Submitted by Татьяна Вячеславовна Комаровская on Tue, 28/02/2017 - 11:04
Родительское собрание в нетрадиционной форме
Т.В. Комаровская, учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад № 6»
г. Вилючинск
Тема собрания «Зачем нам нужен логопед?»
Цели:
Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи.
Показать значимость работы логопеда в воспитании и развитии умений и навыков ребенка.
Акцентировать внимание родителей на важности их участия в логопедической работе и значимости их помощи.
Познакомить родителей с правилами выполнения домашних заданий по индивидуальной тетради логопеда.
Оборудование: костюм мышки; ёлка с шишками; блюдо с фасолью, стаканчики, игрушки из шоколадных яиц; картинки-символы для артикуляционной гимнастики, символ звука [Ш]; «Волшебный сундучок», карточки со скороговорками, чистоговорками;
Ход собрания:
Логопед: Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем необычном собрании.
Человек - это поистине чудо, созданное природой. Так можно сказать только по тому, что человек - единственное живое существо планеты, наделенное речью.
Речь носит как коммуникативную функцию – функцию общения, так и функцию – мышления.
От уровня развития речи ребенка зависит его дальнейшая способность учиться и продвигаться по жизни.
Речь – это высшая психическая функция. А как все высшее и сложное она очень ранима. Уровень сформированности всех речевых процессов во многом, можно сказать, почти во всем зависит от родителей. Еще планируя стать родителями, необходимо очень бережно относиться к себе и тем более к будущему малышу. Ссылаясь на статистические данные и данные научных и практических исследований, доказано, что курение и употребление алкоголя (и даже пива) во время беременности приводят к нарушениям речи в той или иной степени сложности.
Еще одна из причин речевых нарушений – это стрессовые ситуации для беременной женщины, плохое питание, гиподинамия, кислородное голодание (очень часто женщина в интересном положении большую часть времени проводит в помещении, а еще хуже за компьютером).
Я назвала причины речевых нарушений (так называемые вредностей), которых можно избежать, сознательно относясь к беременности. Но существует ряд других, в основе которых лежат необъективные вредности для ребенка и его дальнейшего развития, как говорящей личности – это и наследственные болезни, и хронические болезни мамочки, и резус – конфликт, и другие.
Выше было сказано, что речь – это высшая психическая функция, которая осуществляется по средствам взаимодействия речевого аппарата. Высшая – это речевые центры Брока и Вернике, которые находятся в головном мозге, и перифирическая – артикуляционный аппарат (язык, зубы, губы, увуля – маленький язычок, небо, голосовые связки), дыхательная система – легкие диафрагма. Вся работа речевого аппарата контролируется головным мозгом и если, есть хотя бы маленький сбой, кончик язычка уже не поднимется вверх и ребенок не сможет правильно произнести звук [Р].
Речь имеет несколько сторон: фонетическая, фонематическая, лексическая, грамматический строй речи, просодическая.
Фонетика – правильное, принятое в русском языке произношение звуков речи. (примеры: замены, искажения)
Фонематика – умение распознавать звуки речи, анализировать их, правильно выстраивать в словах. (примеры нарушения звуковой структуры речи).
Лексика – словарный запас. Активный – те слова, которыми мы пользуемся в речи. И пассивный. Это те слова, значение которых мы знаем, не употребляем в речи.
Грамматический строй речи – это выстраивание фразы, согласно законов родного языка: (согласование существительных с прилагательными, числительными и местоимениями, правильное употребление предлогов, различные способы словообразования и многое другое).
Просодическая сторона речи – это интонационная окраска речи, плавность.
При сбое какой – либо стороны речи мы говорим о речевом нарушении:
ФНР – неправильное произнесение звуков речи;
ФФНР – неспособность распознавать звуки;
ОНР – несформированность всех сторон речи
Заикание – нарушение просодической стороны речи.
Анализ обследования:
Сколько человек обследовано;
Какие нарушения выявлены;
Какие группы сформированы.
Режим работы логопункта сада.
Логопед: Сейчас дети расскажут и покажут вам – зачем им нужен логопед, как интересно, увлекательно, а главное полезно работать над своей речью.
(выходят 2 ребенка)
1 ребёнок: Взрослым очень интересно, что всем давно известно,
Как зовут, и кем ты будешь, и кого ты больше любишь,
Маму, папу, или братца? Все не могут разобраться.
2 –й ребёнок: А вот завтра я пойду на беседу к логопеду
Он мне скажет: «Порычи».
Он попросит: «Помычи, пошипи и пожжужи и язык мне покажи»
Хорошо пойдет беседа у меня и логопеда.
вместе: Мы откроем вам секрет –
Зачем нам нужен логопед!
(Инсценировка рассказа В. Драгунского «Заколдованная буква», участвуют трое детей 3-й персонаж – мышка)
1-й ребенок: - Ой, ребята, смотрите, какая елка выросла!
2-ой ребенок: - Ага, а на елке сыски висят.
1-й ребенок: – Ой, умру от смеха! Сыски!
– Пять лет девчонке, а говорит «сыски»… Ха-ха-ха!
2-й ребенок: – Я правильно сказала! Это у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски», а у меня высвистывается «сыски»…
1-й ребенок: – Эка невидаль! У нее зуб вывалился! У меня целых три вывалилось да два шатаются, а я все равно говорю правильно! Вот слушай: хыхки! Что? Правда, здорово – хыхх-кии! Вот как у меня легко выходит: хыхки!
2-й ребенок: – Неправильно! Ура! Ты говоришь хыхки, а надо сыски!
1-й ребенок: – Именно, что не надо сыски, а надо хыхки.
И оба давай спорить: «Сыски!» – «Хыхки!» – «Сыски!».
(выбегает Мышка)
Мышка: - Вы чего тут спорите? Никакие это не сыски и не хыхки! А правильно надо говорить ФЫФКИ!
Логопед: А ты кто такая?
Мышка: Я – миська! Я хосю к вам в садик ходить!
Логопед: Кто-кто? Миска?
Мышка: Нееет! Миська!
Логопед: Мишка что ли?
Мышка: Да нет же! Миська я – пи-пи-пи!
Я миська-ноюська,
Сеенькое бьюско,
Хосю быть я васей подъюской!
Логопед: Что-то мы тебя плохо понимаем! Если хочешь ходить в наш садик, тебе нужна помощь логопеда!
Мышка: Засем мне нузен ёгопед?
Логопед: Чтоб уберечь от разных бед!
Кто очень быстро говорит
И звуки искажает,
Сказать, не думая, спешит,
Того не понимают!
Он правильно научит говорить –
Не торопиться, не спешить,
И станет твоя речь красивой,
И четкой, и неторопливой.
Мышка: Ой! Хосю-хосю науситься говоить! А сто нузно для этого деять?
Логопед: Ребята, подскажите мышке, что нам помогает говорить?
(ответы детей)
Логопед: Правильно, в первую очередь, нужно, чтобы хорошо работали наши органы артикуляции. А что вы для этого делаете?
Дети: Артикуляционную гимнастику.
(демонстрирует картинку-символ упражнения, читает стишок-объяснение для этого упражнения, затем дети и родители выполняют это упражнение пока звучит определенная музыка).
Логопед: А еще, чтоб красиво говорить, нужно с пальцами дружить. Наши ребята умеют выполнять пальчиковую гимнастику. И мы как раз знаем гимнастику про мышку.
(Выходит 1 ребенок, показывает и рассказывает)
Веселая мышка перчатку нашла,
Гнездо в ней устроила, мышат позвала.
Им корочку хлеба дала покусать,
Погладила всех и отправила спать!
Мышка: Какая замесятельная гимнастика! Я тозе хосю поплобовать! Давайте все вместе!