Глобальные изменения в современном обществе требуют изменений в содержательных, методических и технологических аспектах образования, пересмотра прежних приоритетов и педагогических средств.
Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать решения и четко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разных группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Достижение этих целей возможно лишь при учете интересов учащихся и при грамотном воздействии на их мотивационную сферу.
Метод проектов позволяет внести в современную технологию иноязычного обучения существенные изменения. Процесс усвоения знаний перестает носить характер заучивания материала и организуется в многообразных формах поисковой, мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс. На первый план выступает социальная природа иноязычного обучения и развития личности, с чем связана ориентация на групповые формы обучения, совместную, самостоятельную деятельность.
Представляя собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, проектный метод способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении исследований.
Проект, с точки зрения учителя, – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа разрешения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы.
Проект, с точки зрения учащегося, – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися, когда результат этой деятельности интересен и значим для самих открывателей.
Каждый учитель старается достичь основной цели проектной деятельности, а именно: создать условия для самостоятельной работы учащихся над учебным материалом, стимулировать интересы учеников к изучению английского языка, развивать чувство ответственности за полученный результат.
Технология осуществления проекта предусматривает несколько этапов, все зависит от сложности проекта. Выделяем следующие этапы разработки проекта:
№ п/п
Этап
|
Задачи
|
Деятельность
учащихся
|
Деятельность
руководителя проекта
|
I.
Иницииру-ющий
|
Определение проблемы: исследовательской, информационной, практической.
|
Определение темы,
уточнение целей.
Выбор проектной группы.
|
Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает.
|
II.
Основополагающий
|
Планирование действий по разрешению проблемы – разработка перечня конкретных действий с указанием результатов, сроков.
|
Анализируют проблему, формулируют задачи, определяют источники информации,
распределяют роли в команде,
составляют план конкретных действий.
|
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
|
III.
Прагматический
|
Исследование учащихся. Поиск информации, которая обрабатывается, осмысливается участниками проекта.
|
Собирают и уточняют
информацию, уточняют планы деятельности.
|
Наблюдает, консультирует, контролирует.
Обобщает новое содержание образования, полученное в результате работы над проектом.
|
IV.
Заключительный
|
Результатом работы над
проектом является продукт, который создается участниками в ходе решения поставленной проблемы.
|
Оформляют проект,
изготавливают про-
дукт. Участвуют в анализе проекта, оценивают свою
роль, анализируют выполненный проект.
|
Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
|
V.
Итоговый
|
Презентация продукта классу.
Рефлексия.
|
Защищают проект, участвуют в оценке результатов проекта.
|
Участвует в коллективном анализе и оценке
результатов.
|
В процессе работы над проектами ученики, как правило, заводят проектные папки – портфолио, в которых размещают свои творческие работы, сертификаты, записывают идеи, ведут рабочие записи, складывают выполненные материальные изделия. Ещё одна деталь – выставка папок на стенде в кабинете английского языка. Это подчеркивает важность процесса работы. Таким образом, учитель создает определенные стимулирующие условия для развития ребенка, его «я – концепции», что обеспечивает осознание своего места в окружающем мире, способность адекватно оценивать собственные возможности.
Для формирования проектных умений учитель использует два вида урочных занятий. Первый вид – проектный урок, который целиком посвящен работе над проектом. Это специально выделенные учебные часы, которых не может быть много ввиду высокой затратности работы над проектом. Второй вид – урок, на котором учащиеся презентуют свой проект. Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в традиционный урок элементов проектной деятельности.
Выполняя проектные задания, учащиеся овладевают определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом, разнообразным справочным материалом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы. К творческим умениям относятся умение генерировать идеи; умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы; умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям относятся умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.
В ходе выполнения проектных заданий учащиеся успешно усваивают учебный материал, а также развиваются в интеллектуальном плане. У учеников формируются такие качества личности, как самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу.
Таким образом, проектная технология является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень владения языковым материалом, мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников и сплоченность коллектива, а также общее интеллектуальное развитие учащихся. Личный опыт доказывает, метод проектов способствует достижению высоких результатов обученности и образованности личности школьников, обеспечивает по-настоящему продуктивный характер учебной деятельности и продуктивность образовательного процесса в целом.
Библиографический список
- Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2002.
- Полат Е.С.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования.– М.: Академия, 2007.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
|