Submitted by Алексей Алексеевич Царапкин on вс, 11/12/2016 - 20:28
Открытый урок: «Высказывание. Логические операции».
ПЛАН УРОКА
Класс: 8 класс 27.10.2016
Тема учебной программы: Математические основы информатики
Цели темы:
Аналитическая деятельность:
анализировать любую позиционную систему как знаковую систему; определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении; анализировать логическую структуру высказываний; анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
переводить небольшие целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно; выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами; строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения.
Тема урока: Высказывание. Логические операции.
Цели урока: знакомство с наукой «Логика», формирование представления о логической структуре высказывания, раскрытие связи логики и математики, получение навыков вычисления значения логического выражения.
предметные — формирование представления о разделе математики — алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями;
метапредметные — развитие навыков анализа логической структуры высказываний; понимание связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами;
личностные — понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий.
Решаемые учебные задачи:
знакомство с понятием высказывания, с простыми и сложными, истинными и ложными высказываниями;
знакомство с логическими операциями (И — конъюнкцией, ИЛИ — дизъюнкцией, НЕ — инверсией) и приоритетом их выполнения;
Оборудование и учебные материалы, подготовленные к уроку: презентация на тему «Логические высказывания», медиапроектор, интерактивная доска.
Учебник: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса, изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г.
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Методическое пособие.7-9 класс
Форма проведения урока: беседа, самостоятельная работа учащихся.
Развиваемые УУД:
Познавательные:
знакомство с новой наукой «Логика» и ее составляющими
осознание связи наук
поиск информации в учебнике (заполнение таблицы)
представление информации в разных видах
отработка навыков слушания и запоминания информации, представленной в разном виде (весь урок)
Коммуникативные:
работа в паре по заполнению таблицы (постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества, разрешение конфликтов)
ответы на вопросы с места (умение выражать свои мысли).
Регулятивные:
оценка собственной деятельности на уроке
тестирование как контроль результатов.
Личностные:
осознание взаимосвязи наук
понимание законов мышления
формирование поведения на уроке.
План урока
Организационный момент. 1 мин.
Формулирование темы и целей урока. 2 мин.
Объяснение темы (I) .10 мин.
Работа с учебником. 4 мин.
Закрепление + устная проверка. 4 мин.
Объяснение темы(II) 10 мин.
Самостоятельная работа + самопроверка. 6 мин.
Итоги урока, выставление оценок.2 мин.
Домашнее задание 1 мин.
Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся
УУД на этапах урока
Организационный момент
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
2
Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ)
-Прочитай высказывания. Выбери истинные.
-К какому типу относятся остальные
высказывания?
- Делаем вывод о том, какими бывают высказывания:
- С высказываниями человек может выполнять различные действия, которые принято называть определенным термином. Разгадайте ребус и узнайте этот термин.
- Наверное, вам на ум уже пришла формулировка темы нашего урока:
Задачи урока:
узнать:
научиться:
- Великий русский ученый Ломоносов родился в 1711 году. Пройденное расстояние вычисляется как произведение скорости на время. Луна – спутник Земли.
- к ложным;
- истинные и ложные;
- логические операции;
-Истинность высказываний. Логические операции;
- подробнее о логических операциях;
- научиться определять истинность высказываний.
Коммуникативные УУД:
- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.
Личностные УУД:
- формирование логического мышления
Регулятивные УУД:
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка,
3
Объяснение темы (I)
Термины: высказывание, логические операции являются предметом изучения древней науки- логики. Что изучает логика?
- Основоположником этой науки стал Древнегреческий философ Аристотель.
Продолжателями дела Аристотеля явились Джордж Буль, который создал новый раздел в логике – математическую логику, которую еще называют алгеброй высказываний.
В 20 веке предложил применить законы логики для проектирования работы технических устройств Клод Шеннон.
-Логика (др.-греч. Λογική)- наука о мышлении, о формах, методах и законах интеллектуальной
познавательной деятельности.
- ввел понятия высказывания, умозаключения, суждения)
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности
Личностные УУД:
- формирование навыков поиска информации в имеющемся источнике, навыков решения задач.
Регулятивные УУД:
-умение использовать полученные знания на практике, развитие способности критической оценки собственной деятельности.
4
Работа с учебником
- Давайте познакомимся с основными положениями логики, с помощью учебника и составим краткий опорный конспект.
- Проверь свои записи
- Учебник С. 21- 24 (заполняют шаблон конспекта и проверяют себя)
Закрепление + устная проверка
-Выполни задание в рабочей тетради
РТ. № 77
Объяснение темы(II) – раздать справочный материал
- Выполняя задание №77, вы увидели, что высказывания могут быть не только истинными и ложными, но и простыми и сложными и над ними можно выполнять логические операции. Познакомимся с логическими операциями.