Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Органы выделения. Строение и функции почек

Submitted by Ирина Юрьевна Мочалова on Wed, 25/01/2017 - 01:35
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мочалова Ирина Юрьевна
Место работы, должность: 

МБОУ "Школа №5"

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 

изучить органы выделения, рассмотреть строение и функции почек.

Задачи урока:

1.рассмотреть строение и функции органов выделения.

2.рассмотреть строение и функции почек

3.рассмотреть строение нефрона 

4.изучить выделение мочи из организма.

5. развитие у обучающихся речевых навыков, стремления к познанию, научного мышления, интеллекта, творческих умений и навыков, экспериментальных навыков, индивидуальности.

6.воспитание  любознательности, познавательной и коммуникативной активности, интереса к предмету, формулирования выводов и оценивания своей работы.

Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

Сонин Н.И., Сапин М.Р. Учебник. Биология. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012г.

Используемое оборудование: 

мультимедийный проектор; компьютер; презентация(Приложение 1),  составленная с помощью программы PowerPoint, видеофильм:«Выделение» , таблица: «Строение нефрона», макет: «Строение почки»

Краткое описание: 
<p>1. Организационный момент (2 мин)<br /> 2.Повторение (2 мин)<br /> 3.Определение темы и целей урока (5 мин)<br /> 4.Изучение нового материала (20 мин)<br /> 5.Закрепление (5 мин)<br /> 6.Домашнее задание и рефлексия (5 мин)</p>

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент.  

(2 мин)

 Учитель приветствует учеников. Проверяет готовность обучающихся к уроку- на столе должны быть учебник, тетрадь, пишущие принадлежности, таблица  для каждого ученика – образование мочи.

Ученики показывают учителю свою готовность к уроку

2.Повторение

(2 мин)

Учитель демонстрирует 1,2  слайды презентации (Приложение 1) обозначает проблему :Как удалить эти вещества из организма?

Учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что только для почек выделение является главной функцией, для остальных названных органов – это побочная функция.

Ученики высказывают мнение, что углекислый газ можно удалить через легкие при дыхании; воду, соли можно удалить через пот(кожа).Также воду и соли можно удалить через почки.

3.Определение темы и целей урока

(5 мин)

Учитель вместе с обучающимися формулирует тему урока 3 слайд презентации (Приложение 1)

Учитель обозначает следующую проблему: сформулировать цели и задачи урока. Вместе с обучающимися  формулирует цели и задачи урока и демонстрирует слайд 4 презентации (Приложение 1)

Ученики называют тему урока.

Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Ученики формулируют цели и задачи урока.

4.Изучение нового материала

(20 мин)

Учитель предлагает ученикам, исходя из задачи урока, сформулировать ответ на следующую проблему- каковы функции выделительной системы.

Учитель дополняет  функцию выделительной системы- поддержание постоянства внутренней среды организма.

Учитель демонстрирует слайд 5 презентации (Приложение 1)

Учитель предлагает ученикам рассмотреть строение выделительной системы – работа с рис. учебника стр.    ,назвать основные органы выделительной системы.  Учитель демонстрирует макет почек, говорит о том, что это парные органы бобовидной формы, длиной около 10 см, располагающиеся в поясничной области, чуть ниже уровня желудка.

Учитель акцентирует внимание обучающихся на слайде 6 презентации  (Приложение 1) и вместе с обучающимися проговаривает функции органов мочевыделительной системы.

Учитель предлагает перейти к  изучению  строения почек, утверждая, что без строения невозможно изучить функции почек. Начинает выяснять строение с проблемы- какое отношение к теме урока имеют эти предметы? (Слайд 7 презентации   Приложение 1) Учитель поясняет значение слова – лохань-емкость для накопления воды.

Проведение физкультминутки

1. Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано –

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.

Учитель  дает задание обучающимся  рассмотреть строение рисунка  в учебнике стр.    -макроскопическое строение почки и назвать основные части почки.

Учитель задает обучающимся проблему- назовите, что располагается в корковом слое? Затем  продолжает решение проблемы- что располагается в мозговом слое?

Вместе с обучающимися учитель поясняет слайд 8 презентации   Приложение 1 , поясняет другие структуры, входящие в состав почек- пирамидки мозгового слоя, состоящие  из малых и больших почечных  чашек, входящих в  почечную лоханку.

Учитель акцентирует внимание обучающихся на микроскопическом строении почек- предлагает рассмотреть рис. учебника стр.   ,поясняя, что мельчайшей единицей строения почки является нефрон- почечное тельце, которое мы нашли в корковом слое почки, их в почке  около 1 млн. Учитель демонстрирует слайд 9 презентации   Приложение 1,объясняя строение нефрона,кроме того,после объяснения по слайду, учитель демонстрирует таблицу «Строение нефрона», еще раз акцентируя внимание обучающихся на строении нефрона. После этого задает проблемный вопрос- какое отношение к теме урока имеют эти предметы? (Слайд 10  презентации   Приложение1)

Затем предлагает обучающимся записать в тетради – Строение нефрона и выписать по порядку все части нефрона. По мере выполнения работы показывает обучающимся, как должна выглядеть запись.

Строение нефрона

1.Капиллярный клубочек

2.Капсула

3.Каналец

4.Собирательная трубочка

5.Малая почечная чашка

6.Большая почечная чашка

7.Почечная лоханка.

Учитель акцентирует внимание обучающихся на функции почек- образование мочи. Учитель отмечает, что еще в начале урока каждому была дана таблица для вклеивания в тетрадь-образование мочи, обращает внимание на слайд 11 презентации   Приложение1.Ставит проблему- сейчас посмотрим кинофрагмент «Выделение»,по ходу фильма заполняйте таблицу. После просмотра учитель задает вопросы ,соответствующие таблице. После обсуждения учитель акцентирует внимание учеников на слайде 13 презентации Приложение1.

 

 

Ученики отвечают о выведении из организма вредных веществ.

Ученики записывают в тетрадь функции выделительной системы.

Ученики рассматривают рис. учебника, называют органы выделительной системы-почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

 

 

Ученики записывают себе в тетрадь  схемой –функции-органы(мочеобразующие органы- почки; мочевыводящие органы- мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный  канал).

 

Обучающиеся высказывают свое мнение.

 

 

 

Ученики находят наружный- корковый слой, внутренний – мозговой слой и называют их.

 

Ученики, опираясь на рис. учебника находят в корковом слое- почечное тельце, каналец нефрона; в мозговом слое- собирательную трубочку.

 

 

 

 

 

Обучающиеся слушают учителя, находя  основные части нефрона на рис. учебника, сверяясь со слайдом и таблицей.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики записывают в тетрадь строение нефрона, затем сверяют свои записи с записями учителя на доске, задают вопросы по записанному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся вкладывают таблицу в тетрадь, начинают смотреть видеофильм, заполняя таблицу.

 

Ученики отвечают, если не заполнены колонки по ходу обсуждения заполняют.

5.Закрепление

(5 мин)

Учитель задает вопрос-ребята, давайте вернемся к целям  и задачам урока –(слайд 14 презентации Приложение1.)выполнили мы их?

 

 

 

Обучающиеся  обсуждают выполнение поставленных целей и задач урока.

6.Домашнее задание и рефлексия

(5 мин)

Учитель демонстрирует слайд 15 презентации Приложение1 и задает вопрос  поднимите руки  у кого  отличное, хорошее настроение, плохое настроение.

Учитель задает домашнее задание –дифференцированное, согласно усвоенному материалу - слайд 16  презентации Приложение1.  Стр.199-204 учебника.

Ученики поднимают руки, согласно своему настроению .

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

Приложение (для каждого обучающегося)

Образование мочи

Этапы

Количество в сутки

Процессы

Где образуется

Состав

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
№47.ppt 681 KB
№47.doc 51 KB
№47_.doc 35.5 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн