Сами кашу заварили – сами будем расхлёбывать (по произведениям Николая Николаевича Носова)
Submitted by Светлана Викторовна Дмитриева on Wed, 25/01/2017 - 22:48
Ход урока.
1 Организационный момент
Учитель приветствует детей и просит их отгадать, из какого произведения взяты слова
Кашу заварить просто …
Предположительный ответ учащихся: «Мишкина каша»
Учитель просит детей прочитать тему урока и ответить на вопрос, что означает фразеологизм «Заварил кашу, так и расхлебывай».
Предположительный ответ учащихся: Заварить кашу- затеять хлопотное дело, из которого надо выпутаться.
Заваривать кашу мы будем вместе с автором. Его имя вы узнаете по трём заглавным буквам на слайде презентации (слайд №1)
Есть произведения, которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких произведений относятся книги Николая Николаевича Носова
2 Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Посмотрите на портрет Николая Николаевича Носова ( слайд №2)
Что можно сказать о человеке по его внешнему виду?
Предположительный ответ учащихся : «Жизнерадостный человек и веселый».
Ученик рассказывает краткую биографию писателя
Родился Николай Николаевич Носов родился в 1908 году в Киеве, в семье актёра. После окончания школы он учился в Москве, в институте кинематографии. Работал режиссёром, поставил немало мультипликационных, научных и учебных фильмов.
О том, чтобы стать писателем, он не думал. Подрастал сын и просил всё новых и новых сказок.
И вот Николай Носов стал сочинять для него забавные рассказы, которые мы так полюбили.
Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Мы познакомились с некоторыми из их них. Каждая книга Николая Носова имела огромный успех у детей.
Эти книги есть в нашей библиотеке. /Выставка книг/
Книги Николая Носова издаются во всем мире( слайд №3) , его книги постоянно переиздаются, притягивают художников, а герои его живут на сцене, на экране и просто в ежедневной жизни( слайд №4, 5, 6)
3 Работа по теме урока.
Герои книг Носова нас заждались, давайте с ними знакомиться.
Эти ребята, сидя на скамейке, что-то сочиняли. Как их зовут? Назовите произведение.
Предположительный ответ учащихся : Мишутка и Стасик /ФАНТАЗЕРЫ/
Какие небылицы вы запомнили?
Предположительный ответ учащихся :
-был большой, стал маленький,
- мог море переплыть
- умел летать
- кулаком ударил акулу, а она мне голову откусила
- крокодил съел
- автобус раздавил
- летал на Луну
Легко ли Игорю было сочинять небылицы?
ПРОЧИТАЙТЕ ОБ ЭТОМ ОТРЫВОК.
Ребята решили сочинить свои небылицы, вот, что из этого получилось.
Головнева Даша
Я нашла яйцо динозавра, накрыла одеялом , и через некоторое время из яйца вылупился малыш – динозавр. ........7
Семидумова Лиза
Я купила на птичьем рынке говорящего кота,
Но не знала тогда, что с ним сплошная маета.....
Шарина Карина
Сегодня утром в школу шла
На улице горячий снег кружился....
Клюквин Серафим
Я гулял на улице, и увидел на небе летела собака. ...
Суворова Анна
К ней на день рождения пришел слон....
Сергеенкова Арина и Кузин Роман свои фантазии и воплотили в поделки.
/ показ работ/
Мишутке и Стасику не понравился поступок Игоря. Ребята сразу поняли разницу между своими фантазиями и злым враньём Игоря.
Давайте перечитаем отрывок, как поступили мальчики. Чтение отрывка.
Чему учат рассказы Носова?
Предположительный ответ учащихся : добру, отзывчивости, внимательному и чуткому отношению к окружающим, честности.
Каждому в детстве приходится решать очень нелёгкий вопрос: «Как сказать правду?» Признаться, или не признаться в совершённом проступке? Дайте свой совет.
Предположительный ответ учащихся: Говорить «горькую правду» всегда трудно, а слышать ее и трудно, и малоприятно. На правде "держится мир". Люди живут в согласии, если доверяют друг другу.
Вознаграждайте честность. Если ваш друг признался вам, то покажите ему свою радость: "Я рад тому, что он - честный человек, ведь он сказал правду". Показывайте сами пример честности.
Я блестящая такая
Грузовая, легковая,
По дороге мчусь стрелой -
Не угнаться вам за мной!
У меня есть руль и шины,
Как зовут меня? ...(машина)
- В каком рассказе главные герои ведут спор том, какие запчасти есть в машине?
Прочитайте в рассказе самый интересный момент, который вам запомнился.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ.
В рассказе дети написали письмо милиционеру, сознались, что это они виновники дорожного происшествия. Ребятам нашего класса тоже написали письма, адресованные полицейскому.
Цывленков Илья
Уважаемый милиционер!
Я должен вам признаться, что мы с мамой нарушали правила дорожного движения....
Кондратьев Артем
Пишет Вам Артем Кондратьев, ученик 1 класса «Г». Один раз я переходил дорогу не по зебре....
Краснова Злата
С просьбой обращается к водителям быть осторожней на дорогах. ...
Предлагаю поиграть в игру «Попади в цель».
Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.
В рассказе Носова дети тоже пулялись картофелем в шляпу. Для чего?
Предположительный ответ учащихся: «Живая шляпа»
Как в доме появилась живая шляпа?
ПЕРЕСКАЖИТЕ РАССКАЗ
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ.
Некоторые ученики нашего класса прочитали рассказ «Живая шляпа» и сделали из бумаги шапочки, шили новогодние шляпы, шляпки – игольницы.
/показ работ/
С героями этого произведения мы побывали в кинотеатре. К сожалению, из- за комичной ситуации, в которую попали наши герои, мы так и не узнали ничего о фильме.
Предположительный ответ учащихся: «Замазка», герои- Костя и Шурик
Викторина
Выявим самых внимательных читателей.
- Откуда дети взяли замазку?
Купили в магазине сделали из крупы отковыряли от окон
- Куда пошли дети ?
На базар продать замазку в школу, показать одноклассникам в кино
- Когда гражданин сел в кинотеатре на замазку, то стал …
Смеяться Хохотать Кипятиться Ворчать
- Почему Костя вышвырнул замазку на пол?
Она была очень тяжелая он съел ее вместо пряника она обожгла ему руку
- Почему вначале друзья разговаривали, понимания друг друга с полуслова, а потом чуть не поссорились?
- Почему ребятам не понравился фильм?
- Как нужно вести себя в кинотеатре?
С Шуриком и Костей произошли смешные ситуации.
А вот какие смешные ситуации произошли с детьми нашего класса.
Дети рассказывают смешные ситуации из жизни.
Отгадайте загадку.
Бела, мала крошка,
Соберут немножко,
В молоке поварят,
Кто съест — похвалит.
В каком рассказе главные герои так и не смогли сварить себе вкусную кашу.
Предположительный ответ учащихся: «Мишкина каша»
- Прочитайте отрывок, как готовил кашу Мишка.
ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА.
- Вы, ребята, умеете варить кашу? Проверим!
- Какие ошибки он допустил?
Дайте советы, чтобы сварить вкусную кашу.
Вот каша и готова! Вкусна ли наша каша?
УГОЩЕНИЕ ГОСТЕЙ И УЧАЩИХСЯ ГРЕЧНЕВОЙ КАШЕЙ.
Какого человека можно назвать НАХОДЧИВЫМ?
Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.
Предположительный ответ учащихся:НАХО́ДЧИВЫЙ Умеющий легко и быстро выходить из затруднительного положения; сообразительный. Будьте находчивы и сообразительны и дайте толкование словам.
В чем проявилась находчивость главного героя из рассказа «Находчивость»?
Наши ребята проявили свою находчивость , вот , что у них получилось.
НАХОДКИ /ОТКРЫТИЯ/ ВЫСТАВКА РАБОТ
КАКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВЫ ПРОЧИТАЛИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО?
4 Рефлексия.
Чему учат рассказы Николая Носова?
Предположительный ответ учащихся : Доброте, честности, взаимопомощи
Книги Николая Носова помогают преодолеть трудности, учат быть смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще больше полюбите читать, еще бережнее будете обращаться с книгой.
Я к вам обращаюсь, дети,
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книга друзьями заходит в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.
5 Итог урока.
Вы хорошо работали на уроке . Мы исследовали творчество Н. Н. Носова и хорошо узнали героев его книг, полюбили их. Предлагаю закончить предложение.
« Я люблю героев книг Н. Носова, потому что они … (интересные, весёлые, загадочные, улыбчивые, смешные, добрые, познавательные).
У нас получилась коллективная аннотация (краткое пояснение) к любой из книжек Носова. Прочитав, её любой читатель, захочет поближе познакомиться с произведениями Н. Н. Носова.