Статья по теме "Учебно-познавательные мотивы как условие деятельностного подхода в обучении младших школьников"
Submitted by алла михайловна сидорова on вс, 15/01/2017 - 18:59
в обучении младшего школьника Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходят своих зарубежных сверстников. Однако результаты проводимых международных сравнительных исследований заставляют насторожиться и задуматься. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Поэтому предмет нашей гордости в прошлом - большой объём фактических знаний требует переосмысления, поскольку в современном, быстро меняющемся мире любая информация быстро устаревает. Необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применить. Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, преобразовывать. Вот почему в системе образования России началась масштабная инновация – введение Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС НОО перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Для реализации данных задач в полной мере необходим системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты. Основная идея системно-деятельностного подхода в том, что знания ученикам не даются в готовом виде, а открываются детьми в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя – организовать эту деятельность так, чтобы учащиеся сами додумались до решения проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Что же означает деятельностный подход? Деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. В отечественной педагогике и психологии теория деятельности формировалась благодаря исследованиям Л.С.Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. П.Я.Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: «Для чего человек учится? И ответил: «Не для того, чтобы научиться что-либо делать, а для того, чтобы узнать как это надо делать». Следовательно, цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Деятельностный подход с позиции ученика – это разного вида деятельность для решения проблемных задач. При этом важнейшими являются умственные действия. Позиция учителя – управлять процессом обучения. Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) • выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний; • освоение учащимися способа действия для осознанного применения знания; умение контролировать свои действия; умение решать жизненно значимые задачи. Остановимся на одном из условий реализации системно-деятельностного подхода – учебно-познавательных мотивах и приёмах развития учебно-познавательной мотивации младших школьников. Формирование у младших школьников учебных умений осуществляется на каждом уроке любого учебного предмета. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата. Согласно А.К. Марковой, интерес к учению может быть широким, планирующим, результативным, процессуально - содержательным, учебно-познавательным и его преобразующим. Как заинтересовать ученика учением? Одним из возможных вариантов является построение учебной деятельности через основы мотивации. Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание и понимание такого аспекта обучения как, мотивация учебной деятельности и пути ее формирования. Если у ученика нет побуждающих к деятельности мотивов, то деятельность не принесет результатов. Мотивация как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие личность действовать, совершать поступки. Мотивация — начальный этап урока на основе системно-деятельностного подхода, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. На практике формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и даль¬нейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом выступает не в роли простого наблюдателя за тем, как развивается мотивационная сфера учащихся, он стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов. Все приёмы основываются на активной мыслеречевой деятельности учащихся. Наиболее распространённые из них: тема-вопрос, работа над понятием, ситуация «яркого пятна», исключение, домысливание, группировка, ситуация с удивлением, ситуация неожиданности, проблемная ситуация, актуальность, прогнозирование, побуждающий и подводящий диалог, собери слово, отсроченная отгадка… Рассмотрим приемы мотивации используемые в практике своей работы: • прием «Ситуация яркого пятна» Использование этого приема на уроке обучения грамоте. Тема: «Знакомство с буквами ь и ъ». Учитель: «В нашем городе Букв появился новый житель, да не простой, а настоящий фокусник. Он так замаскировался, что и не слышится, и не произносится. Но там, где он появляется, случаются загадочные вещи. Например, слово «мел» превращается в «мель». - Сформулируйте главный вопрос нашего урока. (Какой новый житель города Букв является таким фокусником?) - Что вы про него узнали из этой истории? - Но на этом его фокусы не заканчиваются. Давайте сделаем фонетический разбор слов «мел», «мель». В итоге дети узнают, что фокусник обозначает мягкость впереди стоящего согласного звука. Таким образом дети знакомятся с новой буквой – мягкий знак. • прием «Группировка» Детям предлагается разделить на группы ряд слов, предметов, фигур, цифр, обосновывая свои высказывания. Основанием для классификации могут служить внешние признаки, а вопрос «Почему имеются такие признаки?» будет задачей урока. В качестве иллюстрации приведем следующие примеры. На уроке по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком» можно рассмотреть группировку слов: Таня, Коля, Наталья, Валя, Илья, Ульяна. Знакомство с двузначными числами на уроке математики можно начать с предложения разделить на две группы числа: 3, 9, 13, 4, 15, 33, 45, 2. • прием «Привлекательная цель» Этот прием близок приему «Отсроченная отгадка». Загадка, удивительный факт дается в конце урока, чтобы начать с их решения следующее занятие. Перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они выполняют то учебное действие, которое планируется. На уроке по теме «Круговорот воды в природе» учитель просит детей объяснить такой факт: Много рек течет со всех сторон в моря и озера. Кажется, что моря должны переполниться и затопить сушу. Почему этого не происходит? Чтобы справиться с этой загадкой у детей явно не хватает знаний и появляется мотив внимательно изучить тему урока. • прием «Исключения» Рассмотрим использование данного приема на уроке русского языка на примере работы над материалом по чистописанию. Дети записывают буквы и соединения каллиграфически правильно. Б В З Л К Д С Ф Х Т С Ч М Н В Р - Найдите в каждой строчке лишнюю букву. 1 – Л (непарный звонкий, остальные – парные звонкие) 2 – Д (парный звонкий, остальные – парные глухие) 3 – Т (глухой парный, остальные – глухие непарные) 4 – В (звонкий парный, остальные – звонкие непарные) - Что общего у В,Д,Л,Т? (в словах могут писаться, а звука не слышим) - Как такие буквы называются? (Непроизносимые) • прием «Знаю - не знаю» Пример использования на этапе постановки темы и задач урока. - Над какой темой мы сегодня работаем? (Непроизносимые согласные) - Какие задачи мы должны решить, чтобы изучить эту тему? Для этого ответим на вопросы: Что я знаю? - непроизносимые согласные - в, д,л,т - они стоят в сочетаниях стн здн рдц лнц вств. - в некоторых сочетаниях сн-зн не пишутся Чего я не знаю? - Как их проверить? - Есть ли непроверяемые? - Составить алгоритм проверки непроизносимых согласных • прием «Побуждающий и подводящий диалог» Приведём пример такого диалога на уроке русского языка на этапе чистописания. Дети работают над написанием букв и соединений. бп вф гк дт жш зс н пп рр бб жж мм лл кК нн сс фф Вдлт в д л т Вдлт стн здн лнц рдц вств сн зн Учитель задаёт вопросы: -Какая буква 1-ой строки лишняя?(н) Почему? - А зачем её написали?(При проверке после парных согласных должна стоять какая-нибудь гласная или н) - Что вы можете сказать о буквах 2-ой строки?(Удвоенные согласные) - Прочитайте буквы и сочетания букв на 3-ей строчке. Что вы можете о них сказать? Они сегодня помогут нам открывать новые знания. Другой пример подводящего диалога на уроке окружающего мира по теме “Природные часы, календарь, компас”. Диалог состоит из простых вопросов, подводящих к формулировке темы урока. - Для определения времени мы куда смотрим? - На часы. - Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток? - Компасом. - Как определяем месяц, день недели? - По календарю. - Могут ли животные пользоваться этими приборами? - Нет? - Как животные узнают время и направление без приборов? - Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа. - Значит, какая сегодня тема урока? - Природные часы, компас, календарь. • приёмы «Своя опора» и «Свои примеры» Пронаблюдаем их применение на этапе мотивации на уроке русского языка. - Сегодня мы обобщим знания о непроизносимых согласных, будем развивать и обогащать речь, а ещё мы с вами поговорим о народных праздниках. Наше занятие сегодня пройдёт в необычной форме. Вы все работаете в группах под девизом «Вместе мыслить интересней, мы сотрудничаем вместе». Каждая группа будет защищать свой творческий проект по теме «Слова с непроизносимыми согласными в народных праздниках», в котором должна выполнить следующие условия: 1) подобрать слово с непроизносимой согласной , связать с ним народный праздник и подготовить об этом празднике сообщение. 2) представить опорную схему в рубрике «Помоги своей памяти» 3) придумать интересное задание для закрепления темы «Непроизносимые согласные». • прием «Проблемная ситуация» Нужно отметить, что самая сильная мотивация мышления на уроках формируется именно в проблемной ситуации. Под ее воздействием у ребенка возникает желание (мотив) понять причины трудностей, с которыми он неожиданно столкнулся. Приведем пример. Урок русского языка. Тема «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, кружки, стрелки, белки, мука, плачу, полки. Задание: в первый столбик записать слова с ударением на первый слог, а в другой с ударением на второй слог. Ученики зачитывают свои ответы, и тут оказывается, что одни и те же слова записаны в оба столбика. Обсудив ситуацию, дети приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и каждый вариант записи правильный. На уроке математики учитель предлагает два решения к задаче – правильное и неправильное. Выбор правильного решения мотивирует к учебному действию. Ещё один достаточно распространённый пример. При изучении понятия масштаб на уроке окружающего мира учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал в натуральную величину. Затем дает задание таким же образом нарисовать дом или машину. Ученики понимают, что это невозможно, и под руководством учителя приходят к выводу, что нужно использовать масштаб. Систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникать в сознании учащихся, пробудить у них интерес к теме или предмету и привести в движение прежние знания. Практика показывает высокую эффективность использования рассмотренных приёмов формирования положительной учебно-познавательной мотивации у младших школьников при реализации системно-деятельностного подхода. Целенаправленное и систематическое применение разнообразных приемов развития учебной мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к большинству изучаемых предметов.