Все встали. Здравствуйте. Садитесь.
Настройтесь и раскрепоститесь.
Урок начнем мы, как всегда,
С вопроса:
Все готовы?
Всё, закончили разминку.
Сели прямо, держим спинку.
Чтобы уложиться в срок,
Быстренько начнем урок.
Число запишем мы.
И нашу тему «Что такое гидросфера?».
2. Изучение нового материала.
Что же такое гидросфера?
- Что означает слово гидросфера? (вода)
- От каких слов произошел термин «Гидросфера»? (от греческих слов «hidro» -вода, «sphaira» - шар. Гидросфера – водная оболочка Земли). Запишите в тетрадь.
- Сегодня на уроке мы будем изучать водную оболочку Земли, узнаем, какую роль играет гидросфера в природе. Повторение из курса природоведения.
- Вы слышали о воде? Говорят она везде!
Первая капелька:
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька:
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.
Капельки (вместе):
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить.
- Где же встречается вода в природе? (Вода встречается в морях и океанах, реках, озерах, болотах, выпадает в виде осадков).
- В каких трёх агрегатных состояниях бывает вода в природе?
- Может ли вода переходить из одного состояния в другое?
- Установите соответствие:
1. Испарение.
2. Замерзание.
3. Конденсация.
4. Таяние.
А. Переход воды из жидкого состояния в твёрдое.
Б. Переход воды из газообразного состояния в жидкое.
В. Переход воды из жидкого состояния в газообразное.
Г. Переход воды из твёрдого состояния в жидкое.
- При каких условиях происходит переход воды из одного состояния в другое?
Мотивация и целеполагание
Игра «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, в карточках напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».
Утверждения:
Вода, находящаяся в воздухе, не является частью водной оболочки Земли, я является частью атмосферы.
Мировой круговорот воды в природе происходит благодаря Солнцу.
В Мировом круговороте воды никак не задействованы подземные воды.
Из одной части Мирового океана можно попасть в другую, не пересекая сушу.
Тихий океан омывает берега всех материков Земли.
Изучив материал сегодняшнего урока, мы вернемся к этим утверждениям и посмотрим, каким из них верить можно, а каким нельзя.
Вода самое удивительное вещество на Земле.
Ребята, как вы думаете, почему воду называют «самое удивительное и обыкновенное вещество в природе»? (выслушиваются мнения учащихся).
Удивительное потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благоприятное влияние на климат континентов, водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других создают обширные низменности.
Вода незаменима. Нет такого вещества во Вселенной, которое могло бы восполнить воду.
Хлеб, воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной водопроводной воды не менее загадочны, чем происхождение марсианских каналов? Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремится разгадать их.
Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде:
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. Ты самое большое богатство на свете».
Так говорил он о самой обыкновенной воде, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенной – потому что без нее мы просто не смогли бы жить. Воду надо беречь, ведь не зря же русский народ говорил в старину «Мать водица – всему царица!»
(Слышен шум водопада или моря).
Царь морской выходит из пучины,
Он выходит в чешуе блестящей.
С мокрой бородою из овчины,
А в руке – трезубец настоящий.
Захотелось посмотреть,
Как живете у воды,
Потому что без нее
Ни туды и ни сюды.
Мои владения – океаны, моря и реки. Бережете ли вы ее? Не загрязняете ли вы ее? В реке видел я много битого стекла, бумаги, пищевых отходов. Больно мне было на это смотреть. Почему же люди так поступают? Да потому, что они не культурные и невоспитанные. Они не понимают того, что с каждым годом качество воды становится все хуже и хуже из-за их безалаберности. Поэтому я издал Указ, который все должны выполнять.
(Разворачивает свиток и читает УКАЗ)
Величавы и красивы были реки, пока невежи да лихоимцы не засорили их и не погубили всех их обитателей. Посему повелеваю:
Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор.
Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.
Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.
Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.
Указ повесить на видное место и строго следовать ему.
Царица-Водица:
Я – Царица, Я – Водица!
Я на свете всех важней,
Я прелестней всех на свете,
Я на свете всех милей!
Я даю всем людям жизнь,
Я энергию даю.
Изо дня в день, каждый день
Каждый день я их пою!
Помогаю им во всем
И в уборке и в еде.
Нет со мной у них проблем
Я повсюду, я везде.
Братец Водяной:
А я братец – Водяной!
У меня живот большой.
Я помощник у Водицы
Моей родной сестрицы!
С нами люди бед не знают,
Только очень загрязняют.
К нам и грязь, к нам и отходы.
Не жалеют они воду
Ну и кто поможет нам?
Кто от грязи нас избавит,
Кто очистит от отходов,
Кто Водицы жизнь прибавит?
Царица-Водица:
Мы вам рассказали про нашу беду,
Спасенье теперь зависит от вас,
Но я, честно, жить уже так не могу,
Поэтому просим: «Спасите вы нас!»
Братец Водяной:
Ведь если не будет воды, то тогда
Не будет вам счастья без нас никогда.
Спасти нас от грязи сильны только вы,
Поэтому просим, чтоб вы помогли!
- Поможем водице? Как же мы можем помочь, ребята? Конечно, мы будем беречь воду, которая нас окружает, экономить, не загрязнять.
Но прежде узнаем состав гидросферы, к каким же частям гидросферы мы будем бережно относиться.
Соотношение суши и воды.
Если мы с вами могли бы сейчас оказаться в космосе и взглянуть на нашу планету, то увидели голубой шар.
- Почему планета Земля голубая?
(Вода занимает ¾ поверхности Земли)
Состав гидросферы.
Гидросфера состоит из нескольких частей. Что же составляет основную часть гидросферы? Конечно, основную часть гидросферы составляет вода Мирового океана.
Что ещё мы отнесём к гидросфере?
Угадаем несколько загадок и узнаем состав меньшей части гидросферы (заполнение схемы)
Меньшая часть гидросферы – это воды суши и вода в атмосфере. Для заполнения схемы нам надо выяснить, что относится к водам суши?
В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется.
(Река)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
(Озеро)
Что же относится к водам суши ( относятся реки, озёра, болота, а также ледники, подземные воды)
Третья часть гидросферы – это вода в атмосфере. В каком состоянии находится вода в атмосфере? ( газообразном, атмосфера содержит водяной пар, капельки воды и кристаллики льда.) Вода в атмосфере пресная.
Почему вода в атмосфере всегда пресная? (При испарении все соли остаются в водоёме, а испаряется только вода.)
Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи.
-Рассмотрите внимательно рисунок 46 на стр.69 . Какую долю занимает вода в морях и океанах (солёные воды), ледниках, на суше (пресные поверхностные, пресные подземные)?
- В какой части гидросферы Земли воды меньше?
- В какой части гидросферы Земли воды больше?
Покажите и назовите наиболее крупные части Мирового океана ( показ океанов на карте полушарий)
Работа с интерактивной доской.
Основные части гидросферы Земли. Заполнение таблицы в парах.
Части гидросферы
Соотношение вод
в гидросфере, %
Мировой океан
96,4
Ледники Земли
1,8
Подземные воды
1,7
Поверхностные воды
(реки, озера, болото)
0,01
Работа с интерактивной доской.
Физкультминутка Игра “Вода - не вода”
Правила игры. А) Если названное слово обозначает то, что содержит воду (лужа) – встать.
Б) Если предметы или явление имеет косвенное отношение к воде (рыба) – поднять руки.
В) Если предмет и ли явление, не имеют никакой связи с водой (камень) – хлопать в ладоши.
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах
- Кто знает, какая вода в океане на вкус?
Но морская вода солёная и непригодна для питья. Пресной воды существенно меньше и очень много людей на Земле испытывают в ней острый недостаток. А всякая ли вода годится для наших нужд?
Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озер ( сопровождать показом ).
- Всего 3% жидкой воды на Земле является пресной, это не так много. Эти 3% пресных вод и использует наше человечество для всех своих нужд. Остальная вода соленая, в ней растворены химические соединения.
Мировой круговорот воды.
3% пресной воды – это не так много. Такого количества хватило бы человечеству всего на несколько лет. А между тем, вода в наших реках, озёрах не убывает год от года. Сейчас мы узнаем почему.
- Послушайте стихотворение
Хоть в это поверить не очень легко,
Но Волги вода есть в реке Лимпопо.
И, путешествуя облаком пара,
Воды из Волги текут в Ниагару,
Волги вода и в Байкале, и в Ниле.
И в Танганьике, и в нашей квартире.
Значит, должны понимать это все мы:
Реки – часть водной единой системы.
Но, чтоб не быть с географией в споре,
Волга впадает в … (Каспийское море).
- Найдите в карте атласа, куда впадает река Волга?
- Как вы думаете, возможно ли это?
Скажите, о чём идёт речь в этих строках? ( о мировом круговороте воды)
Что же сделало наши пресные водоёмы неиссякаемыми? Благодаря чему все части гидросферы связаны между собой?
Оказывается солнце, так как под действием солнца происходит Мировой круговорот воды в природе.
А что такое Мировой круговорот воды?
- Непрерывный процесс перемещения воды из Океана на сушу и с суши в Океан, называют Мировым круговоротом воды.
- Запишите в тетрадь.
-Докажите, что все части гидросферы взаимосвязаны. (по рис. круговорота воды в учебнике)
Под действием солнечного тепла вода с поверхности океана испаряется и поступает в атмосферу. Вода испаряется, а соли растворённые в ней остаются в океане.
В атмосфере водяной пар охлаждается и превращается в капельки воды (конденсируется). Капельки воды и кристаллики льда образуют облака. Из облаков выпадает дождь, который сразу возвращает в океан некоторую часть воды. Но эта вода уже пресная!
Благодаря ветру облака оказываются над сушей, и из них выпадают осадки в виде дождя или снега. Выпавшие осадки частично просачиваются вглубь, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, а частично стекают в реки и другие водоёмы. Реки собирают воду из поверхностных источников и питаются подземными водами и возвращают воду обратно в Мировой океан. С поверхности океана вода вновь испаряется, и круг океан - атмосфера - суша - океан замыкается.
Так в природе происходит непрерывный процесс круговорота воды в природе.
Давайте вернёмся к игре «верю – не верю» и снова в карточке напротив номера утверждения поставить либо «+», либо «-».
3. Закрепление темы.
1..Что такое Мировой круговорот воды в природе?
2.Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой?
3.Что происходит с водой, выпавшей на сушу?
4.Какими путями она возвращается в океан?
5.Какие части гидросферы имеются в нашем районе, селе? Что в наших с вами силах по охране гидросферы?
6.Какие явления Мирового круговорота воды можно наблюдать в нашей местности?
7.Какое значение имеет вода в природе и в жизни человека?
8.Почему необходимо заботится о качестве воды и охранять гидросферу? (Охрана гидросферы – это важная задача всего человечества. Без воды нет жизни на Земле. Пресную воду нужно экономить, потому что её не так много на планете). Будем исполнять указ Нептуна. Рефлексия. Итог урока. Оценки за урок
Синяя капелька – урок был интересным, вы узнали что-то новое.
Красная капелька – урок был неинтересным и нового ничего не узнал