Submitted by Валентина Алексеевна Казак on вс, 22/01/2017 - 15:55
тема: «Звуки [х] [х,], буквы Х, х»
цель
создать условия для знакомства с условным обозначением глухих твердых и мягких звуков [х], [х’] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках и апострофа; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память, фонематический слух и культуру звукопроизношения; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать бережное отношение к хлебу.
Тип урока
Изученного нового
Планируемые результаты
УУД
Личностные УУД: понимание важности нового социального статуса «ученик»; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту).
РегулятивныеУУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
КоммуникативныеУУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.
ПознавательныеУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение).
Предметные УУД: дифференцировать звуки [х], [х’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов; читать исходные и преобразованные слова путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей; читать и отгадывать загадки.
Особенности фольклорного текста. Ориентировка в литературных понятиях: сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, отношение автора к герою.
Образовательные ресурсы
Учебник, абак, фишки-звуки; шаблоны-прямоугольники и шаблоны-треугольники для составления схем предложений; загадки.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Орг.п.м
Доброе утро!
Приветствия учащихся. Пожелания хорошего рабочего дня
2.Актуализация знаний
Хмурый-хмурый хнычет Хорь –
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
– Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении? (Звук [х].)
– Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой «х».
Фонетическая зарядка.
– Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха.)
– Что можно сказать о звуке [х]? (Согласный глухой твердый, не имеет парного звонкого согласного звука.)
– Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи.)
– Что можно сказать о звуке [х’]? (Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)
– Назовите тему нашего урока.
Учебная задача
План работы У1. С.
(Согласный, глухой непарный, мягкий звук [х’].)
Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 82).
– Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике. Кто нарисован на первой и на второй картинках? (Учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: «муха» – «мухи».)
– Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог «ха», «хи».)
– Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки. (В слоге «ха» – глухой твердый согласный звук [х], а в слоге «хи» – глухой мягкий согласный звук [х’].)
– Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твердый согласный звук?
Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы «х» и звуков[х]. [х’]?
На что похожа буква «Х»?
«Х» – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
– Из каких элементов-шаблонов они состоят?
Буква «х» обозначает два звука – глухой твердый звук [х] и глухой мягкий звук [х’].
Далее учитель раздает учащимся в конвертах необходимые шаблоны и просит сконструировать из них буквы «Х», «х».
Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с. 92).
– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображен?
– Прочитайте слово «химия» по слогам и орфоэпически.
– Сколько в слове «химия» слогов?
– Какой слог ударный?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х’].
– Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
– Сколько слогов в слове «хорь»?
– Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х].
– Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква «о» в слове «хорь» указывает, что предшествующая буква «х» обозначает твердый звук [х], а в слове «химия» буква «и» – мягкий звук [х’].)
– Что объединяет все слоги? (В данных слогах есть звуки [х], [х’].)
– На какие две группы можно разделить все слоги?
После чтения учащиеся анализируют слоги каждого столбика.
Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, которые начинаются с согласного звука.)
Чтение с.93
Чтение пар слов на голубом фоне и выделение в каждой из них слова, которое отличается одним лишним звуком.
– Объясните значение слов.
Хилый – больной.
Хворь – болезнь.
Хлев – помещение для скота.
После чтения учащиеся делят слова на группы: слова-предметы, слова-признаки. У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах
. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары.