Методическая тема "Использование приёмов технологии критического мышления для формирования регулятивных УУД у обучающихся начальных классов"
Submitted by Наталья Павловна Смирнова on Sat, 25/02/2017 - 19:40
Лето на излёте, на пороге осень,
Тихо пляшут искры в пламени костра.
И под звездным небом детские вопросы
Снова вдруг разбудят души и сердца.
Маленькие гении, юные мыслители,
Дай вам Боже счастья, света и любви.
Станьте вы мудрее дедов и родителей:
Сохраните в целости красоту Земли.
Носики в веснушках, под панамкой косы…
Уберечь бы в сердце эту чистоту.
Задавайте чаще вечные вопросы —
Только так получится воплотить мечту.
Вступление
Как думает ребенок? Как он говорит? Что его интересует и волнует? Каковы характерные черты его суждения и умозаключения.Можно ли научить мыслить более эффективно?
Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать.
Из большинства технологий, используемых на современных уроках в соответствии с ФГОС, меня особенно привлекла технология развития критического мышления (ТРКМ).
В педагогике – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Исходя из этого критическое мышление, по мнению авторов, может развивать следующие качества ученика:
1. готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
2. гибкость (восприятие идей других);
3. настойчивость (достижение цели);
4. готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
5. осознание (отслеживание хода рассуждений);
6. поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
А развитие этих вышеперечисленных качеств ученика- это и есть формирование регулятивных УУД,
Поэтому своей темой для методической работы я взяла тему « Использование приёмов критического мышления как способ формирования регулятивных УУД у обучающихся начальных классов» и в своем методическом портфолио я представлю:
1 . АКТУАЛЬНОСТЬ
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы? Прежде всего - умением учиться. На уровне начального общего образования не ставится непосредственно цель формирования фундаментальных научных знаний. Задача состоит в том, чтобы создать фундамент для их усвоения в дальнейшем. Основное внимание должно уделяться не столько накоплению определённой суммы знаний, сколько привитию желания и умения учиться, приобретению навыков учебной работы.
Актуальность развития критического мышления учащихся вытекает из особенностей современной ситуации в государстве. Страна нуждается в построении гражданского общества, состоящего из активных, критически мыслящих граждан, ответственных за свою судьбу и судьбу своей страны. Актуальность проблемы подтверждается также и тем, что выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, но и иными способностями – критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, иметь опыт самостоятельной деятельности и личностной ответственности, выявлять, наблюдать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию развития критического мышления.
2.Технология развития критического мышления
Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:
«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть, я запомню.
Но вовлеки меня, и тогда я постигну».
Что такое технология критического мышления?
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией,
это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений,
это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения,
это отправная точка для развития творческого мышления.
Цель ТРКМ - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни, а значит и развитие УУД.
Она позволяет добиваться таких образовательных результатов, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.
ТРКМ решает следующие задачи:
Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
Развитие таких базовых качеств личности, как рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Развитие аналитического, критического мышления.
Эта технология является системой стратегий и методических приёмов, предназначенных для использования в различных предметных областях.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.
Каждая стадия в технологии критического мышления выполняет свои функции. Функции повторяются, но на каждом этапе они играют свою роль.
Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то очевидно, что они не представляют какой-то новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» - это часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.
В целом уроки проходят более активно, плодотворно, учащиеся из объекта обучения становятся полноправными участниками процесса обучения. Атмосфера уважительного отношения к чужому, пусть даже неверному мнению, приводит к открытому диалогу, провоцирует на дискуссию, исключает возможность получить за неправильный ответ негативную отметку.
Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе
Вот несколько приемов развития критического мышления, которые можно использовать на своих уроках
чтение — суммирование в парах;
синквейны;
чтение с остановками;
прием «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки
О некоторых приёмах я расскажу в своей работе.
Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Кластер («гроздь»)
Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы.
Советы по работе с «гроздями»:
Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Прием кластера может применяться на любой из стадий урока.
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Прием «синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов.
Имя существительное, выраженное 1 словом.
Описание темы именами прилагательным - 2 слова.
Описание действия - 3 слова.
Фраза, выражающая отношение автора к теме.
Слово — синоним.
Творческий прием — «Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Другой прием — «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении темы «Полезные ископаемые» дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о полезных ископаемых, что узнали нового, что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Мозговой штурм»
Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Применение вышеперечисленных приёмов позволит учителю вести работу по формированию регулятивных УУД.
3.Регулятивные универсальные учебные действия и их функции
В современной России целью обучения становится формирование умения учиться; организации учеником целенаправленной учебной деятельности и осмысленному пониманию учебного процесса, основанного на учебном сотрудничестве.
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.
Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности, а именно:
• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Условия формирования и развития регулятивных действий:
Приучать ученика использовать в речи слова: для того чтобы…(цель)…надо…(действие).
Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.
С учащимися регулярно обсуждать изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин неудач, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.
Использовать цветные и графические формы самооценки.
Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный.
Использовать в образовательном процессе таких форм работы как:
Ø организация взаимной проверки заданий,
Ø взаимные задания групп,
Ø обсуждение участниками способов своего действия;
Ø заполнение рефлексивного портфолио.
Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология критического мышления.
1. Мониторинг достижения планируемых результатов.
Уровень сформированности универсальных учебных действий можно определить по результату выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий, которые целесообразно отслеживать в ходе текущей, тематической, промежуточной оценки, а не в стандартной итоговой проверочной работе.
Для комплексной оценки метапредметных и личностных результатов обучения в начальной школе могут быть рекомендованы следующие методы.
Наблюдение – метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации учителем наличия заранее выделенных им показателей какого-либо аспекта деятельности всего класса или одного ученика. Для фиксации результатов наблюдения обычно используются специальные формы (листы наблюдений). В зависимости от педагогической задачи листы наблюдений могут быть именными (при наблюдении за деятельностью определенного ученика) или предметными (при оценке сформированности данного аспекта деятельности у всего класса).
Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. В частности, широкие возможности для оценки сформированности метапредметных результатов открывает использование проверочных заданий, успешное выполнение которых требует освоения навыков работы с информацией.
Одним из инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфель достижений ученика, демонстрирующий динамику образовательных достижений в широком образовательном контексте .
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
Ø «преднамеренные ошибки»;
Ø методика «Кодирование»;
Ø взаимоконтроль;
Ø «ищу ошибки»
Ø контрольный опрос на определенную проблему.
Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:
• выбирать средства для организации своего поведения;
• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
• начинать и заканчивать действие в нужный момент; тормозить ненужные реакции
Примерный методический комплекс диагностики
уровня сформированности регулятивных УУД у обучающихся
в начальной школе
1класс
2класс
3класс
4класс
Стартовая
Итоговая
Тест «Сложная фигура»(А.Рей),
методика «Пиктограмма» (А.Р. Лурия)
Проба на внимание (П.Я.Гальперин и С.Л. Кабельницкая)
Методика диагностики уровня сформированности действия рефлексии, методика диагностики уровня сформированности внутреннего плана действий (А.З. Зак)
Графический диктант,
«Образец и правило»(А.Л. Венгер,Г.А. Цукерман
Методика «Кодирование», «Корректурная проба»
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования" 1 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.)
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования" 2 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.)
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования" 3 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.)
Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования" 4 класс (Е.В.Бунеев, А.А.Вахрушев и др.)
II. Практическая часть.
Практическое использование приёмов критического мышления на уроках в начальной школе.
В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Применение приемов критического мышления на стадии ВЫЗОВА
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Провоцирует ученика
Задает вопросы
Создает ситуацию актуализации опыта ученика
Формирует мотивацию ученика
Отвечает на провокацию
Вспоминает всё, что знает по данной теме
Формулирует первые гипотезы
Определяется в своих мотивах и целях
Цель урока связана с его темой, поэтому на первых уроках первого класса важно ввести понятие темы урока. «Тема – это то, о чём мы будем говорить на уроке». Первоначально тему урока называет учитель, добиваясь понимания темы обучающимися: «Я называю тему нашего урока, а вы предположите, что мы будем изучать сегодня на уроке». Далее находят тему урока в учебнике. В дальнейшем обучающиеся научатся определять тему урока, рассматривая содержание страницы учебника и читая название темы урока, называют тему урока по итогам прошлого урока.
Важным моментом целеполагания наряду с пониманием цели является её принятие, то есть видение актуальности цели для конкретной личности: «Зачем?» и «Где или для чего могут пригодиться полученные знания?»
Ребенок усваивает какой-либо материал в ходе учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация на начальном этапе урока создаёт условия для формирования у учащихся положительной мотивации, для понимания учеником, что он знает и чего не знает, и, самое главное, желания это узнать.
Фрагмент урока русского языка (обучение грамоте) Тема урока «Письмо заглавной буквы Ю»
- Прочитайте, пожалуйста слова на доске.
юнга юбка юла Юля
- Что общего у этих слов?
Ø слова-предметы
Ø у всех слов в написании есть буква «Ю»
Ø во всех словах буква «Ю» обозначает 2 звука [Й,У]
Ø во всех словах буква «Ю» стоит в начале слова
- Чем отличаются слова?
Ø Лексическое значение разное
Ø Слово «ЮЛЯ» одушевленное, это имя девочки
Ø Слово «Юля» будем писать с заглавной буквы.
- Спишите, пожалуйста эти слова в пропись.
Учащиеся говорят о том, что не смогут выполнить задание полностью, потому что еще пока не умеют писать заглавную букву «Ю».
Учащиеся предлагают сначала научиться писать заглавную букву Ю, а потом выполнить это задание.
- Как нам быть?
- Какую цель поставим себе на сегодняшний урок?
(научиться писать заглавную букву Ю и записать с ней слова)
Так на уроках обучения грамоте среди слов с изученными буквами появляется слово с новой буквой, которую мы еще писать не умеем.
2.Применение приемов критического мышления на стадии ОСМЫСЛЕНИЯ.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Предлагает опорный текст по теме
Организует процессы чтения, обсуждения, понимания, дискуссии
Управляет групповой динамикой
Поддерживает мотивацию и цели
Учит работать сообща
Включается в процессы чтения, обсуждения, дискуссии
Участвует в групповом взаимодействии
Подкрепляет и делает коррекцию своих целей
Слушает, задаёт вопросы, пишет, выделяет главные моменты в новой информации
Задания для групповой работы на стадии ОСМЫСЛЕНИЯ.
Прием «синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». «Синквейн» - это способ творческой рефлексии, «стихотворение» написанное по определенным правилам :
1 строка – одно существительное
2 строка – 2 прилагательных по теме
3 строка- 3 глагола
4 строка- фраза, выражение, пословица
5 строка- одно существительное, которое выражает суть или ваше отношение
В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов.
Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроках.
С данным приемом мои ребята начинают работать с первого класса. Обучая работать с синквейном в 1 классе, я ввожу его сначала не полностью, а частью.
Например в 1 классе я предлагаю ребятам синквейн в виде пирамиды, состоящей из 3 колец (частей)
1.Кто? или Что?
2- Какой?
3- Что делает?
Так как в первом классе учащимся не знакомы с понятием «части речи» в пирамиде части речи представлены вопросами, что позволяет ребятам заполнять пирамиду.
Пример 3:
Задание на уроке литературного чтения (обучение грамоте)
Тема . Чтение слов и предложений с буквами Щщ.
Стадия «Осмысление» Приём «Синквейн»
При работе с рассказом Л.Н.Толстого «Два товарища» после совместного чтения и языкового анализа текста, предлагаю ребятам составить пирамиду (учимся заполнять первые 3 строки синквейна)
В ходе совестных рассуждений на доске в «пирамидках» появляется первый синквейн. Этот вид работы вызвал интерес у ребят и еще долгие обсуждения.
Этот вид задания для некоторых учеников сложный. Если возникает затруднение при индивидуальном самостоятельном выполнении задания, то можно предложить поработать в паре: нужно только попросить помощи и для выполнения этого задания организуется пара (ученик- помощник + ученик, испытывающий затруднение)
Во втором и третьем классе в синквейне появляются 4 и 5 строки. При формировании умения работать с синквейном важна, помощь учителя. При подборе в 4 строке выражения или пословицы я предлагаю ребятам на выбор несколько, из которых они выбирают одно. В дальнейшем учащиеся самостоятельно должны подбирать выражения.
Пример 4.
Внеклассное занятие 3 класс.
Тема. «Семья и семейные традиции»
Стадия «осмысление». Приём синквейн
Внеклассное занятие проходило в нетрадиционной форме «Телевизионная передача «Моя семья». Во время групповой работы я предложила детям представить семейную традицию в виде синквейна.
Фрагмент занятия:
Ход занятия
- Во время телевизионных передач всегда идет реклама: рекламируют всё: детские каши, игрушки, детскую косметику, различные сладости.
- Вот, и на нашей передаче сейчас рекламная пауза. - Вам нужно прорекламировать одну семейную традицию так, чтобы все присутствующие захотели сделать ее своей традицией. Рекламу составьте, пожалуйста,в форме синквейна.
«Презентация» рекламных роликов.
1 группа рекламировала «Домашнее совместное чтение книги»
2 группа – «Совместные прогулки»
И т.д.
- Итог рекламы: - Все группы молодцы! Справились с заданием.
На занятии класс был разделен на 5 групп и у каждой группы получилось представить семейную традицию.
На уроках литературного чтения можно использовать видоизмененный синквейн – «Пирамида критиков».
Стратегия «Пирамида критика»
Кто герой рассказа (сказки)? (одно слово)
Опишите внешний вид героя? (два слова)
Характер героя? (три слова)
Поступки героя? (четыре слова)
Ваша реклама (антиреклама) героя? (пять слов) (можно использовать поговорку, пословицу)
Пример 5.
Фрагмент самоанализа урока ОРКСЭ . 4 класс Тема урока. «Что значит быть моральным?»
Приём: синквейн – «Пирамида критиков»
На стадии Осмысления предложила ребятам вспомнить произведение И. Куприна «Чудесный доктор», которое мы читали и анализировали на уроках внеклассного дополнительного чтения. Это произведение вызвало тогда у детей большой эмоциональный отклик. При работе с темой урока «Что значит быть моральным?» я посчитала целесообразным поговорить еще раз о героях этого рассказа. Я предложила дать оценку героям рассказа Мерцалову и Пирогову по плану. Это «Пирамида критиков». Вот некоторые варианты работ, которые получились при групповой работе.
Эта стратегия -«Пирамида критиков» учит учеников давать характеристику героям, опираясь на их поступки, давать оценку личности литературного героя, соотносить его поведение с нормами морали, рассуждать о возможном выборе. В конечном итоге, ребенок учится делать выбор между плохим и хорошим, важным для тебя самого и не нужным для себя.
Мой опыт работы с этим приёмом в 4 классе показал, что учащимся он интересен.
Приемы — «чтение с остановками», «предположение содержания»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Пример 6.
Самоанализ фрагмента урока литературного чтения. 2класс
Тема. Н. Сладков «Песенки подо льдом»
Стадия «Осмысление» Приёмы:
Корзина идей (предположение содержания)
Чтение с остановками
Предположения
2 этап урока: Изучение нового материала.
Данный этап по своей структуре делится на 3 стадии:
На стадии ВЫЗОВА, мною использовались такие методы как предположение содержания произведения по заглавию. Заглавие детям показалось загадкой. И КОРЗИНА ИДЕЙ заполнилась различными предположениями.
На стадии осмысления, использовался приём технологии критического мышления ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ. Данный прием способствует лучшему пониманию текста на уровне содержания. Для реализации данного приема я разделила текст на 4 смысловые части. Первую часть я читала сама, т.к. она помогала эмоционально настроить учащихся: в ней содержалась главная авторская загадка. 2 и 3 части читали подготовленные дома дети. Последнюю заключительную часть дети читали самостоятельно.
Перед началом чтения каждой следующей смысловой части, использовался такой прием критического мышления, как прием ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ. Перед учениками ставился такой вопрос: «Как будут развиваться события дальше? Предположите.» «Можем ли мы уже сейчас отгадать авторскую загадку?» Мы отгадывали ее постепенно: после прочтения каждой смысловой части на доске появлялись новые догадки, слова, описывающие саму песенку, опровергались ранее высказанные предположения. Таким образом, мы подробно разбирали все авторские подсказки.
2.Применение приемов критического мышления на стадии РЕФЛЕКСИИ.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
УЧИТЕЛЬ
УЧЕНИК
Управляет подведением итогов
Ставит новые вопросы и задачи на будущее
Оценивает деятельность ученика
Суммирует в групповой работе весь изученный материал
Задаёт вопросы на будущее
Делает самооценку своей деятельности
Приём Кластер («гроздь»)
Суть этого приема критического мышления в рамках урока в начальной школе— выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе.
Организуя работу с младшими школьниками, я предлагаю им озаглавить смысловые блоки или даю готовые вопросы. Достаточно 2-3 раза провести подобную работу, чтобы этот прием стал технологичным. Ученики с удовольствием используют кластеры.
Например, при работе на уроке окружающий мир 1класс составляем кластер (фронтальная работа).
Цель- научить работать с этим приёмом. Работа ведется под руководством учителя.
Пример 7. Урок. Окружающий мир 1 класс.
Тема урока. Где живут белые медведи?
Стадия «Рефлексия» Приём: Кластер
Ребята задают вопросы, которые фиксируются на доске. «Что хочу узнать по этой теме?» Ответы именно на эти вопросы (так кажется уч-ся) помогут раскрыть тему урока и ответить на вопросы. В ходе этапа ОСМЫСЛЕНИЯ могут появляться новые вопросы и они добавляться на доску.
Где живут белые медведи?
Умеют ли они плавать?
Чем питаются?
Как они строят берлоги?
Почему медведи не замерзают?
На стадии осмысления в ходе совместной работы (по учебнику, дополнительному материалу, просмотру видеофрагмента фильма) составляем с ребятами кластер. Он является тезисами-связками по материалу урока.
По совместно составленному кластеру ребятам можно предложить составить рассказ о белых медведях к следующему уроку.
Пример 8.
Урок. Русский язык. 4 класс.
Тема урока «Имя существительное. Обобщение».
Стадия «Рефлексия» Приём: Кластер
Учащиеся во время урока самостоятельно или в группах составляют кластер по теме. Опорой для составления «гроздей» является план.
Что такое имя существительное?
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какие постоянные признаки имеет?
Какие непостоянные признаки имеет?
Роль в предложении.
После самостоятельного составления кластера по теме учащимся может быть предложено рассказать об имени существительном. Этот кластер может быть подсказкой- опорой и в дальнейшем на уроках русского языка в 5 классе.
Аналогично учащимся может быть предложено составить кластеры по темам «Имя прилагательное». «Глагол», «Местоимение», «Проверяемые орфограммы в корне слов» и т.д.
Эти задания могут выполняться как в урочное время, так и выполнять роль домашнего задания.
Применение данных приемов критического мышления на уроках в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Заключение
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты:
Ø не простое знание фактов,
Ø не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым;
Ø не объём информации, а умение получать её и моделировать;
Ø не потребительство, а созидание и сотрудничество.
Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего к ребёнку, к его индивидуальности.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Как и для любого учителя для меня важный вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и содержательными? Я пришла к выводу, что технология критического мышления актуальна на всех уроках, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.
Особенностью данной педагогической технологии является и то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение многих подходов, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Использование стратегии развития критического мышления учащихся, сотрудничество на уроке позволяют всех учащихся включить в учебный процесс, создать условия для формирования интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальное и коммуникативное развитие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело. Не следует давать готовых истин. Обучаемые доходят до всего сами. Школьник, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, способен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нём структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на представления собеседника.
Таким образом, можно сделать вывод, что технологию РКМЧП можно считать интегрирующей, в ней обобщены наработки многих технологий.
Каждый преподаватель может выбрать те методы и приёмы, которые соответствуют возрастным, психологическим особенностям класса, которые близки лично ему, не выходя за границы рамочного подхода данной технологии, для любого педагога она может стать "своей".