УЭ-1
|
Подготовка к работе (входной контроль знаний)
Цель: Проверить исходный уровень знаний о строении и функционировании систем внутренних органов позвоночных животных, развивать умение классифицировать, обобщать.
Выполните задание:
1 вариант
1.Определите, кто лишний в предложенном ниже списке: акула, скат, сом, окунь, дельфин. Ответ обоснуйте.
2. Кровь, насыщенная кислородом, называется …
3. У Хордовых скелет…
4. Кровь из предсердия попадает в …
5. Поджелудочная железа относится к …системе
2вариант.
1.Подберите обобщающее слово к перечисленным ниже объектам: лягушка, жаба, тритон, жерлянка….
2. Кровь, насыщенная углекислым газом, называется…
3. У Хордовых центральная нервная система состоит из …
4. Кровь из желудочка сердца течет в …
5. Яичники относятся к ….системе.
3 вариант
1.Проклассифицируйте предложенные ниже объекты и укажите основание классификации: тигр, кенгуру, цапля, летучая мышь, воробей.
2.У Хордовых кровеносная система…
3.Мельчайшие сосуды, пронизывающие все органы, называются…
4. Жаберные крышки относятся к … отделу скелета
5. Почки относятся к … системе.
4. вариант.
1.Проклассифицируйте предложенные ниже объекты и укажите основание классификации: кит, дельфин, акула, кашалот, белуга.
2.Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются…
3.Головной мозг Хордовых состоит из ….отделов.
4.Ребра относятся к … отделу скелета.
5.Анальное отверстие относится к … системе
|
Самостоятельная работа по вариантам.
А1.Дельфин-млекопитающее, остальные-рыбы. 2-артериальная.3-внутренний.4- желудочек.5-пищеварительной.
Б1- земноводные. 2-венозная.3-спинного и головного мозга. 4-артерию.5-половой.
В1.(124)-млекопитающие,(35)-птицы.2-замкнутая.3-капилляры.4-головной (череп).5-выделительная.
Г. 1-(124) - млекопитающие, (35) – рыбы,2-Вены,3- 5отделов, 4-туловищный , 5-выделительной
После окончания работы проверьте правильность ответов по коду, предоставленному учителем.
За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Оценка_________
.
|
УЭ- 2
|
Цель: Сформировать представление о рыбах – водных животных.
Лекция «Тип Хордовые. Класс Рыбы»
План лекции.
1.Общие сведения:
1. Название. 2. Численность. 3. Время появления на Земле.
4. Происхождение. 5. Среды жизни. 6. Места обитания.
7. Особенности. 8. Классификация, многообразие.
2. Внешнее строение. (Фронтальная лабораторная работа)
3. Внутреннее строение: Строение систем органов: рисунки, схемы 4. Жизнедеятельность:
1. Питание 2. Дыхание 3. Выделение 4. Обмен веществ 5. Размножение
6. Рост 7. Развитие 8. Особенности
5. Значение: 1. В природе. 2. В жизни человека. 3. В моей жизни.
2. Прослушав и записав лекцию, ответить на вопросы:
- Причина многообразия рыб?
- Перечислите основные признаки класса рыб.
- Какие признаки строения рыб указывают на их водный образ
жизни? Для чего служит плавательный пузырь?
3. Обсудите результаты работы.
4. Оцените свою работу по пятибалльной системе
|
Слушайте лекцию учителя и фиксируйте основные моменты в тетрадях.
При изучении классификации и многообразия рыб анализируйте информацию, используя таблицы 1,2
При изучении внешнего строения , подпишите рисунок, указывая функции плавников
Работайте в группах
Работайте вместе с классом
Ваша оценка______
|
УЭ-4
|
Цель: управлять вниманием одноклассников в процессе ответа, развивать их ораторские способности.
Отчет групп по плану:
перед ответом у доски группа предлагает классу контрольные вопросы (2-3) репродуктивного и творческого характера; каждый школьник записывает эти вопросы в своем маршрутном листе;
в процессе ответа у доски группа обоснованно отвечает на репродуктивные вопросы и не дает прямых ответов на вопросы творческого характера
|
Запиши кратко вопросы
Внимательно слушай ответ у доски
Кратко напиши ответ на контрольные вопросы
Прими участие в обсуждении творческих вопросов.
Оценка______________
По итогам ответов на вопросы
|
УЭ-5
УЭ-6
|
Цель: определить качество знаний по изученной теме.
1 вариант.
- Все рыбы имеют обтекаемую форму тела.
- У мирных рыб, например, у карпов, линей, спинной плавник, как правило, широкий и высокий.
- Органы выделения рыб - лентовидные почки.
- Рыбы видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
- Большую роль в дыхании рыб играет кожа.
- Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
2 вариант.
1.Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
2.Температура тела рыб низкая, но постоянная.
3.Органы дыхания у большинства рыб - жабры.
4. У костных рыб имеется плавательный пузырь.
5.Рыбы не имеют органов слуха.
6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке — артериальная.
3вариант.
1.Кожа рыб имеет кожные железы, выделяющие слизь.
2. Плавательный пузырь связан с жабрами рыбы.
3.В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки. 4.Имеются рыбы, у которых в течение всей жизни сохраняется хорда.
5. Все рыбы нерестятся весной.
6.Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
4 вариант.
1. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс
хрящевых рыб.
2.Грудными плавниками рыба при передвижении пользуется
как веслами.
3.Глаза у рыб не имеют век. Рыбы спят с открытыми глазами.
4.Кровеносная система рыб незамкнутая.
5. У рыб в течение жизни образуются различные условные рефлексы.
6.У рыб обмен веществ происходит медленно.
Подведение итогов:
Что я узнал (а) сегодня на уроке?
Оцени свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо»
Выбери домашнее задание:
Учебник: В.Б. Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Многообразие живых организмов. М.: Дрофа,2014.
Стр. С. 176-179, с.180-183,
общая характеристика с.185,
задания с.184,
составить цепи питания с участием рыб
сообщения о рыбах, презентации
|
Самостоятельно
234,134,134,356
После окончания работы проверьте правильность ответов по коду, предоставленному учителем.
За каждый правильный ответ начисляется один балл.
Оценка_________
Индивидуально
Подчеркните нужное слово, сдайте маршрутный лист на проверку учителю.
|