v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Конфликт. Описание, причины и способы решения.
Само понятие “конфликт” берет свое начало от латинского слова “conflictus” - столкновение. В процессе настоящего исследования мы пришли к следующим выводам:
Конфликт - это несогласие между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона стремиться сделать так, чтобы были приняты именно её взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самоевыделить следующие три основные стадии развития конфликта: латентную стадию (предконфликтная ситуация), стадию открытого конфликта, стадию разрешения (завершения) конфликта.
В зависимости от сторон конфликты делятся: на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, международные. В аспекте потребностей, блокирование которых послужило предпосылкой конфликта, они могут делиться на: материальные, статусно – ролевые, духовные. По направленности конфликты подразделяются на: горизонтальные, возникающие между деловыми партнерами, коллегами по работе; вертикальные — между подчиненными и начальством. По временным параметрам конфликты подразделяются на: кратковременные, быстротечные, длительные, продолжающиеся иногда годами и десятилетиями (государственные, национальные и религиозные конфликты). По критерию результативности конфликты делятся на два типа: конструктивные, нормальные, позитивные, при которых группы, где они происходят, сохраняют свою целостность, а отношения между членами группы — характер сотрудничества, кооперации; деструктивные, патологические, негативные, когда взаимоотношения между людьми приобретают нецивилизованные формы, характер противостояний, борьбы, ведущей даже к разрушению и распаду организации.
При возникновении конфликтов в учебном процессе преподаватель или администратор может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики.
В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности.
При обоюдном стремлении сторон к снятию возникшего напряжения, взаимным уступкам, к восстановлению сотрудничества, конфликт вступает в стадию разрешения и завершения.
Источник конфликта.
Источником (причиной) возникновения любого конфликта являются противоречия, а противоречия возникают там, где есть рассогласование:
- целей, интересов, позиций;
- мнений, взглядов, убеждений;
- личностных качеств;
- межличностных отношений;
- знаний, умений, способностей;
- функций управления;
- средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- понимания, интерпретации информации;
- оценок и самооценок.
Проанализируем более подробно, какие черты характера, особенности поведения человека характерны для конфликта. Обобщение результатов исследований психологов, социологов и педагогов, наблюдения и жизненный опыт показывают, что к таким качествам и особенностям могут быть отнесены следующие:
- стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать свое последнее слово;
- быть настолько "принципиальным", что это подталкивает к враждебным действиям и поступкам;
- излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях, как известно, также не всем нравится;
- критика, особенно критика необоснованная, недостаточно аргументированная не только раздражает, а часто просто порождает конфликт;
- плохое настроение, если оно к тому же периодически повторяется, часто бывает благодатной почвой для конфликта;
- консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции в жизни коллектива, которые стали тормозом в его развитии, с неизбежностью приводят к конфликту;
- стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь также создает сложную, порой драматическую ситуацию;
- стремление к независимости - хорошее качество, но до определенных пределов. Если стремление к независимости перерастает в стремление делать "все, что хочу" и сталкивается с желаниями и мнениями других, то это грозит неминуемым конфликтом;
- излишняя настойчивость; быть настойчивым, как известно, особенно в условиях конкуренции, очень важно, но если настойчивость граничит с навязчивостью, то это уже раздражает;
- несправедливая оценка поступков и действий других, умаление роли и значимости другого человека имеет, как правило, негативную реакцию;
- неадекватная оценка своих возможностей и способностей, особенно их переоценка, не всегда, но также приводит к конфликтным ситуациям;
- инициатива, особенно творческая, - это хорошо, но когда человек проявляет инициативу там, где его, как говорится, не просят, то это создает напряженную и даже конфликтную ситуацию.
Стратегии поведения при разрешении конфликтов
Соперничество, или решение конфликта силой
Уход от решения проблемы
Решение конфликтов посредством сотрудничества
Решение конфликта путем компромисса
Решение конфликта путем приспособления, или уступки
Стратегия поведения в конфликте рассматривается как ориентация личности (группы) по отношению к конфликту, установка на определенные формы поведения в ситуации конфликта.
В основе выделения стратегий лежит концепция о «силовом поле», т. е. определяющей мотивации руководителя. Учитывается также комплекс фактов – личностные особенности оппонентов, уровень нанесенного или полученного ущерба, статус оппонентов, длительность конфликта и др.
Соперничество, или решение конфликта силой
Соперничество – навязывание другой стороне предпочтительного для одной стороны решения. Данная стратегия ущербна при решении проблем, т. к. не дает оппоненту возможности реализовать (в какой-либо мере) свои интересы. Эта стратегия оправдана: явной конструктивности предлагаемого одним из оппонентов решения, выгодности результата для всей группы, отсутствия времени. Соперничество целесообразно в экстремальных ситуациях и при высокой вероятности опасных последствий.
Уход от решения проблемы
Уход от решения проблемы, или избегание, применяется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиграть время, нежелание решать проблему вообще.
Решение конфликтов посредством сотрудничества
Сотрудничество – наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она направляет оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Стратегия наиболее эффективна: в ситуации сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различие во власти, важности решения для обеих сторон, непредубежденности участников.
Решение конфликта путем компромисса
Компромисс – состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник обладают одинаковыми возможностями; наличия взаимоисключающих интересов, угрозы потерять все.
Решение конфликта путем приспособления, или уступки
Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуждают: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, незначительность проблемы. Если существует угроза еще более серьезных негативных последствий.
Пример конфликта «Случай на практике» и возможные способы его решения (урегулирования).
v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Вопросы для размышления:
Какая стратегия оказалась эффективной и почему? Какие стратегии привели к эскалации конфликта?
Сетка Томаса — Килменна
Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить собственные интересы (по вертикали таблицы).
Мера, в которой вы стараетесь удовлетворить интересы другой стороны (по горизонтали таблицы).
Соперничество
Выигрывает А, проигрывает Б
|
Сотрудничество
Выигрывают и А, и Б
|
|
Компромисс
А и Б делят выигрыш и потери
|
|
Игнорирование
Проигрывают и А, и Б
|
Приспособление
Проигрывает А, выигрывает Б
|
|
|
|
|
Тест на определение поведения в конфликтной ситуации.
Инструкция.
Цель данного теста - определить соотношение форм поведения в конфликтных ситуациях, свойственных вашему характеру.
Вам предлагаются различные пары суждений, среди которых некоторые могут повторяться. В каждой паре суждений отметьте то, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения или близко к нему. Не спешите, подумайте. Всего 30 пар суждений.
Автор теста К. Томас, адаптация Н. В. Гришина.
Приступить к тестированию
Двенадцать основных правил поведения в конфликте
- Дайте возможность партнеру выразить негативные эмоции, т.е. «выпустить пар».
- Попросите партнера обосновать свои претензии.
- Пытайтесь снизить агрессивный настрой партнера, используя различные приемы, например, попросите совета по отвлеченному, но важному поводу.
- Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своем отношении к конкретным действиям и поступку.
- Попросите партнера сформулировать желаемую цель, пути и варианты достижения ее.
- В любом случае дайте возможность партнеру «сохранить лицо». Сдержите первую реакцию ответа агрессией на агрессию.
- Доброжелательно проговорите основное содержание претензий партнера для опровержения или подтверждения правильности понимания его высказываний. Например: «Правильно ли я Вас понял».
- Предложите партнеру высказать свои возражения и возможные варианты решения конфликта.
- Пытайтесь выстраивать диалог «на равных».
- Не бойтесь извиниться, если чувствуете себя виноватым.
- Сделайте совместный выбор наиболее оптимального способа разрешения конфликта и оговорите взаимоотношения на будущее.
- Независимо от результатов взаимодействия старайтесь сохранять деловые отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Рекомендуемая литература:
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. – М., 1995.
- Кан-Калик В.И. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение. 1992.
- Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М., 1999.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. – М.: Просвещение, 1990.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. – М.:Изд.центр «Академия», 2002.
- Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. - М.:Педагогическое общество России, 1999.
- Питюков В.И. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
- Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2001.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.
Информация из материалов openclass:
-
Формула решения школьных конфликтов. Дети, которые играют роли. Роли, которые играем мы… (Елена Николаевна Попова)
-
Взаимопонимание в семье, как его добиться. Родительское собрание, 6 класс (Тишкина Нина Тимофеевна)
-
Формы взаимодействия учителя с родителями учащихся (Ирина Николаевна Гвоздик)
-
Портфолио (Марина Анатольевна Лысова)
-
«Конфликты и причины их возникновения» (Эмилия Юрьевна Басаргина)
-
Тренинговое занятие. «Конфликты и причины их возникновения» (Марина Ивановна Крисько)
-
Форум. Конфликт - это...
-
Форум. Конфликты
Общая таблица ситуаций
В представленной таблице размещайте Ваши ситуации (вымышленные, из собственной практики или же личной жизни) и позвольте Вашим коллегам заполнить оставшиеся колонки. Сами же, в свою очередь заполняйте пустые колонки ситуаций, которые представляют Ваши коллеги. Если считаете нужным, что-то дополнить - не стесняйтесь.
Уважаемые коллеги, соблюдайте конфиденциальность участников конфликтных ситуаций.
Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
№ пп
|
Конфликтная ситуация
|
Причина возникновения конфликтной ситуации
|
Возможный способ решения конфликтной ситуации
|
Примечание
(дополнительная информация)
|
1
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
9
|
|
|
|
|
10
|
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
12
|
|
|
|
|
|