Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках истории.
Ивановская В. Н,, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 18 В. Новгорода
Особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс новых технологий обучения. Одна из них – технология проблемно-диалогического обучения, разработанная на основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях – проблемном обучении и психологии творчества и др .Данная технология является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, поэтому я использую на уроках истории и обществознания.
Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.
Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.
Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.
Данная технология является также здоровьесберегающей, так как исключает пассивное восприятие учебного материала, утомляющее детей, обеспечивает для каждого ребёнка адекватную нагрузку, что обеспечивает снятие стрессовых факторов во взаимодействии между учениками и учителями, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки.
Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:
- способность к исследованию;
- способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;
- способность принимать решения;
- способность осуществлять принятое решение;
- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.
Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.
Проблемно – диалогическая технология базируется на концепции А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла», на системе принципов развивающего образования и реализует современные образовательные технологии деятельностного типа. Данная образовательная система разработана и апробирована Амонашвили Ш. А., Леонтьевым А. А., Бондыревой С. К., Ладыженской Т. А., Бунеевым Р. Н., Бунеевой Е. В., Горячевым А. В., Вахрушевым А. А., Даниловым Д. Д., Мельниковой Е. Л.
Проблемно – диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
На уроках, проводимых мною по проблемно-диалогической технологии, предполагается несколько этапов:
1.Создание проблемной ситуации
2.Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы
3.Выдвижение гипотез
4.Актуализация знаний учащихся
5.Открытие нового знания
- Применение нового знания
1 этап
Приемы создания проблемных ситуаций:
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Чаще всего использую следующие приемы создания проблемной ситуации противоречия:
- Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременнным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Факт понимается как единичная научная информация, теория- система научных взглядов,мнение- позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие увидели?»
- Проблемная ситуация с противоречием между житейским( т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактос создается следующим образом. Сначала я выявляю житейское представление учеников вопросами или практическим заданием на «ошибку». Затем представляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?»
- Проблемная ситуация между реальным положением дел и эмоционально-оценочными представлениями о должном и справедливом
- Проблемная ситуация между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений
2 этап
На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются следующие: Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия? Что нам предстоит сегодня выяснить? Учащиеся формулируют учебную проблему
3 этап
На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез .Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками(намеком, сужающим область поиска),в крайнем случае завершается сообщением учителя. Ученики предлагают свои версии, мною принимаются разные гипотезы, даже абсурдные.
4 этап
Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности .В диалоге ученики вспоминают ранее изученный материал, который связан с проблемой и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть ( открыть).
5 этап
В соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются версии. Учащиеся работают с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии. Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная, парная ,групповая и общая беседа.
6 этап
Происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т.д.. Учащиеся обобщают, делают выводы по проблеме. Учитель организует рефлексию: Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ученики проводят самоанализ и дают самооценку.
Таки образом технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи. Данная технология направлена на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:
1. умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);
2. самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);
3. креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).
Урок по теме: Военная и дипломатическая борьба Северо-западной Руси за государственную самостоятельность
Цель :
создание условий для формирования универсальных учебных действий:
Предметные:
Научатся определять термины: баскаки, ордынский выход, ярлык,
Получат возможность научиться:
- представлять мотивы поступков людей прошлых эпох (А. Невского, Д. Галицкого),
- выявлять гуманистические и нравственные ценности действий А. Невского, Д. Галицкого,
- извлекать полезную информацию из исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач
Коммуникативные: объясняют собственную позицию, оценку действий А. Невского, допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Этапы урока
- Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Доска и оборудование
|
Учитель зачитывает
А) отрывок из жития Александра Невского о его победе в Ледовом побоище
Б) отрывок из летописи о жестоком подавлении А. Невским восстания в Новгороде 1257 г.
Что вас удивило в приведенных отрывках?
Какое противоречие можно выявить?
|
Вступают в диалог с учителем, выявляют противоречие, проговаривают его и осознают
А. Невский- великий полководец....победил шведов в Невской битве и немцев в Ледовом побоище и подавил восстание новгородцев против переписи населения ордынскими численниками
|
На доске фиксируются в разных углах записи:
- Полководец(Победы над шведами и немцами)
- Жестокость по отношению новгородцам и покорность перед ордынцами
|
2.Формулирование проблемы
Какой у вас возникает вопрос на основании этого противоречия?
|
Формулируют вопрос:
Почему А. Невский, которого считали признанным борцом с завоевателями, подавил антиордынское восстание в Новгороде?
|
Вопрос фиксируется на доске
|
- Выдвижение гипотез
Какие у вас предположения, гипотезы, версии решения этой проблемы?
|
Предлагают свои версии. Например:
- боялся потерять власть
- татары имели численное превосходство
- церковь призывала смириться и т. д.
|
Версии записываются на доске
|
- Актуализация знаний
Вопросы по содержанию:
Что мы уже знаем по этой проблеме?
Что нужно узнать, чтобы ответить на этот вопрос?
Какую информацию нам нужно получить, чтобы понять это противоречие?
Вопрос по способам работы:
Как удобнее работать для получения необходимой информации?
|
Вспоминают изученный ранее материал:
- Установление ордынского владычества на Руси
- Победы А. Невского
Определяют каких знаний не хватает:
- Какие отношения были у А. Невского с ордынцами
- В чем была опасность крестоносцев для Руси
- Как происходило востание в Новгороде?
- Как относились к ордынцам другие русские князья?
Определяют способ работы – работа в группах
|
Фиксируется план действий
|
5.Открытие нового знания
Дает задания группам выяснить ответы на эти вопросы
|
- Делятся на 5 групп
- работают с текстом учебника и дополнительной информацией:
Параграф 14, стр.116, стр.118,
Отрывок из хрестоматии по истории России с древнейших времен до наших дней стр.77-78
- Отвечают на вопросы
|
|
6.Применение нового знания
Учитель возвращает ребят к проблеме:
Какой ответ на поставленный вопрос урока мы можем дать?
Чьи версии подтвердились?
Рефлексия
- Что удалось сделать на уроке
- Что вызвало затруднения: в содержании, в способе деятельности?
- Что вызвало особый интерес?
|
- Обобщают, делают вывод по проблеме
- сравнивают свою точку зрения с позицией авторов учебника
- проводят рефлексию
|
Ставятся плюсы там, где версии подтвердились в ходе обсуждения
|
Домашнее задание:
- Общее: прочитать параграф №15, выделить особенности развития Литовского княжества и его роль в истории периода феодальной раздробленности
- Могут быть индивидуальные задания, учитывая затруднения учащихся и их интересы
Материалы к уроку:
- Отрывок из Жития Александра Невского
.... И была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сощлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей и, казалось, что двинулось замершее озеро, не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.....
И возвратился князь с победою славною, и было много пленных в войске его, и вели босыми подле коней тех, кто называл себя « божьими рыцарями».
- Летопись о восстании в Новгороде 1257 г.
« Приде весть изъРуси зла, яко хотятЪ Татарове тамгы и десятины на Новегороде; и сметошася люди чересъвсе лето». Когда в Новгород « приехаша послы татарьскые съ Олександром», великий князь жестоко расправился с недовольными. Он «выгна сына своего изъ Пльскова и посла в Низ», а « дружину его казнити, овому носа урезаша, а иному очи выимаша, кто на Василья на зло повелъ»
- Текст для выполнения задания
Орлов А. С. и др. хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней.
М. 1999 г., стр. 77-78
Однажды пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: « Папа наш так говорит: « Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух умнейших- Агалдада и Онмонта, чтобы послушал ты речи их о законе божьем»».
Князь же Александр, подумав с мудрецами своими, написал ему такой ответ:
« От Адама до потопа, от потопа до разделения народов...., От Рождества Христова и до распятия его и воскресения, от воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования Константинова до первого собора и до седьмого - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем». Они же возвратились восвояси.
И умножились дни его в великой славе, ибо любил священников, и монахо, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как самому Христу.
|