Submitted by Евгения Сергеевна Пискун on пн, 20/02/2017 - 21:46
Конспект урока по русскому языку
«Предлог. Обобщение изученного»
Учитель: Пискун Евгения Сергеевна
Курс: русский язык
Класс: 7
Тип урока: урок обобщения и систематизации предметных знаний
Цели урока: обобщить и закрепить полученные учащимися знания о предлоге, продолжить вырабатывать навык правильного написания производных и непроизводных предлогов и правильного их употребления в речи.
Планируемые результаты урока:
1) предметные:
- умение находить предлоги в тексте, правильно объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- умение использовать предлоги при составлении текстов.
- умение строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- умение владеть всеми видами речевой деятельности.
3) личностные:
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- мотивация учебной деятельности:
- развитие умения излагать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование: раздаточный материал (рабочие листы), презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие (2 мин.)
Организация готовности к работе на уроке. Создание психологически комфортной атмосферы. Приветственное слово учителя:
- Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. Сегодня мы должны быть готовы к повторению сложной темы.
II. Сообщение темы урока, постановка целей (5 мин.)
- Ребята, какими будут цели и задачи нашего урока? Что нам нужно повторить в рамках данной темы? В ответе на этот вопрос нам помогут данные предложения (слайд №3).
Несколько раз (в)течени.. лета мы ездили к морю.
Вопреки погодных условий мы все равно отправились в поход.
Она шла впереди. – Она шла впереди всех.
Ответы учащихся: на уроке необходимо повторить правописание предлогов, их употребление в речи и отличие предлогов от наречий.
III. Работа по теме урока (25 мин.)
1) теоретический опрос (слайд №4): к доске вызываются двое учащихся (эксперты), готовые отвечать на вопросы одноклассников, касающиеся темы «Предлог». Примерные вопросы:
- Что такое предлог как часть речи?
- Что такое предложно-падежная форма?
- На какие группы делятся предлоги по происхождению?
- С каким падежом употребляется предлог по в значении «после чего-либо»?
- Какими непроизводными предлогами могут быть заменены предлоги вследствие, навстречу, насчет?
- В каком случае следует употребить предлог вследствие, а в каком предлог благодаря?
Класс оценивает работу экспертов и свою собственную работу (полнота ответа, приведение примеров, достаточность тематического охвата вопросов).
2) повторение способов отличия предлогов от наречий (слайды №5-6)
- Ребята, какие вы знаете приемы для отличия предлогов? (Фронтальный опрос, привидение примеров на слайде)
- Теперь, когда мы повторили все способы отличия, вы должны показать умение составлять собственные предложения так, чтобы данное слово в одном случае было предлогом, а в другом – наречием.
Дается задание по двум уровням (обязательный и усложненный): составить предложения с данными словами.
1 уровень – внутри.
2 уровень* – наперекор, мимо.
Учащиеся оглашают результаты своей самостоятельной работы и при необходимости исправляют ошибки.
3) повторение правил употребления предлогов в речи
- На слайде (№7) даны словосочетания, в которых нарушены нормы употребления предлогов в речи. Необходимо списать эти словосочетания в исправленном виде, указывая допущенные ошибки.
описывает о событиях военного времени
вернувшись со школы
оплатить за билет
уверенность в победу
предупредить от опасности
свойственный для него
После выполнения задания осуществляется взаимопроверка (по слайду №8).
4) работа с деформированным текстом
- Перед вами на слайде (№9) текст, посвященный архитектурному чуду, известному во всем мире. Ваша задача – внимательно прочитать его и выполнить задания по этому тексту. Задания вы видите на карточках, которые лежат на ваших партах.
ТЕКСТ:
Когда речь заходит об (1)… городе Пиза, каждый вспоминает башню, которая, (не)смотря на крутой наклон, почему-то до сих пор не упала. Согласно (замысел) архитектора Бонанно Пизано эта колокольня должна была быть построена (в)виде (цилиндр) состоящего из 10 ярусов с ко(л,лл)о(н,нн)ами. Строили башню (в)течени… 200 лет. Но уже (в)начале работы было замечено, что колокольня отклонилась от вертикали на 4 сантиметра. Мастер, обеспокоенный этим фактом, прекратил работу и (2)… . Отсюда берет начало история знаменитой «падающей» башни. Благодаря (она) город Пиза известен по всему миру.
После урагана 1964-го года был объявлен конкурс по спасению башни. (Во)преки (ожидания) правительства пизанцы отказались от этой идеи. (На)перекор (все ухищрения) башня продолжает падать, а поток туристов, желающих посетить колокольню, не иссякает.
Задания на рабочих листах: (см. Приложение)
1) Выписать в два столбика предложно-падежные формы с производными предлогами и с непроизводными предлогами;
2) Заполнить два смысловых пропуска (к первому пропуску дается подсказка – необходимо написать относительное прилагательное).
3) Коротко записать суть проекта по спасению башни.
После самостоятельного выполнения задания осуществляется проверка и внесение исправлений. Беседа по содержанию текста.
IV.Подведение итогов (4 мин.)
- Ребята, вы замечательно поработали на уроке. Давайте же обобщим самое важное по теме нашего урока.
- Что такое предлог и какую роль он играет в речи?
- С какими проблемами можно столкнуться при употреблении предлогов в устной и письменной речи?
- Правописание каких предлогов вызывает наибольшие затруднения?
V. Домашнее задание (2 мин.): найти в дополнительной литературе информацию о проектах по спасению Пизанской башни.
VI. Рефлексия (3 мин.)
-Что было трудным на уроке?
-Что вызвало интерес?
-Что для вас было новым и познавательным?
Учащиеся заполняют последний пункт рабочих листов:
За работу на уроке я ставлю себе отметку _____ , потому что ______________________________________________________________________