Психологический практикум для учащихся 8-9-х классов на тему: «Проблема толерантности подростков в современном обществе»
Автор: Круць Ольга Владимировна,
педагог-психолог МБОУ «Средняя школа №17 им. В.С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
Формирование гражданского общества в России возможно при усвоении фундаментальных демократических ценностей. Одной из таких ценностей является толерантность - необходимое условие для выживания и развития современной цивилизации. Высокие темпы перемещения и миграции населения привели к социальному взаимодействию представителей разных общин. Проблема толерантности актуальна для современной России в силу ее многонационального состава и многоконфессиональности, а также в связи с особенностями пережитого периода истории - локальными войнами, усилением сепаратистских настроений, возросшим количеством национального экстремизма и т.д. Много в чем этим и объясняются те усилия, которые предпринимаются в данный момент гражданскими и государственными институтами России для формирования в обществе высокого уровня толерантности. В связи с трансформацией нашего общества, его интеграцией в мировое содружество, снижением согласия и терпимости в социуме возникает потребность в анализе социальных и культурных предусловий толерантности, а также тенденций ее динамики.
В данное время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность можно объяснить рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации в экономических, социальных и других отраслях и связанный с этим рост нетерпимости, терроризма; развитие религиозного экстремизма; обострение межнациональных отношений, которое вызвано войнами, проблемами беженцев и т.д.
Для решения этого вопроса необходимо разобраться в сущности понятия толерантность и особенностях толерантного поведения граждан в полиэтническом государстве, изучение которого находится на стыке ряда гуманитарных дисциплин - социологии, истории, психологии, педагогики, политологии. Толерантность как новый тип социальных отношений представляет проблему не только в сфере взаимодействия разных культур и цивилизации, а также внутри последних, особенно в России, которая находится на этапе трансформации. Нерешенность многочисленных социальных конфликтов в российском обществе, в том числе и вследствие отрицания их наличия, привело к выходу сильной социальной энергии крушения, нигилизма и нетерпимости.
Важное значение для развития толерантности имеет нормальное функционирование механизмов интеграции общества. В качестве интеграторов, как правило, выступают религия, государство, культура, воспитание и т.д. Можно отметить, что рост авторитета религиозных организаций пока что слабо отображается на росте уровня терпимости в обществе. Социологические исследования подтверждают также и низкий рейтинг основных государственных институтов. Культура, которая существовала до начала либеральных реформ, оказалась не готовой ответить на новые вызовы времени (коммерциализация отношений, потеря прежних ценностей).
Попытки вестернизации российской культуры, вместе с другими факторами, повлияли на обострение конфликта поколений. Вызывает особенную тревогу и тот факт, что у многих чрезвычайно низкий уровень терпимости по отношению к людям других национальностей.
Все перечисленные выше факторы и послужили причиной создания урока для учащихся 8-9 классов на тему: „Проблема толерантности подростков в современном обществе ”.
Цель данного классного часа – формирование у подростков толерантного отношения к окружающему миру.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач
1. раскрыть понятие „толерантность”, уровни толерантного поведения личности;
2. развивать адекватную самооценку, умение анализировать, принимать решения, выбирать правильную позицию;
3. воспитывать наблюдательность, уважение к другим людям;
4. воспитывать способность видеть и понимать отличия другого человека от себя, учить устанавливать отношения на доброжелательной основе;
5. способствовать формированию ценностных установок на толерантное общение и навыки толерантного поведения;
6. воспитывать чуткость, взаимоуважение, человечность, терпимость.
Форма проведения: психологический практикум
Место проведения: классная комната
Оборудование:
- плакат с эпиграфом
- материалы „Декларация принципов толерантности”
- раздаточный диагностический инструментарий (анкеты, бланки)
- плакат „Черты толерантной личности”
- дерево с листочками и плодами
- афоризмы про толерантность
- ватманы, маркеры
- мешочек
План проведения:
1. Вступительное слово психолога. Психологическая установка.
2. Понятие про толерантность. Работа в группах.
3. Анкетирование „Ваш уровень толерантности”.
4. Диагностика толерантной личности.
5. „Мудрость с дерева познания” (Обсуждение цитат известных людей про толерантность).
6. Выполнение творческого задания в группах.
7. Подведение итогов. Вручение „Мешочка с советами”.
Ход проведения
Подготовительный этап
Изготовить плакат с эпиграфом к воспитательному мероприятию; подготовить бланки опросника „Черты толерантной личности” для каждого ученика. Учащихся поделить на 3 группы, каждая группа получила предварительное задание для выступления (статьи из „Декларации принципов толерантности”). Подготовить анкеты для определения уровня толерантности. Подготовить плакат или модель дерева с листочками, на которых записаны цитаты известных людей про толерантность; подготовить три цветка („Толерантность”) для творческой работы; подготовить мешочек с написанными советами: „Стремитесь быть толерантными”.
Эпиграф: „Перед великим умом я склоняю голову,
перед великим сердцем - преклоняю колени”.
Иоганн Вольфганг Гете
1. Вступительное слово педагога-психолога. Психологическая установка.
Французский философ-просветитель XVIII ст. Ф. Вольтер сказал: „Ваше мнение мне глубоко враждебно, но за Ваше право его высказать я готов пожертвовать своей жизнью!”
Согласитесь, что достаточно важно терпимо, с пониманием, толерантно относиться к мнению, убеждениям, мыслям, традициям других людей.
В последнее время слово „Толерантность” приобрело значительную популярность. Объясните его значение. Что значит толерантная личность? Что такое толерантный подход? Так ли важно быть толерантным? Попробуем ответить на эти вопросы на сегодняшнем занятии.
Мы живем в сложное и неспокойное время, а причины упадка нашей морали мы объясняем, оправдываем экономическими и экологическими кризисами, недостатками рыночных отношений. Глобальные проблемы, которые должно решать человечество, каждый раз все больше обостряются, а конфликты становятся все более опасными, и поэтому возрастает осознание необходимости сотрудничества людей и привлекательность идей толерантности.
2. Понятие о толерантности. Работа в группах.
В переводе с латинского tolerance означает „терпение”. Это слово в медицине определяют как способность организма переносить влияние тех или иных факторов. В обществе это значит терпимость к мыслям других, терпимость к взглядам, традициям.
Прочитав „Декларацию принципов толерантности”, дайте ответы на поставленные вопросы:
1 группа: Что такое толерантность?
2 группа: Реализация принципа толерантности на государственном уровне.
3 группа: С чего начинается воспитание толерантности?
Ответы учащихся.
Статья 1. Толерантность означает уважение, восприятия и понимания разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и самопроявления личности человека. Формированию толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода слова, совести и убеждений. Толерантность – это единство в разнообразии. Это не только моральная обязанность, а политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира, способствует переходу от культуры войны до культуры мира.
Толерантность – это не уступка, поблажка или попустительство. Это - прежде всего – активная позиция, которая формируется на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, демократии и правопорядка. Что касается уважения прав человека, проявление толерантности не значит терпимое отношение к социальной несправедливости. Это значит, что каждый может придерживаться своих убеждений и признает такое же самое право за другими. Это значит признание того, что человек по своей природе отличается внешним видом, состоянием, языком, поведением и имеет право жить в мире, сохраняя свою индивидуальность. Это также значит, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Статья 2. На государственном уровне реализация принципа толерантности предполагает существование справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка, административных и других норм. Нужно также, чтоб экономические и социальные возможности были доступными для каждого человека без какой-либо дискриминации. Без толерантности не может быть мира, а без мира невозможно развитие и демократия.
Статья 4. Воспитание является самым эффективным средством предотвращения проявления нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с прививания людям знаний об их правах с целью обеспечить их реализацию и укрепить стремление каждого к защите прав других.
Психолог: Продолжить наше занятие я хочу притчей «Всё в твоих руках».
В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в этом же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, и этим самым доказать всему городу, кто есть самый мудрейший гражданин в городе, и занять место мудреца.
Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И, наконец, придумал. Он пошел в сад, поймал бабочку, положил ее между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу.
Горожанин знал, что когда предстанет он пред светлыми очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой между ними и спросит мудреца: «О, мудрейший из мудрецов, - скажет он, - если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: живое или мертвое?»
Если мудрец скажет: «Мертвое!», он раскроет ладони, и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: «Живое!», он сожмет бабочку между ладонями и бабочка умрет. И он шел, уже предвкушая свою победу.
Когда горожанин вошел во дворец и сделал так, как он и собирался сделать, ответ мудреца удивил горожанина и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе.
Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь минуту, ответил: «Все в твоих руках!»
«Все в твоих руках!» - это ответ воистину мудрого человека».
- Как вы понимаете слова мудреца? Обсуждение в группах. Выступления представителей от групп.
Психолог: Опираясь на общее определение понятия „Толерантность”, попробуйте определить термины: этническая толерантность, религиозная толерантность, политическая толерантность. Приведите конкретные примеры толерантной реакции на поведение, взгляды, убеждения других людей. (Работа в группах).
3. Анкетирование „Ваш уровень толерантности”.
Психолог: Свою терпимость, понимание мы можем проявить по-разному, можно сказать, на разных уровнях:
- отстраненно, без лишней критики;
- выдержано, спокойно, ожидая компромиссного для всех варианта;
- добродушно, активно понимая мотивы такого поведения человека, пытаясь помочь в случае необходимости.
Для того чтобы достичь успеха в жизни, не тратя сил на конфликты, „бытовые войны”, целесообразно сформировать в себе толерантность как черту характера.
На каком уровне такая черта как толерантность развита у вас, поможет выяснить анкета. (См. приложение А)
Выберите свой вариант ответа, проанализировав 5 ситуаций. Обрати внимание на то, какому уровню толерантности отвечает выбранный вами вариант ответа.
4. Диагностика толерантной личности.
Психолог: Какого человека можно считать толерантным? Какие черты обычно свойственны такому человеку? Эти вопросы попробуем выяснить с помощью опросника, который лежит перед вами. (См. приложение Б)
Задание. Вначале из перечисленных черт выберите три, которые на ваш взгляд, у вас ярко выражены. В столбце А напротив этих черт поставьте знак „+”. Потом в столбце Б выберите три черты, которые на ваш взгляд, должны обязательно быть у идеального толерантного человека, и напротив них также поставьте знак „+”. Этот бланк останется у вас, поэтому будьте как можно более открытыми.
Заполняя опросник, вы сможете укрепить свое представление о толерантной личности, продиагностировать себя, а также сравнить свое представление с представлением всего класса о толерантной личности.
Потом следует подсчитать количество тех, кто выделил первую черту как основную в толерантной личности, потом вторую и так за всеми 10 чертами. Количество ответов заносят в столбец бланка и записывают на доске. Подсчитывают количество ответов за каждой чертой. Потом определяют рейтинг черт. Получают групповой портрет толерантной личности.
Психолог: Что нового вы узнали после этой диагностики? Есть ли в нашем классе толерантные личности?
5. „Мудрость с дерева познания”
(Обсуждение изречений известных людей о толерантности).
Психолог: Вы наверное заметили это деревце с золотыми листиками, которое плодоносит спелыми плодами. Оно не простое, это – дерево познания. Сорвав плод, можно познать его мудрость.
Обучающиеся по очереди подходят к дереву, срывают плоды и читают изречения. После этого каждая группа предлагает свои мысли по поводу изречений известных людей о толерантности.
Интересные мысли известных людей о толерантности
Самый счастливый человек тот, который дарит счастье наибольшему числу людей.
Дени Дидро
Безразличие – это паралич души.
Антон Чехов
Тот, кто хочет обвинять, не вправе торопиться.
Мольер
Обижая другого человека, ты не беспокоишься о себе.
Леонардо да Винчи
Человек, который делает других счастливыми, не может сам быть несчастным.
Гельвеций
Если ты безразличный к страданиям других, ты не заслуживаешь на звание человека.
Саади
Ни один злой человек не бывает счастливым.
Ювенал
Поднять слабого – этого мало: надо ещё потом его и поддерживать.
В. Шекспир
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик.
Гёте
6. Выполнение творческого задания в группах
Психолог: Перед вами – цветок „Толерантность”. Посмотрите – его лепестки пустые. Заполните эти лепестки чертами-синонимами толерантности.
Каждая группа выполняет задания самостоятельно. После этого все 3 цветка прикрепляют на доску.
Давайте проанализируем, с чем у вас ассоциируется толерантность. Защита, обсуждения работ.
7. Подведение итогов занятия. Вручение „Мешочка советов”
Психолог:
- Что нового Вы узнали на сегодняшнем занятии?
- Сформулируйте понятие толерантность?
- Какое значение имеет такая черта характера как толерантность в жизни человека? Почему необходимо быть толерантным?
- Наведите примеры таких жизненных ситуаций, где необходим тот или иной уровень толерантности.
- Помогут ли вам полученные сегодня знания выйти из неординарных, критических ситуаций в жизни?
Благодарю за активную, эффективную работу, заинтересованность на сегодняшнем занятии. Старайтесь быть толерантными!
Для этого придерживайтесь рекомендаций и пожеланий из „Мешочка советов”:
- будьте готовыми к тому, что все люди разные – не лучше и не хуже, а просто разные;
- научитесь воспринимать людей такими, какими они есть, не пытайтесь изменить в них то, что вам не нравиться;
- цените в каждом человеке личность и уважайте его мысли, чувства, убеждения, независимо от того, нравятся они вам или нет;
- сохраняйте „свое лицо”, найдите себя и за любых обстоятельств оставайтесь самим собой.
Выводы
Формирования культуры толерантности обретает особенную актуальность в рамках сегодняшней мировой глобализации. Под ее влиянием мир становится все более целостным.
Разные культуры, религии, цивилизации взаимодействовали и раньше. При этом нередко возникали и острая враждебность, и нетерпимость, хотя их основные очаги были разделены территориально. Современные глобальные коммуникационные, финансовые, миграционные потоки проделали брешь в существующих барьерах, спрессовав разные культуры и уклады жизни в едином пространстве мирового социума. Складывается плотная, всепроникающая сеть гражданских взаимоотношений. Нетерпимость в этих условиях генерирует высокое напряжение, способно блокировать жизнедеятельность общественных систем как на национальном, так и на мировом уровнях.
Вместе с этим глобализация наглядно демонстрирует неиссякающее разнообразие социокультурных традиций и форм общественного уклада, норм взаимоотношений и ценностных ориентаций, которые принадлежат разным объединениям. С каждым десятилетием это разнообразие не только не уменьшается, но и увеличивается, иногда в геометрической прогрессии, бросая вызов самому человеку их регулировать. На этой почве и возникают противоречия, не допуская их перетекания в острые конфликты и столкновения.
Общество заинтересовано в том, чтоб у его членов, особенно у подростков, сформировалось мышление открытого типа, проснулся интерес к диалогу для устранения предвзятости друг против друга на основе терпимости и конструктивного сотрудничества во имя общего блага. Вместе с тем общество выступает за жесткую ликвидацию любых экстремистских действий, за необратимость наказания их вдохновителей и участников.
Общество, наполненное атмосферой толерантности и одновременно активного непринятия проявлений экстремизма - идеальное, которому способствует долгий путь. И здесь много чего зависит не только от государственных и общественных организаций, в том числе молодежных, но и от системы образования и воспитания, от средств массовой информации, деятелей культуры.
Список использованной литературы
1. Вебер А.Б. Толерантность в глобальном измерении / / Доклад на симпозиуме «Публичная сфера и культура толерантности: общие проблемы и российская специфика» 9 апреля 2002 М., 2002.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
3. Галкин А.А. Публичная сфера и культура толерантности. - М., 2002.
4. Общественные и политические права. Несовместимость демократии и расизма / / Доклад Верховного комиссара ООН по правам человека. Экономическая и Социальная Комиссия ООН. 7 февраля 2002. С. 20-21.
5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955.
6. Дружинин В.М. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. М., СПб., 2000.
7. Зимбули А.Е. Почему терпимость и какая терпимость? / / Вестник СПбДУ. 1996. № 3. С. 23-27.
8. Золотухин В.М. Терпимость как общечеловеческая ценность / / Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Ч.1. М., 1997. С. 7-9.
9. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004.
10. Роджерс К., Фрейберг Д. Свобода учиться. М., 2002.
11. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004.
12. Установление культуры миру: универсальные ценности и гражданское общество. Тверь, 2001. С.66.
13. Формирование установок толерантного сознания и профилактика разных видов экстремизма в российском обществе на 2001-2005 год. Фед. целев. прогр. М.: МШПЧ, 2002р.
Приложение 1
Анкета
1. У Дмитрия нетипичная для юноши прическа – слишком длинные волосы. Как нужно вести себя тем, кому такой стиль не нравится?
а) постоянно демонстрировать свое недовольство
б) требовать придерживаться на занятиях в школе общего стиля одежды и прически
в) выходить из того, что человек имеет право на самовыражение и может делать что угодно со своими волосами
2. Оксана часто пропускает уроки без уважительных причин. Как относиться к этому?
а) осуждать эти поступки
б) считать, что это её личное дело и не вмешиваться
в) с пониманием отнестись к проблемам Оксаны и постепенно приобщать её учебе
3. Вадим постоянно демонстрирует неуважение к другим, агрессию по отношению к своим одноклассникам. Что делать?
а) отвечать агрессией на агрессию
б) стремиться избегать общения
в) выяснить мотивы такого поведения, проводить с парнем объяснительную работу
4. Ваша подруга оделась на вечеринку в платье, которое ей не идет и к тому же ваша подруга выглядит в нем нелепо. Что вы сделаете, чтоб она не была посмешищем?
а) предложу ультиматум: или она переодевается, или идет отдыхать сама
б) намекну, что она выглядит нелепо
в) корректно укажу ей на нелепость такой одежды
5. Вы – сторонник здорового образа жизни. Ваш младший брат не делает зарядку, курит, нерационально питается. Что вы будете делать?
а) расскажу родителям, пусть они решают, что делать
б) сделаю вид, будто ничего не замечаю
в) объясню все плюсы здорового образа жизни и буду привлекать к общим занятиям спортом.
Оцениваем полученные результаты: а) - 1 балл, б) – 2 балла, в) – 3 балла
Подсчитываем общее количество баллов:
5 баллов – вы достаточно категоричный, негибкий и нетерпимый к другим человек. Имея такую позицию, вы рискуете остаться одиноким! Начните с обсуждения такого изречения: „Все люди разные – не лучше не хуже, а просто разные”.
6-10 баллов – можно охарактеризовать как некая отстраненная личность с жизненным принципом „Моя хата – с краю, я ничего не знаю” или вам присуща большая выдержка к поведению, мыслям, традициям других людей. Во-первых, старайтесь определить черту вашей терпимости! Во-вторых, все взвесьте, для того, чтоб вас не называли чрезмерно безразличным человеком.
11-15 баллов – примите поздравления! Вы – толерантная личность. Цените людей, уважаете их чувства, убеждения, независимо от того, совпадают они с вашими или нет. Сохраняйте „Свое лицо”!
Приложение 2
Образец бланка опросника
№
|
Черты толерантной личности
|
А
|
Б
|
1
|
Терпение
|
|
|
2
|
Чувство юмора
|
|
|
3
|
Доброжелательность
|
|
|
4
|
Умение слушать
|
|
|
5
|
Способность сопереживать
|
|
|
6
|
Альтруизм
|
|
|
7
|
Умение поставить себя на место другого человека
|
|
|
8
|
Умение владеть собой (выдержка)
|
|
|
9
|
Доверие
|
|
|
10
|
Чуткость
|
|
|
Скачать
|