Конспект урока русского языка в 6-А классе «Правописание НЕ с прилагательными»
Submitted by Ольга Николаевна Ястребова on чт, 26/01/2017 - 14:40
Конспект урока русского языка в 6-А классе
«Правописание НЕ с прилагательными»
Учитель Ястребова О.Н.
Тип урока: урок усвоения новых знаний с применением ИКТ
Цель урока: формирование УУД в условиях решения учебных задач
Дата поведения урока: 15.01.2016 г.
Задачи урока:
познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
повторить правописание не с существительными и глаголами;
вызвать интерес к изучению русского языка, придать уроку проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся;
развивать у учащихся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении через формирование компетентностей:
предметные
личностные
регулятивные
коммуникативные
умение работать с правилом написания не с прилагательными;
правописание не с существительными и глаголами.
формирование внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, школе
умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока
умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками, учителем, умение работать с текстом
Формирование УУД:
Познавательные: формирование умения выделять и сравнивать существенные и несущественные признаки для построения анализа
Регулятивные: формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи , самостоятельно вносить необходимые коррективы в исполнение действия , как по ходу его реализации, так и в конце
Коммуникативные:
формирование умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя
Вид используемых на уроке средств обучения, в том числе средства ИКТ и учебно- лабораторнорное оборудование
учебник, презентация
Необходимое аппаратное и программное обеспечение
локальная сеть, выход в Интернет, компьютер, медиапроектор
Структурные элементы, (этапы урока)
Содержание взаимодействия учителя с учащимися
Орг. момент
Вступительное слово учителя, подготовка учащихся к работе
Задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно - познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Основной вид деятельности с использованием оборудования и средств ИКТ: фронтальная беседа с обучающимися по презентации.
Задание: раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами. Найдите устаревшие слова. В связи с чем они перестали употребляться? К какому стилю относится текст?
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
С учителями общаться очень вежливо, (не) упрямиться и (не) спорить с ними ни о чем.
Избегать ссор между собою и (не) производить никакого шума и стука.
(Не) быть гордым и грубым.
(Не) произносить гнилых, грубых и пустых слов.
Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
(1758 год)
Вопрос классу.
-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?
( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).
- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?
4. Работа с презентацией.
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье;
(не)друг, а враг;
(не)друг;
(не)брежный;
(не)решительность;
(не)правда;
(не)годование;
(не)веселый.
Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.
Учитель: А данные слова являются какой частью речи?
Учащиеся: Прилагательными
Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?
Учащиеся: Данную тему не изучали
Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Познакомиться с … .
3) Научиться … .
Изучение нового материала
Задачи: обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Обучать ребят при работе в группах находить ответы по тексту учебника на вопросы группового задания. Ребята учатся видеть главное при выполнении работы и обучение умению преподносить полученный при работе в группе результат.
Основной вид деятельности с использованием оборудования и средств ИКТ: работа в группах с обучающимися по презентации.
Ребята, посмотрите на таблицу.
Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы, разделившись на группы)
Правописание не с прилагательными
Не весёлый, а грустный;
Не широкий, а узкий;
Недобрый (злой), нехороший (плохой)
Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;
Сказка ничуть не страшная.
Слитно
Раздельно
Учащиеся: Слитно и раздельно.
Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно?
Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.
Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова слитно?
Учащиеся: Можно заменить синонимом.
Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно?
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?
6. Работа с учебником
Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило.
Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?
Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).
Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.
7. Физминутка.
Учитель читает словосочетания. Если не с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.
Неожиданное известие, далеко не удачный ответ, не обрывистый, а пологий берег, нестрогий человек, не мягкий, а твёрдый, неглубокий овраг, нечаянная встреча, небрежный почерк.
Закрепление. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Задачи: установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Упражнение № 305. Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не. В каких прилагательных приставка не - придает слову противоположное значение? Подчеркните непроизносимые согласные в корнях слов.
Взаимоконтроль.
Тест.
Самооценка (в экспертных листах). Оценка теста по «5»-бальной системе
Домашнее задание:
На «4»
Упражнение №308.Спишите, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания не с прилагательными. Какое из прилагательных имеет синоним трудный?
На «5» дополнительно- придумать рассказ из 7 предложений «Мой учебный день», используя прилагательные с не.