Это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности и являющегося средством в коррекционно-развивающей работе (http://www.myshared.ru/slide/949897/):
- Для формирования лексического запаса
- Обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка
- Для развития навыков связной речи
Чувство патриотизма – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим, желание сохранять и приумножать богатства своей страны (http://festival.1september.ru/articles/500127/). Развивать чувство патриотизма надо, начиная с дошкольного детства.
Для реализации данной задачи на своих занятиях я использую лексические темы:
- Наш посёлок; Профессии (особое внимание уделяю профессиям нашего поселка); Семья; Деревья; Огород-сад; Домашние животные.
Во всех лексических темах делается упор, что есть в нашем поселке, какие профессии, что выращивают родители на своём огороде, каких домашних животных видели в посёлке. Ведь без опоры на имеющийся опыт детей не обойтись.
Я убедилась в том, что использование материалов о родном посёлке повышает интерес детей к занятиям, потому что дети с большим удовольствием узнают родные, знакомые места, объекты; радуются, увидев их.
На таких занятиях возрастает речевая активность детей, расширяется и обогащается словарь, развивается мыслительная деятельность и заботливое отношение к природе, людям, посёлку, стране. Ребёнок осознаёт своё место в нём и ориентируется в социальной среде обитания.
Например: над работай лексико-грамматического строя используется следующие игры:
- Назови ласково: улица – улочка, солдат – солдатик. Корова – коровка.
- Посчитай: 1 зелёный танк, 2 зелёных танка, 5 зелёных танков.
- Один - много: самолёт – много самолётов, ветеран – много ветеранов.
По развитию фонематических процессов составляем схемы слов:
- Победа, Москва, Ленинград, солдат и т.д.
Составляя эти слова, у детей возникает чувство гордости за свою страну.
В работе над связной речью провожу беседы на тему:
- Родина – мать зовёт!
- Великие битвы.
- Дети войны
- Подвиг блокадного Ленинграда.
Рассказы сопровождаются картинками о великой отечественной войне. На занятиях дети внимательно слушают, сопереживают, а потом с чувством пересказывают тексты. У детей наблюдается гордость за свою страну, за Победу. И когда приближается праздник «День Победы», они вместе с родителями идут на митинг и все возлагают цветы.
Также совместно с воспитателями организуем экскурсии:
- Родные поля, Пруд, Библиотека, Ферма, Памятник погибшим воинам.
На экскурсиях детям прививается любовь к родному краю, они знакомятся с профессиями, с производствами посёлка, где когда-то трудились ветераны и где могут работать они, когда вырастут.
Были проведены совместные занятия по теме «Олимпиада». Дети познакомились с различными видами спорта, по схемам предложений составляли рассказ об олимпиаде, собрали схемы слов связанные с олимпиадой.
Совместная работа проводится и с музыкальным руководителем. Я помогаю в театрализованных постановках, в разработке сценариев, фольклорных праздниках, разучиваю стихи. Принимаю участие в подготовке литературно-музыкальных концертов:
- День защитника отечества.
- Песни, опалённые войной.
В этом году ведётся тесное сотрудничество с родителями по патриотическому воспитанию в рамках подготовки к 70-летию Победы.
2015 год
|