Завалина Е.В.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ АКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ
Путь труден, - потому что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, - потому что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более - дорога, новая для ступившего на нее, к тому же - в новый для него мир интенсивного познания.
Что такое организационная форма обучения? Как, главное, по каким признакам можно классифицировать существующие формы обучения? Самое важное, на наш взгляд, по каким критериям выбирать и применять нужную форму обучения, которая была бы наиболее эффективной для конкретных целей, для конкретного содержания, места и времени проведения занятия?
Как правильно заметил В.И.Андреев, «форма организаций обучения -понятие абстрактное, в реальном учебном процессе она выражается в конкретном типе урока, лекции, семинара, учебно-практического занятия, экскурсии и др. Далее, пытаясь дать определение понятию «форма организации обучения», он пишет: «Следовательно, форма обучения есть ограниченная жесткими рамками времени конструкция отдельного звена или совокупности звеньев процесса обучения, включающая управление учителем учебной деятельностью класса, группы или отдельных учащихся над определенным содержанием учебного материала, зафиксированного в соответствующих источниках знаний, с использованием сочетания методов, приемов, средств обучения и форм учебной работы» [1].
Мы считаем, что исключительно важное значение для понимания особенностей и возможностей эффективного функционирования той или иной формы организации обучения имеет ее структура, которая характеризует специфику ее внутренней организации, отражающей способы взаимодействия ее элементов. В связи с этим есть веские основания выделить внутреннюю форму организации обучения, где в качестве основания для классификации берется структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения.
И, несмотря на то, что отдельные элементы, например, структура урока, могут достаточно сильно видоизменяться, урок остается уроком. Так мы говорим об уроке изучения нового материала где нет таких звеньев (элементов), как формирование практических умений или контроля знаний, но в силу наличия всех остальных элементов урока он остается самостоятельной формой организации обучения.
К общим формам организации обучения следует отнести: парную, групповую, коллективную, индивидуальную работу. Не трудно заметить, что в основу общих форм организации обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия как между учителем и студентами, так и между самими студентами. Например, при групповом обучении общение учителя осуществляется с группой студентов из трех или более человек, которые в свою очередь имеют свои общие цели учебной деятельности и осуществляют активное взаимодействие как между собой, так и непосредственно с учителем.
Целесообразность классно-урочной формы обучения обоснована Я.А.Коменским в его «Великой дидактике», где показано, что урок требует объединения студентов в классы с постоянным составом одного и того же уровня подготовки. Для преодоления схоластики и механического запоминания изучаемого материала Я.А.Коменский рекомендовал учителю строить урок таким образом, чтобы «дети не могли не понять его», он должен заинтересовать их, следить за работой каждого студента и всего класса в целом [2].
Анализируя различные формы организации обучения видно, что наиболее гибкой формой организации обучения, является традиционный урок. Поэтому, какие бы новые формы организации обучения не вводились в будущем, возможности традиционного урока еще далеко не исчерпаны. Вместе с тем опора только на традиционный урок очень сильно обедняет и лишает учителя возможности профессионально-творческой самореализации и не дает ему достигнуть той эффективности, которую можно иметь только при комплексном применении и оптимальном сочетании всего арсенала современных методов и форм организации обучения, способствующих активизации познавательной деятельности студентов.
Однако, хотелось бы обратить внимание на то, что внедряя в учебный процесс разнообразные формы организации обучения, следует стараться не допускать перегрузки студентов, так как это снижает эффективность познавательной и творческой активности, а систематически улучшать, совершенствовать технику педагогического сотрудничества, сотворчества педагога и студентов в поиске новых путей, в решении учебных проблем.
Список литературы
1. Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013.
2.Коменский Я. Учитель учителей. – М.:Издательство «Карапуз», 2009.
3. Левитес Д.Г. Педагогические технологии: Учебник / Левитес Д.Г. М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017.
|