«Удивительный мир сказок» (по произведениям Ганса Христиана Андерсена)
Submitted by Светлана Викторовна Дмитриева on Wed, 25/01/2017 - 23:04
Ход урока.
1 Организационный момент.
Учитель приветствует детей и просит их занять свои места.
Учитель рассказывает о Г.Х. Андерсене, обращая внимание детей на презентацию( слайд №1)
Сегодня мы будем путешествовать в мире книг с великим сказочником, известным во всём мире, Гансом Христианом Андерсеном.
Что можно сказать о человеке?
Предположительный ответ учащихся: «Очень добрый человек, немножко грустный, романтик».
Учитель продолжает рассказ.
Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в 1805 году в датском городе Одензе в семье сапожника. Вырос в бедности. Единственной гордостью его семьи была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько вазонов на окнах, в которых цвели тюльпаны.
В Копенгагене в Центральном городском парке, где всегда много людей и куда каждый день приходят дети, есть памятник Андерсену. На цоколе памятника великому сказочнику высечены слова: «Воздвигнут датским народом».
Учитель обращает внимание на презентацию (Слайд №2)
2 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
И несмотря на то, что родился он более 200 лет назад, мы побываем сегодня у него в гостях и перелистаем страницы его сказок. Ответим на вопросы:
За что народ любит его сказки? За что мы ему так благодарны?
3 Работа по теме урока.
Итак, мы отправляемся в волшебный мир сказок; встретимся с королями и принцессами, эльфами, троллями, оловянными солдатиками и крошечной девочкой Дюймовочкой. Надеюсь, вы прочли много сказок. И сейчас с помощью викторины мы вместе вспомним их.
Учитель объясняет условия 1 конкурса«Вспомните название сказки».
Ребята, скажите полное название сказки .
Учитель обращает внимание детей презентацию ( слайд №3)
Учитель подводит итоги 1 конкурса и объясняет условия 2 конкурса.
В портфеле читателя вам предлагались задания по прочитанным произведениям. Так, например, задание для суперчитателя (стр. 19) заключалось в том, чтобы прорастить горошину. Наши учащиеся, используя зерно и капрон, сделали фигурки животных из сказок. Давайте посмотрим на эти персонажи.
Учитель обращает внимание детей на ребят, которые сделали поделки своими руками.
Дети демонстрируют фигурки.
Назовите героев сказок, назовите сказки.
Дети называют героев сказок, угадывают их названия.
Учитель опускает фигурки животных в ведро с теплой водой, чтобы дать зерну набухнуть. Далее, на протяжении нескольких недель, ученики будут наблюдать за тем, как прорастают зернышки.
Учитель подводит итоги 2 конкурса и объясняет условия 3 конкурса.
Учитель приглашает к доске следующих учащихся со своими работами.
Владик и Максим, при подготовке к уроку, решили сделать двадцать тюфяков и положили в один из них горошину, а на тюфяки положили еще двадцать перин из гагачьего пуха. Послушайте их 1 вопрос:
Один из учащихся задает вопрос:
Кто спал на этой кровати ? Из какой сказки героиня?
Ученики отвечают с места : «Принцесса из сказки «Принцесса на горошине».
Дети демонстрирую следующую работу, выполненную из картона и цветной бумаги. Учитель говорит:
Мальчики расставили 3 сундука, а на них посадили 3 собаки. Внимание, 2 вопрос:
Один из учащихся задает вопрос:
Кто отправил солдата в дупло старого дерева?
Ответы учащихся: « Старая ведьма из сказки «Огниво»
Учитель подводит итоги 3 конкурса и объясняет условия 4 конкурса.
Нарисовать корабль, солдата,
Цветок, собаку, шпагу.
А поможет нам, ребята,
Белоснежная__________
Ответ учащихся:Бумага.
Учитель приглашает к доске следующую учащуюся со своей работой. Ученица демонстрирует свои рисунки.
Дети, узнайте сказку по рисунку.
Ученики отвечают с места, называют сказки.
Учитель просит пересказать содержание сказок. Активные ученики поощряются «буками».
Этот «бук» №
Принадлежит :
Выдал учитель: Дмитриева С.В.
Подводятся итоги 4 конкурса и объясняются условия 5 конкурса.
Учитель просит детей отгадать загадку.
Дорога есть — ехать нельзя,
Земля есть — пахать нельзя,
Луга есть — косить нельзя,
В реках, морях — воды нет.
О чем идет речь?
Предположительный ответ учащихся : « О карте».
Проверим, как вы составили карту путешествий оловянного солдатика (задание из портфеля читателя ( стр. 20 ).
Дети, сидя на местах, демонстрируют свои карты путешествий оловянного солдатика.
Учитель подводит итоги 5 конкурса. Поощряет лучшие работы «буками».
Я приготовила загадки. Отгадайте их. Вспомните названия произведений, где вы встречались с отгадками.
Учитель загадывает загадки. Дети отгадывают произведения.
Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
Ответы учащихся: «Это горошина из сказки «Принцесса на горошине».
Учитель показывает горошину.
Удивительный ребенок:
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Ответы учащихся : « Это утенок из сказки «гадкий утенок»
Учитель показывает картинку утенка.
Растет зеленый кустик,
Дотронешься - укусит.
Ответы учащихся : « Это крапива из сказки «Дикие лебеди»
Учитель показывает картинку крапивы.
В одежде богатой,
Да сам слеповатый.
Живет без оконца,
Не видевши солнца.
Ответы учащихся : «Это крот из сказки «Дюймовочка»
Учитель показывает картинку крота.
А из каких произведений эти предметы?
Учитель показывает скорлупу грецкого ореха.
Ответ учащихся: «Дюймовочка»,
Зачем Дюймовочке нужна была скорлупка грецкого ореха?
Ответы учащихся : « Скорлупка ореха была её колыбелькою»
Учитель показывает бумажный кораблик.
Из какого произведения этот предмет?
Ответ учащихся: «Стойкий оловянный солдатик».
Как оловянный солдатик попал на кораблик?
Учитель подводит итоги 6 конкурса.
Командир нашего класса тоже приготовил для вас задание.
Учитель приглашает командира класса к доске.
Вы должны будете назвать сказку по ее началу. Слушайте его внимательно.
Командир класса читает начало сказки, а дети называют произведение.
См ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Учитель подводит итоги 7 конкурса и объясняет условия следующего конкурса.
Дети, последнее задание. Наверное, самое сложное, потому что ответ надо дать быстро, это «Блиц -турнир». Кто ответит первым, тот получит поощрительный «бук».
Учитель читает задания, а дети, с места, отвечают.
- Сколько собак увидел солдат в сказке «Огниво»?
- Сколько сыновей-солдатиков было у старой оловянной ложки в сказке «Стойкий оловянный солдатик»?
- Сколько горошин положили на постель принцессы в сказке «Принцесса на горошине»?
- Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»?
- Сколько волшебных предметов было в сказке «Свинопас»?
Предположительный ответ учащихся : « Три, двадцать пять, одну горошину, одиннадцать сыновей и одна дочь, два: котелок и трещотка»
Учитель подводит итоги 8 конкурса. Поощряет активных учеников «буками».
4 Рефлексия
Учитель благодарит детей за урок и подводит итоги игры.
А далее учитель просит детей дать ответ на вопрос, который звучал в начале урока.
За что народ любит сказки Г.Х. Андерсена?
За что люди ему так благодарны?
Дети отвечают с места, высказывая свое мнение.
Мы продолжаем работать с портфелем читателя и следующее произведение, которое мы будем читать, вы узнаете из стихотворения.
Я - славный мишка !
Любой меня поймёт:
Чтоб бодр и весел был мой дух,
Мне очень нужен мёд.
Горшочек с мёдом – вот мечта,
Манящая всегда.
Друзья, вперёд, за мной, в поход!
Мы будем кушать мёд!
Предположительный ответ учащихся : « Винни Пух и Все-Все-Все»
Читайте книгу Алан Милн « Винни Пух и Все-Все-Все».