Урок-практикум информатики в 6 классе по теме «Алгоритмы»
Submitted by Антон Александрович Лагутин on чт, 23/02/2017 - 23:08
План урока:
Организационный момент
Зачетный класс
Проверь себя
Я программист
Физкультпауза
Самостоятельная работа
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Игра-соревнование
Рефлексия
1. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы продолжаем работать по теме «Алгоритмы». На прошлом уроке мы познакомились с основными понятиями этой темы. Сегодня нам предстоит на практике познать, что же такое «алгоритм».
План работы на сегодня у нас такой
1) Зачетный класс
2) Устный опрос «Проверь себя»
3) Работа в группах «Я программист»
4) Самостоятельная работа
5) Домашнее задание
6)* Игра-соревнование
На каждом этапе работы Вы сможете выполнить дополнительные задания, которые не являются обязательными и, будут оцениваться отдельно.
2. Зачетный класс
Для выполнения зачетного класса необходимо будет выбрать УРОК 8 – ЗАЧЕТ.
Те, кто выполнит зачетный класс раньше положенного времени – пересаживается за парту и приступает к выполнению дополнительного задания на КАРТОЧКЕ 1
(см. Приложение 1)
По окончании работы по очереди встать:
Профессорам
Студентам
3. «Проверь себя»
Проводится с использованием презентации «урок» (см. Приложение 2)
Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Как с помощью веревки можно разделить брусок пополам». Один из учащихся приводит план разделения бруска
Измерить веревкой длину бруска
Сложить полученную длину веревки пополам
Отмерить полученную половину на бруске.
Перейти к презентации (слайд 2)
1) Как мы называем «план работы, расписанный по шагам выполнения этой работы»?
Алгоритм
2) Кто такой «составитель алгоритма»?
Тот, кто придумывает алгоритм.
3) Как мы называем того, кто выполняет алгоритм?
Исполнитель алгоритма
4) Что такое «программа»?
Запись алгоритма на языке программирования.
5) Как мы называем «составителя программ»?
Программист
6) Программист для решения любой задачи использует точный план работы. На доске все этапы плана перемешаны – расставьте их в правильном порядке. К доске – одного ученика расставить названия в правильном порядке (см. Приложение 2).
Пока ученик расставляет – мы найдем ошибки в программе вычисления периметра треугольника (слайд 3)
Неправильно
Правильно
Проверить на доске правильность расстановки пунктов плана
4. «Я программист»
Теперь мы выступим в качестве программистов.
Для работы используем КАРТОЧКУ 2 (см. Приложение 3).
Разделимся на группы и попробуем составить планы решения задач:
1) Цена ручки —aрублей, карандаша — b рублей. Купили 5 ручек и 7 карандашей. Найти стоимость покупки.
2) Килограмм яблок стоит a рублей, килограмм груш стоит b рублей. Купили 5 килограммов яблок и 7 килограммов груш. Найти стоимость покупки.
3) На рынке тюльпан стоит a рублей, ромашка стоит b рублей. Купили 5 тюльпанов и 7 ромашек. Найти стоимость покупки.
У доски эти задачи от каждой группы решат по одному ученику, а затем мы проверим результаты вашей совместной работы.
Группа, сделавшая задание раньше установленного времени приступает к выполнению второго дополнительного задания на обратной стороне КАРТОЧКИ 2 (см. Приложение 3).
У доски:
1 группа – (яблоки и груши) - слева
2 группа – (тюльпан и ромашка) - справа
3 группа – (ручки и карандаши) – по центру
После завершения проверим работы (у доски объясняет один ученик)
- Пока ученик будет объяснять свое решение – вы внимательно слушайте и подумайте над вопросом «В чем секрет этих задач?»
После выступления ученика:
- Встаньте те, у кого такая же запись формулы.
- Так в чем же секрет этих задач?
В них для подсчета стоимости различных предметов используется одна и та же формула, т.е. один и тот же алгоритм можно применять для решения различных задач.
5. Физкультпауза
1) Упражнения для плечевого пояса
а) Потягивания вверх по очереди правой рукой, левой рукой, обеими руками, расслабление
б) Захват рук за спиной в замок – попеременно: через правое плечо, через левое плечо
2) Упражнения для глаз
а) Указательный палец перед собой на уровне зеленого круга на стене. Попеременно 10 раз переводим взгляд с пальца на круг на стене и обратно
б) Стоим прямо смотрим перед собой. Не поворачивая головы, по 5 раз смотрим на соседа справа, затем на соседа слева.
в) Закрыли глаза, расслабились – подумали о чем-нибудь приятном.
6. Самостоятельная работа
Все уже немножко почувствовали себя программистами. Правда, в группе работать легче, чем одному, к тому же программисты проводят отладку программы на компьютере.
- Что такое «отладка программы»?
- Запуск программы
Поэтому теперь каждый из вас выступит в роли программиста и индивидуально составит план решения задачи и отладит ее с помощью компьютера.
Для работы используем КАРТОЧКУ 3 (см. Приложение 4).
Вы будете работать по вариантам:
1 вариант работает с задачей о вычислении площади прямоугольника
2 вариант работает с задачей о вычислении периметра прямоугольника
Работа ваша будет состоять из двух этапов:
1 этап теоретический – составляете план решения задачи за партой (п.п. 1 – 3)
2 этап – практический. Выполняете отладку программы на компьютере с помощью исполнителя МАЛЫШ. Для этого используете инструкцию (лежит у каждого компьютера) (см. Приложение 5)
Выйти из Урока 8 (Кнопка НАЗАД)
Выбрать УРОК 9 – ПРАКТИКУМ
Переместиться в самый низ страницы, используя колесико мыши
Нажать кнопку МАЛЫШ
В списке задач Малыша выбрать нужную задачу
Переключиться (если нужно) на английский язык – кнопка в правом нижнем углу
Ввести формулу
Запустить программу, получить результат
Те из вас, кто раньше выполнят все задание – приступают к выполнению 3-го дополнительного задания на обратной стороне КАРТОЧКИ 3.
После завершения работы проверить с использованием презентации (слайд 4)
- Кто верно выполнил 1 этап?
- Кто верно выполнил 2 этап?
- Кто верно выполнил оба этапа.
7. Итог урока
- Какую тему мы сегодня изучили практически?
- Выполнили план?
8. Домашнее задание
Задания КАРТОЧКИ 1
9. Игра-соревнование
В конце урока мы с вами немножко поиграем.
Каждый из вас выступит в роли БУХГАЛТЕРА или ПЕРЕВОДЧИКА (используем практикум УРОКА 8). Мы определим, кто за 3 минуты выполнит больше заданий. У каждого на мониторе установлена табличка, которая подскажет вам, кем вы сегодня будете (см. Приложение 6).
10. Рефлексия
На карточках рефлексии продолжить фразы (см. Приложение 6).