Submitted by Лидия Александровна Гребенщикова on Fri, 20/01/2017 - 01:14
Конспект открытого урока по «Истокам» 2 класс.
Урок изучения нового
Тема: Река
Провела: Гребенщикова Л.А.,
учитель начальных классов
МОУ «Вятская средняя общеобразовательная школа»
Цели: 1.ввведение ребенка в круг основных социокультурных ценностей (интегрирование знаний о среде, в которой живет), 2.дать ( формировать) нравственно- образное восприятие родных просторов о реке, как среде обитания, раскрыть базовые понятия: река, название реки, живая вода, святая вода; 3. приобщение к истокам родной культуры, воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: 1. грамзапись «Течет река Волга» в исполнении Л.Зыкиной; 2. картины рек со спокойным течением, быстрым; 3.таблички с опорными словами; 4. картины (на слайдах) В.Васнецова «Аленушка»; 5.Кадр из мультфильма «Гуси –лебеди»; 6.Карта Марий Эл 7. Толковый словарь Ожигова; 8. Схема: исток, устье, русло реки. 9. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений, 10.О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова «Истоки» рабочая тетрадь для 2 класса
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Он собрал всех на урок.
Урок сегодня необычный, собрались гости. Приятно видеть ваши радостные лица. Давайте посмотрим, друг другу в глаза, почувствуем теплоту и поддержку.
II. Подготовительный этап.
1. В каком крае мы живем? Как называют наш марийский край?
(Родниковый)
- Почему? ( Ответы ребят)
( демонстрируется карта Марий Эл). (слайд 1)
-Действительно, в нашей республике много рек и озер, поэтому наш край называют родниковым.
-От какого слова возникло название родниковый? (родник)
-Что такое родник? (зачитать из толкового словаря – водный источник, текущий из глубины земли, ключ) ). (слайд )
2. Сообщение темы и целей урока.
- Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке? Что должны узнать о реке?
(Как река служит человеку, почему имеет такое название? И узнаем некоторые марийские названия рек.)
Река по-марийски - энер ). (слайд )
III.Основной этап.
1.Давайте вспомним правила общения
2.Встанем в ресурсный круг. «Река»
Представьте себе, что мы находимся на берегу реки, поделимся впечатлениями об увиденном, услышанном, удивительным
(Дети встают в круг и отвечают: я вижу у…)
Я вижу…..
Я слышу …..
Я чувствую …..
3.Рефлексия.
Было ли ощущение, что мы находимся на берегу реки?
Мне понравилось, как вы внимательно слушали друг друга…
4 У всех людей есть имя, нет реки без имени. А почему их так назвали вам интересно узнать?
Давайте вспомним названия рек, протекающих по территории нашего района.
Ронга. О происхождении этого слова. У жителей села бытует мнение. Что он возник из марийского подражательного слова «ронг –ронг», обозначающего глухой звук при ударе, так как река Ронга протекает по каменистой местности, звуки журчащей воды якобы легли в основу ее названия, а затем- и села. ). (слайд )
Кто знает, куда впадает Ронга? (Кундыш)
На территрии Марийского края имеется две реки- это Большой Кундыш и Малый Кундыш. Основа Кунд, возможно, одного происхождения с финским
конто «туман». Таким образом, Кундыш – «Туманная река».
Кундыш – Изи Кундын, Кугу Кундыш. ). (слайд )
Какая река протекает в г. Йошкар -Оле?
Малая Кокшага – Изи Какшан. Его происхождение связывают с марийским собственным именем Кокша, марийским богатырем. С этой легендой мы еще будем знакомиться на уроках.
Кроме Малой есть Большая Кокшага – Кугу Какшан ). (слайд )
Илеть – Элнет. Индоевропейский корень эл -«течь, струиться». ). (слайд 1) Действительно, она струится, по берегам реки много холодных ключей, родников и течение ее быстрое, поэтому река не замерзает даже в холодные зимы.
-Какая самая большая река протекает по территории нашего края? Волга –великая русская река, ее протяженность 3350 км. (слайд )
По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волгыдо (возможно, Волыгдо) — «светлая». По другой версии — финно-угорскому слову valkea, имеющее значение «белый»; считается, что наиболее вероятно происхождение этнонима «Волга» от праславянского *Vьlga, ср. во́лглый — волога — влага, таким образом возможный смысл названия Волги — «вода», если можно выразиться «большая вода».
5. Удивительной красотой Волги восхищались, много песен написано о ней. Послушайте одну из русских народных песен. (слайд )
(звучит песня, демонстрируются слайды реки Волги)
Песня «Течет река Волга прозвучала в исполнении народной артистки Л.Зыкиной. (слайд )
-А знаете, сколько в нашей республике рек и речек? 476. Их общая протяженность 7000 км.
6. -Как по-вашему, может ли человек обойтись без рек, озер, морей?, т.е без воды? Как должен человек относиться к водным богатствам?
Вывод: береги воду! Не засоряй реки и озера! Не оставляй мусор на берегу реки! (слайд )
7. Работа с текстом. Учебник с 38 (абзац снизу)
Издавна человек тянулся к реке? Почему?
-Как река служит человеку? (Ответы ребят)
Сделаем вывод по рисункам.
Слайды: ловят рыбу – река кормит (Около 30 видов рыб встречается в реках республики, некоторые из них мы видели в краеведческом музее в городе.)
Берут воду – река поит (слайд )
Плывут корабли – служила дорогой. По ней перевозят грузы и пассажиров. (слайд )
Купание, стирка – вода очищала (слайд )
- А еще на реках строили гидроэлектростанции. Так при помощи воды вырабатывается ток, он бежит по проводам и мы включаем свет. (слайд )
8. У реки свой нрав. (значение слова из словаря) (слайд )
Нрав 1. то же, что характер
2. обычай, уклад общественной жизни
Какая бывает река? (быстрая, светлая, спокойная) (слайд )
Летом мы любим купаться в реке, озере. Вода радует. Но в тоже время может и погубить. На каком месте реки опасно? Кто слышал такое слово «омут»? (слайд )
Омут – 1.водоворот на реке, образуемый встречным течением 2.Глубокая яма на дне реки, озера.
В тихом омуте черти водятся
( пословица о тех, кто тих, смирен только с виду)
Тихий плес (слайд )
3.Посмотрите внимательно на изображенные знаки (на слайде), о чем они говорят? Какие это знаки?
Вывод: нельзя купаться в незнакомых местах, без взрослых. (слайд )
IV. Физкультминутка.
9.- Ребята любят наблюдать за рекой, стоя на берегу. Посмотрите на иллюстрацию на книге и тетради. Говорят - река соединяет и разлучает.
Когда разлучает? (слайд )
Вода в реке постоянно течет, меняется., обновляется. Издалека, от истоков, она приходит к твоему берегу, не задерживаясь, уходит в незнакомую даль. Она неостановима, как время.
V1.-А как вы думаете, есть сказки, где есть река? Посмотрите отрывок из мультфильма. (Гуси –лебеди). Какая здесь река? (слайд )
- Вспомните, какая бывает вода в сказках? (живая и мертвая) (слайд )
Мертвую воду называют еще "целящей", она сращивает части тела, разрубленного на куски. Остальное довершает вода "живая" — возвращает жизнь, наделяет силой богатырской.
Так в поэме “Руслан и Людмила”, в которой используются сюжеты народных сказок, описывает применение “живой” и “мёртвой воды А.С.Пушкин:
И стал над рыцарем старик,
И вспрыснул мёртвою водою,
И раны засияли вмиг,
И труп чудесной красотою
Процвёл; тогда водой живою
Героя старец окропил,
И бодрый, полный новых сил,
Трепеща жизнью молодою,
Встаёт Руслан…
2.-В древние времена славяне называли живыми воды, текущие из родников. Считалось, что у живых вод обитают тридевять сестриц - русалок. (слайд )
3. -А какая бывает еще вода? (святая) (слайд )
Мы можем гордиться тем, что в нашем районе в Шабашах есть святой источник Казанской Божий Матери. Кто бывал на нем?
VI.Активное занятие «Вода – живая вода – Святая вода» (т с 29)
1.Словарная работа.
-Ребята, сейчас мы прочитаем 3 текста. В нем встретятся слова « Крещенское водосвятие «– освящение воды в Крещение. (слайд )
Иордань – крестообразная прорубь. (слайд )
2. Работа в рабочей тетради (Активное занятие «Вода – живая вода – Святая вода» (т с 29).
Работа в паре. Озаглавливание текстов в рабочей тетради.
Рефлексия: Кому было легко работать в паре?
Поблагодарите друг друга за общение.
2. Вода вдохновляла художников, музыкантов, писателей. Художники писали картины. Перед вами репродукция с картины В.Васнецова «Аленушка»
Вывод: Вода – богатство, его нужно беречь.
VII. Итог урока.
Cкажите, что мы должны были узнать о реке? (слайд )
(Как река служит человеку, почему имеет такое название? )
Выполнили цель урока? Что понравилось на уроке? Что новое узнали?
Прочитаем ключевые слова: Река, название реки, живая вода. Святая вода.