4.Изучение нового материала
(20 мин)
|
Учитель предлагает ученикам, исходя из задачи урока, сформулировать ответ на следующую проблему- каковы функции выделительной системы.
Учитель дополняет функцию выделительной системы- поддержание постоянства внутренней среды организма.
Учитель демонстрирует слайд 5 презентации (Приложение 1)
Учитель предлагает ученикам рассмотреть строение выделительной системы – работа с рис. учебника стр. ,назвать основные органы выделительной системы. Учитель демонстрирует макет почек, говорит о том, что это парные органы бобовидной формы, длиной около 10 см, располагающиеся в поясничной области, чуть ниже уровня желудка.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на слайде 6 презентации (Приложение 1) и вместе с обучающимися проговаривает функции органов мочевыделительной системы.
Учитель предлагает перейти к изучению строения почек, утверждая, что без строения невозможно изучить функции почек. Начинает выяснять строение с проблемы- какое отношение к теме урока имеют эти предметы? (Слайд 7 презентации Приложение 1) Учитель поясняет значение слова – лохань-емкость для накопления воды.
Проведение физкультминутки
1. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано –
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
2. «Да» – руки вверх, «Нет» – руки в стороны.
Учитель дает задание обучающимся рассмотреть строение рисунка в учебнике стр. -макроскопическое строение почки и назвать основные части почки.
Учитель задает обучающимся проблему- назовите, что располагается в корковом слое? Затем продолжает решение проблемы- что располагается в мозговом слое?
Вместе с обучающимися учитель поясняет слайд 8 презентации Приложение 1 , поясняет другие структуры, входящие в состав почек- пирамидки мозгового слоя, состоящие из малых и больших почечных чашек, входящих в почечную лоханку.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на микроскопическом строении почек- предлагает рассмотреть рис. учебника стр. ,поясняя, что мельчайшей единицей строения почки является нефрон- почечное тельце, которое мы нашли в корковом слое почки, их в почке около 1 млн. Учитель демонстрирует слайд 9 презентации Приложение 1,объясняя строение нефрона,кроме того,после объяснения по слайду, учитель демонстрирует таблицу «Строение нефрона», еще раз акцентируя внимание обучающихся на строении нефрона. После этого задает проблемный вопрос- какое отношение к теме урока имеют эти предметы? (Слайд 10 презентации Приложение1)
Затем предлагает обучающимся записать в тетради – Строение нефрона и выписать по порядку все части нефрона. По мере выполнения работы показывает обучающимся, как должна выглядеть запись.
Строение нефрона
1.Капиллярный клубочек
2.Капсула
3.Каналец
4.Собирательная трубочка
5.Малая почечная чашка
6.Большая почечная чашка
7.Почечная лоханка.
Учитель акцентирует внимание обучающихся на функции почек- образование мочи. Учитель отмечает, что еще в начале урока каждому была дана таблица для вклеивания в тетрадь-образование мочи, обращает внимание на слайд 11 презентации Приложение1.Ставит проблему- сейчас посмотрим кинофрагмент «Выделение»,по ходу фильма заполняйте таблицу. После просмотра учитель задает вопросы ,соответствующие таблице. После обсуждения учитель акцентирует внимание учеников на слайде 13 презентации Приложение1.
|
Ученики отвечают о выведении из организма вредных веществ.
Ученики записывают в тетрадь функции выделительной системы.
Ученики рассматривают рис. учебника, называют органы выделительной системы-почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.
Ученики записывают себе в тетрадь схемой –функции-органы(мочеобразующие органы- почки; мочевыводящие органы- мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Обучающиеся высказывают свое мнение.
Ученики находят наружный- корковый слой, внутренний – мозговой слой и называют их.
Ученики, опираясь на рис. учебника находят в корковом слое- почечное тельце, каналец нефрона; в мозговом слое- собирательную трубочку.
Обучающиеся слушают учителя, находя основные части нефрона на рис. учебника, сверяясь со слайдом и таблицей.
Ученики записывают в тетрадь строение нефрона, затем сверяют свои записи с записями учителя на доске, задают вопросы по записанному.
Обучающиеся вкладывают таблицу в тетрадь, начинают смотреть видеофильм, заполняя таблицу.
Ученики отвечают, если не заполнены колонки по ходу обсуждения заполняют.
|