Форма урока: дидактическая мотивирующая игра «Грамматический марафон».
Технологии: технологии сотрудничества, развивающее обучение
Приёмы: дидактическая игра, работа с тестами, карточками
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая и индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте! Сегодня мы проведём игру «Грамматический марафон», во время которой повторим всё, что изучали о причастии.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы на урок всем нам
Захотелось вновь прийти!
А для создания более дружественного микроклимата прошу вас сделать приятные пожелания друг другу.
Формулирование учащимися темы и цели урока.
Обсуждение эпиграфов:
Проблемный вопрос: О какой части речи говорят нам Даль и Ломоносов? Почему?
Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного.
В.И.Даль
Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
Сегодня мы будем обобщать знания, полученные в ходе изучения темы «Причастие», а пройдет наш урок в форме игры « Грамматический марафон».
Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цель.
На дистанции, состоящей из 5 этапов, мы закрепим навыки правописания причастий и постановки знаков препинания при причастном обороте;
Обобщение и систематизация знаний
Марафонная дистанция состоит из 6 этапов.
Задача: победит тот, кто выполнит все задания верно, сможет объяснить любую орфограмму или пунктограмму. Кто выполнит, правильно получит красный жетон, кто допустит 1-2 ошибки – зеленый жетон, кто напишет с 3-5 ошибками – жёлтый жетон.
Начинаем марафон
Этап №1.Дистанция «Орфографический спринт -10км. ». / таблицы «НЕ с причастиями», «Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных», «Правописание гласных в суффиксах причастий».Запись под диктовку (1 ученик на внутренней стороне доски, при проверке открывает)
Этап №2.Дистанция «Орфографический спринт-20км.»Правописание не с причастиями.Выполнение теста
Запишите номера словосочетаний, в которых НЕ пишется слитно.
1 вариант
2 вариант
1.ещё (не) обжитое место
2. палата (не) проветрена
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишённый юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся
1.(не) сказанное слово
2. (не) меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый
Самопроверка.(1вариант - 3,6,7,8; 2 вариант -1,2,3,10). Раздача соответствующих жетонов.
Этап №3.Дистанция «Орфографический спринт-30км.»
Выборочно-распределительный диктант(по вариантам)
Вам читаются словосочетания; I вариант записывает те словосочетания, в которых не является приставкой, а II вариант – словосочетания, в которых не является частицей. (Два ученика работают у доски).
Комната не прибрана (кратк. прич.)
Не накрытый скатертью стол
Несказанное слово
Ненавидящий взгляд (без не не употребляется)
Не прочитанная, а просмотренная работа
Нетронутый снег
Не замеченная учеником ошибка
Проверка: открываем доску, учащиеся сверяют написанное на доске и написанное в тетради; если всё верно, задаём работавшим у доски ученикам дополнительные вопросы; оцениваем их ответы. Раздача соответствующих жетонов.
Физминутка
Приготовься, детвора!
На разминку нам пора!
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два…
Выше, выше голова!
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановиться, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
Этап №4.Дистанция «Орфографический спринт – 40 км.»Раздаем на каждую парту карточку.
Выберите нужную гласную (а, е, и, я). Укажите суффикс причастия.
Хмур_ щий брови, кле_щая коробочку девочка, завис_щий от других, отмер_вший расстояние, засе_вший поле, ненавид_щий ложь, вер_вший в идеалы, помн_щий добро, слыш_вший всё сообщение, вид_вший сон, законч_вший школу, усво_вший правила, вытерп_вший все испытания, зате_вший драку, поран_вший руку, измуч_вший всех.
Проверка: читаем суффикс, вставленную букву, дети отмечают знаками «+» и «-«: ВШ, И – от заклеить; ВШ, И-от заметить, …Раздача соответствующих жетонов.
Этап №5 . Дистанция «Пунктуационный спринт -10км.». Актуализация знаний о причастном обороте. Вопросы:
Что называют причастным оборотом?
Как обозначается причастный оборот на письме?
Спишите, расставьте знаки препинания, графически выделяя причастные обороты.
1.Море огромное лениво вздыхающее у берега уснуло и неподвижно в дали облитой голубым сиянием луны. (М.Горький)
2. Маленькие игривые волны рождаемые ласковым дыханием ветра тихо бились о борт. (М.Горький)
3. Я сидел погружённый в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич прервал мои размышления. (А.С.Пушкин)
4. Марья Ивановна возвратилась к Анне Власьевне исполненная радостной надежды.(А.Пушкин)
5. Аркадий Иванович надевший черный долгополый сюртук и коробом стоявшую накрахмаленную рубашку не знал, что ему делать. (А.Толстой)
6. Мать не уснувшая ночью ни на минуту вскочила с постели сунула огонь в самовар приготовленный с вечера. (М.Горький)
7. И я исполненный мучительного счастья любящий чую взор в тревожном полусне. (А.К. Толстой)
8. Сорванная с деревьев листва закружилась в вихре и стала подниматься кверху. (В.Арсеньев)
9. Жасминовый куст разросшийся под окном ронял на письменный стол кружевную тень. (Е.Носов)
Проверка по эталону. Раздача соответствующих жетонов.
Итог урока. Подведение результатов марафона. Выявление победителей - спринтеров. «Грамматический марафон» завершён. Сейчас подведем итоги. У кого преобладают жетоны красного цвета, поднимите руки. Молодцы! Вы знаете тему на «Отлично», заслуживаете золотой медали ( раздача медальончиков). Поднимите руки те, у кого на партах лежат зелёные жетоны. Зеленый цвет соответствует оценке «Хорошо». Молодцы! Вы завоевали серебряную медаль. Поздравляю! (вручение медальончиков). Бронзовую медаль заслужили те, у кого на руках жёлтые жетоны. Каждый увидел «тёмные пятна» в своих знаниях и умениях по теме «Причастие. Написание причастий», нужно к следующему уроку исправиться.
7. Инструктаж по домашнему заданию.
1)Повторите теоретический материал по теме «Причастие»
2) готовьтесь к контрольному диктанту
3) составьте словарный диктант по теме «Написание причастий»
Рефлексия
Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.
Мария Николаевна! Спасибо за опубликованный план-конспект урока. Еще бы ваше методическое обоснование приемам мотивации, которые вы используете, было бы просто замечательно! Успехов!
На: Практикум по теме "Причастие"
Мария Николаевна! Спасибо за опубликованный план-конспект урока. Еще бы ваше методическое обоснование приемам мотивации, которые вы используете, было бы просто замечательно! Успехов!