Цели урока: Познакомится с названиями компонентов при вычитании
Задачи:
Образовательные:познакомить обучающихся с понятиями «уменьшаемое», «вычитаемое», «разность», научить применять новые термины при составлении и чтении математических выражений на вычитание;
Развивающие: развивать у обучающихся самостоятельность мышления; учить сравнивать, обобщать, развивать познавательный интерес, любовь к предмету.
Воспитательные: воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.
Формы обучения:индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы и приемы обучения:проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, дискуссия, работа с учебником, устные и письменные упражнения.
Оборудование урока:
Оборудование: наглядные пособия, карточки со словами “уменьшаемое”, “вычитаемое”, “разность”(три человечка),“ прибавить”, “увеличить”, “плюс”, “сумма”, “вычесть”, “уменьшить”, “минус”, “разность”, у учеников – разрезные цифры.
УМК «Школа России» Математика в 2-х частях, Москва «Просвещение» 2011г. Под редакцией М.И. Моро.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать название компонентов при вычитании; уметь составлять равенства.
Познавательные: умение формулировать тему урока(с помощью учителя); умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение рассуждать, доказывать,проводитьсравнение,классификацию по заданным критериям.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи; контроль (самопроверка задания, выполненного самостоятельно);оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания); выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне; осознание ответственности ученика за общее благополучие группы.
Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
1Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
- С чего обычно начинаем урок математики?
(С устного счёта)
2Актуализация знаний
1. Устный счёт.
а) Фронтальная работа.
Игра «Молчанка»
Я читаю задание, а вы ответ не говорите, а только поднимаетекарточку с нужной цифрой.
- Какое число предшествует числу 6?
-Какое число следует за числом 8?
-Какое число предшествует числу3?
- Соседи числа 4?
-Соседи числа 6?
-На сколько 4 больше 2?
-На сколько 5 меньше 7?
-10 уменьшить на 4.
-Первое слагаемое 2, второе слагаемое 7, найдите сумму.
-2 увеличить на 5.
-6 – это 2 и сколько?
б) Решение задач в стихах.
Семь гусей пустились в путь.
Один решил передохнуть.
Сколько их под облаками?
Сосчитайте, дети, сами.(6)
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?(2)
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?(5)
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?(3)
2 игра Гол-мимо
Нужно соединить ответ в воротах с выражением, записанным на мяче. Мел дети передают по очереди друг другу.
2 3
1 4
7 6
5 8
9 10
Молодцы, с заданием справились.
3 Самоопределение к деятельности(постановкацелей и задач)
На какие две группы можно разделить примеры, записанные на мячах? (примеры на сложение и на вычитание)
-Сколько примеров на сложение?(4)
-Прочитайте пример вместе с ответом, называя числа терминами слагаемое и сумма.(первое слагаемое2 , второе слагаемое5, сумма7)
-Сколько примеров на вычитание?(4)
-Можно ли их прочитать, используя эти термины?(нет)
- Как вы думаете, почему?
- Конечно, в записи вычитания каждое число тоже должно иметь своё имя, и сегодня мы их определим?
- Для чего это нужно? Сформулируйте цель урока. (Нужно найти способ читать выражение на вычитание. Узнать название компонентов при вычитании)
4Усвоение новых знаний
Чтобы нам разобраться, надо вспомнить, что значит “вычесть”?(Взять, отложить, убрать)
(учитель вывешивает на доску рисунок, на котором нарисована ветка. На ней 3 листочка , а 2 листочка оторвались. Всего 5 листочков)
-Сколько листьев было на ветке сначала?(5)
- Сколько листьев оторвалось?(2)
-Какой знак поставим в выражении?(минус)
-Сколько листьев осталось?(3)
-Прочитайте равенство, которое получилось, используя термин уменьшить на… (5уменьшить на 2, получилось 3.)
- Что обозначает первое число?
-Что показывает второе число?
- А третье число?
- Какое число из трёх самое большое?
- Как вы думаете, почему? (Дети выясняют, что это целое, из которого можно взять часть).
- Что происходит с первым самым большим числом при вычитании? (Уменьшается)
- То как может называться это число?(Уменьшаемое)
- Что происходит со вторым числом? (Его вычитают).
- Значит, как его называют? (Вычитаемое)
- А третье число показывает разницу между первым числом и вторым.
- На сколько 5больше 2? (На 3).
- Вопрос “на сколько” задают при сравнении, чтобы найти разницу.
- Как же называется третье число?
- Если результат вычитания называется “разность”, то выражение на вычитание можно назвать так же? Почему? (Да. Между ними стоит знак “=”).
Проблема разрешена.
-Все числа вычитания получили имена.(На доске появляются названия чисел УМЕНЬШАЕМОЕ, ВЫЧИТАЕМОЕ, РАЗНОСТЬ, а также буквы – «человечки»)
У – В = Р
У ( Удача Успех Умник Уяснил )
В (Всезнайка Вдохновлён Всё понял Вдумчиво работал )
Р (Рад помощи Растерялся )
- Давайте все вместе повторим названия чисел при вычитании. (Дети хором проговаривают названия компонентов действия вычитания).
5 Физкультминутка
Выше ноги! Стой-раз,два!
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем.
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем.
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно!
Мы колени поднимаем-
Шаг на месте выполняем.
От души мы потянулись
И на место вновь вернулись.
6 Закрепление изученного материала
На доску вывешивается цветик– семицветик. На каждом лепестке записан пример.
1) 6-1 4+3 8-2 9-4 5+3 10-2 2+7
На какие группы можно разделить выражения? Почитайте только разности и найдите их значения.
2) Запиши выражения, найди их значения (Ученики записывают выражения в тетради, а 1 ученик с другой стороны доски)
Найди разность 7 и 2
Найди сумму 5 и 3
Уменьшаемое 5, вычитаемое 1. Найди разность.
Фронтальная проверка.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В чём ошибки?
- В чём причина ошибок?
Самооценка.
7Рефлексия
- Кто понял новую тему?
- Какие математические термины вы сегодня узнали?
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью светофора.