестирование, получить рекомендации по приоритетным профессиям и изучить сайты, где находятся описания данных профессий, с целью определения своих способностей и личных качеств. Так же на сайтах публикуются различные статьи о буднях профессионалов.
Особое значение имеют сайты, предоставляющие информацию об учебных заведениях, особенностях поступления и обучения. В сети Интернет достаточно много информации о рейтингах учебных заведений, востребованности их выпускников, форумах, на которых разворачиваются дискуссии о качестве образования.
Таким образом, информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.
Использование средств ИКТ позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой работы на занятии в 1,5-2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность занятия.
В рамках мастер-класса мы хотим поделиться информационными ресурсами и ИК-технологиями, которые используем для организации профориентационной работы с учащимися в нашей школе.
Презентация к уроку и классному часу
Многие из нас используют презентацию на уроке в качестве иллюстрации при изложении нового материала. Так же, с помощью презентации можно организовать проверку знаний. Данный способ экономит время педагога на уроке и при подготовке. В виде презентации учащиеся сдают отчеты о своих проектах.
Примеры презентаций можно посмотреть в методической копилке нашего сообщества:
11 класс (ОПК) 10 класс (ОПК) 9 класс (курс предпрофильной подготовки) 5-8 классы дошкольники-мл.школа
Публикации, распространение опыта
Профессиональные порталы предоставляют широкий спетр возможностей, в том числе публикацию статей на профессиональные темы, распространение своего опыта: Фестифаль педагогических идей "Открытый урок", Социальная сеть работников образования "Наша сеть", Педсовет, Открытый класс, УчМет ит.д
Пример публикаций:
Развивающее занятие для младших школьников "Профессия моряк"
Сценарий большой психологической игры «Дороги, которые мы выбираем»
Дидактическая игра «История профессий в лицах» - работа-победитель конкурса презентаций
Проектная деятельность.
Интернет- эффективный способ масштабирования проектов и получения внешней оценки существующих проектов через принятие участия в конкурсах профориентационной направленности.
Примеры профориентационных проектов:
День профессии — информационный стенд для обучающихся
Лауреат конкурса «Учебный проект»
Актуальные профессии на Камчатке
Победитель конкурса «Учебный проект»
LearningApps.org
LearningApps.org является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения, а также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Целью является также собрание интерактивных блоков и возможность сделать их общедоступным. Такие блоки (так называемые приложения или упражнения ) не включены по этой причине ни в какие программы или конкретные сценарии. Они имеют свою ценнность, а именно Интерактивность.
Пример заданий:
Узнай профессию
Интернет-проекты профориентационной направленности
Засобой.рф - электронная библиотека лучших практик по профориентации молодёжи.
Учащиеся нашей школы активно принимали участие в проекте «Zaсобой в профессию». Уроки были организованы с использованием представленных материалов:
16 февраля состоялся единый урок "Zасобой в культуру"
15 декабря состоялся единый профориентационный урок «Zасобой в строительство и ЖКХ»
24 ноября - Единый урок "Zасобой в сельское хозяйство"
19 октября - Единый урок "Zaсобой в образование"
14 сентября - Единый урок "Zaсобой в промышленность"
Планируемые мероприятия в 2016-2017учебном году:
24 марта 2017 - Zасобой в предпринимательство
20 апреля 2017 - Zасобой в IT
18 мая 2017 - Zасобой в медицину
Педагоги школы приняли участие в Межрегиональном онлайн-семинаре Всероссийского проекта «Zасобой» - «Профориентация в общеобразовательной организации»
Навигатум - задачей данного проекта является помощь на пути в самоопределении человека: личностном и профессиональном. Расширение представлений о мире профессий, о профессиональных понятиях; получение емкой, достоверной, актуальной информации о том, как выбирают профессию, какой существует выбор, где и чему учиться; что делать, когда профессия получена, как найти работу и к какому дальнейшему развитию стоит стремиться.
МУЛЬТСЕРИАЛ "НАВИГАТУМ: КАЛЕЙДОСКОП ПРОФЕССИЙ" - профориентационный сериал для школьников младших, средних и старших классов.
ЗАДАЧИ СЕРИАЛА
- Направить школьников на осознанный выбор профессии. Выбирать профессию необходимо не по модности и популярности среди друзей, а по востребованности на рынке труда, соответствию личным возможностям, склонностям и желанию.
- Провести школьников по этапам: любопытство -> вовлечение -> направленность -> сопровождение.
Мультсериал пробуждает искреннее любопытство и интерес к профессии или отрасли. После чего уже можно рассказывать о её нюансах, преимуществах и предлагать получать необходимые профессиональные навыки в кружках (на курсах).
- Дать комплексное и системное представление о мире профессий. Невозможно показать мультфильмы о каждой профессии (получились бы 10-ки тысяч мультфильмов). Поэтому профессии, представленные в мультсериале, охватывают все типы: инженерные, рабочие, востребованные, социальные, экстремальные, алгоритмические, творческие и т.д.; по типам Климова; по отраслям: представлены различные отрасли и виды трудовой деятельности; по тематике профессий будущего. Через одну профессию можно рассмотреть аналогичные (как по взаимосвязи внутри отрасли, так и по схожим наборам качеств, компетенций, типов).
- Рассказать о том, какие существуют компетенции и профессионально важные качества и какой механизм сравнения их со своими личными качествами.
- Восстановить утраченный имидж рабочих и инженерно-технических профессий и специальностей.
Профориентационное онлайн-тестирование
Профориентационные экспресс-тесты, которые помогут понять учащимся кем стать в будущем, и определить профессиональные сферы, наиболее соответствующие их интересам, личностному типу, способностям.
Данные тесты можно пройти бесплатно и получить результаты сразу же по окончании тестирования .
Сайты учебных учреждений
Сайты СУЗов Камчатского края и Сайты ВУЗов Камчатского края - на сайтах учебных организаций учащиеся могут познакомиться с условиями поступления, перечнем специальностей и т.д.
Каталог полезных интернет - ресурсов по профориентации
- www.metodkabi.net.ru - "Методический кабинет профориентации" психолога-профконсультанта Галины Резапкиной
- www.msu.ru/work - Раздел "Профориентация и трудоустройство" сайта Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
- www.myprof.ru - Портал профориентации "Моя профессия" Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан
- www.profcareer.ru - Центр тестирования и развития "Гумантиарные технологии"
- www.profor.ru - Персональный сайт психолога Юрия Тюшева "Профориентация для всех"
- www.job.ru - "Всё о работе. Вакансии и резюме, аналитика, кадровые агентства". Профессиональный ресурс для подбора сотрудников по всем регионам России, стран СНГ и Балтии и поиска работы по 37 отраслям.
- www.csta.mosuzedu.ru - сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации "Академический" Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован детям и подросткам, их родителям, а также специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой.
- www.labor.ru - официальный сайт Департамента труда и занятости г.Москвы. Содержит информацию, необходимую для содействия в трудоустройстве и подборе персонала.
- www.lacedu.ru - сайт Информационно-аналитического центра (ИАЦ) Департамента образования г.Москвы.
- www.profedu.ru - портал профессионального образования Москвы. Адресован старшеклассникам и выпускникам школ.
- www.proftime.edu.ru - сайт "Время выбрать профессию" Московского психолого-социального института.
- www.psykonvoy.ru - сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации "Гагаринский" Юго-Западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающихся профориентационной работой, подросткам и их родителям.
- www.shkolniky.ru - сайт Столичного центра профориентации "Разумный выбор". Адресован старшеклассникам, стоящим перед выбором профессии, и специалистам, работающим с подростками.
- www.profvibor.ru - сайт "Электронный музей профессий". Адресован прежде всего учащимся 8-11 классов.
- www.profcenter.mosuzedu.ru - сайт Центра социально-трудовой адаптации и профориентации "Ясенево" Юго-западного окружного управления Департамента образования г.Москвы. Адресован специалистам образовательных учреждений, занимающимся профориентационной работой, детям и подросткам в возрасте от 10 до 18 лет и их родителям.
- www.urc.ac.ru/abiturient/index.html - общероссийская информационно-справочная система "Абитуриент". Предназначена для поступающих в вузы и школы России.
- www.profcenter.educom.ru - городской портал профессиональной ориентации г.Москвы.
- www.start4you.ru - сайт "Образование карьера". Информационно-справочный ресурс для выпускников школ и студентов.
- www.ucheba.ru - крупнейший образовательный сайт, который входит в структуру Издательского дома "Всё для Вас". Сайт адресован абитуриентам, студентам колледжей и вузов, классифицированных по различным признакам.
Применение современных средств информационных и коммуникационных технологий в образовании заметно облегчает труд педагога в процессе обучения школьников на всех его этапах. Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, повышают индивидуализацию обучения, а так же повышают продуктивность самоподготовки учащихся. благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения учащихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности.
Желаем всем творческих успехов и просим поделиться в ФОРУМЕ ссылками на информационные ресурсы, которые применяете вы в своей работе по профориентации учащихся.
Список литературы
- Афанасьева О.В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л. О мифах и реалиях. //Компьютер в школе. – 2000, №5
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994
- Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.// Информатика и образование. 2004 №5
- Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //Педагогика. №5. 1994.
- Губайдуллин И.А. “Использование информационно-коммуникативных технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения”. – www.it-n.ru
- Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
- Электронный ресурс http://school2100.com/uroki/elementary/inform.php. А.В. Горячев, Программа «Информатика и ИКТ (информационные и коммуникационные технологии)»
|