Тренинговое занятие: «Развитие у обучающихся
толерантного отношения к представителям других народов»
Автор:
Москалева Таисия Валерьевна,
педагог психолог КГОБУ «Камчатская школа-интернат для детей,
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Тренинговое занятие направлено на развитие у обучающихся толерантного отношения к представителям других народов. Включает в себя разминку, направленную на создание доброжелательной обстановки. Основная часть включает в себя работу с притчей, упражнения направленные на усвоение темы занятия. Рефлексия занятия, завершающая часть требует обмена чувствами, впечатлениями, мыслями, мнением.
Пояснительная записка
Россия всегда была многонациональной страной. Поэтому вопрос о взаимодействии с этнокультурным окружением для нашего населения, а значит и для наших школ всегда был и остается актуальным.
Значение психологических факторов в регуляции межэтнического взаимодействия очень велико и будет постоянно возрастать, так как это неизбежно в условиях все более активизирующихся международных контактов, все большей взаимозависимости отдельных стран и народов, целых регионов и континентов планеты друг от друга.
Психологические проблемы, переживаемые вынужденными мигрантами, коротко можно свести к следующему: многие люди находятся в ситуации реальной угрозы их жизни. Как правило, все они переживают глубокие изменения структуры самосознания, колоссальную смену ценностей, перемену отношения к окружающим людям и к себе. Но один из самых ключевых моментов - это кризис идентичности, потому что в нем фокусируются все проблемы личности беженцев, переселенцев. Кризис всегда свидетельствует о каком-либо несоответствии желаний и возможностей. В частности, кризис идентичности - это ситуация, когда одна идентичность (понимание принадлежности к своему народу) разрушилась, а другая идентичность еще не сформировалась, то есть человек до конца не ответил себе на вопросы: «Кто я? Какой я?». Если я азербайджанец, то почему, когда я веду себя как азербайджанец, то есть импульсивно, эмоционально, то встречаю негативную реакцию со стороны окружения.
Наглядно данный кризис можно проследить у детей, у которых отец и мать являются представителями разных национальностей. Ребенок может болезненно решать: кто я - русский или армянин? Одна из форм кризиса идентичности - отрицательная этническая идентичность, когда ребенок стыдится того, что он еврей, татарин и т. п. Кризис идентичности сопровождается психологическими переживаниями. Человек оказывается в ситуации неопределенности, обостряются все его внутриличностные конфликты, например снижается и без того низкая самооценка. Его личность дезинтегрирована, происходит ее «расфокусировка» - пропадает внутренний стержень, вследствие чего теряется смысл жизни, возникает депрессия.
Ситуация вынужденной миграции - это всегда психическая травма. Как правило, люди, вынужденно длительно живущие в другой стране, испытывают культурный шок, потому что беженец теряет свою обычную среду - нажитые вещи, свой дом, привычный круг друзей, соседей. Вынужденный мигрант попадает в другой мир, где и климат иной, и еда другая. Здесь другие традиции, другой взгляд на воспитание детей, другие отношения между полами, другой уклад жизни.
Как правило, мигранты пытаются приспособиться к новой среде. Но сделать это очень трудно. Дело в том, что они выросли в другой среде, и механизмы адаптации, которые у них выработались в течение прежней жизни, могут в новом окружении не действовать. Они привыкли общаться с людьми, реагировать на окружающих определенным образом, а теперь они приходят в другое культурное окружение и чувствуют, что выглядят нелепо, что они делают что-то не так, что на них обращают излишнее внимание (не все это любят и хотят). Это проявления культурного шока, который может длиться очень долго. По мере усвоения новой культуры человек преодолевает этот кризис и становится способным принять чужую культуру.
Цель занятия: профилактика в среде обучающихся образовательных учреждений конфликтов на межнациональной почве.
Задачи:
1. Ознакомить обучающихся с понятием толерантности, критериями толерантности.
2. Дать возможность осознать причины и следствия непонимания, возникающего на основе взаимодействия человека с представителями других культур.
3. Показать последствия проявлений нетерпимости между пародами и культурами.
4. Сформировать навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур.
5. Поддержать процесс формирования у обучающихся позитивной самооценки и положительной этнической идентификации.
6. Познакомить обучающихся с культурой, историей этносов, представленных в классе.
Механизм осуществления: рефлексия, с опорой на личный опыт участников программы, имприитинг.
Ожидаемые результаты: помочь классным коллективам, включающим в себя представителей этнических меньшинств, перейти с первого и второго этапов (после первых контактов может иметь место соперничество из-за социального статуса в классном коллективе) развития межнациональных отношений на третий, четвертый этапы (на данном этапе наблюдаются совместные согласованные действия представителей этносов, между ними устанавливаются определенные отношения.Каждая из сторон начинает понимать, как следует действовать по отношению друг к другу).
Успешная адаптация обучающихся, повышение уровня сплоченности классного коллектива, отсутствие или снижение количества конфликтов на межнациональной почве.
Занятие предназначено для поведения в старших классах общеобразовательной школы, в которых есть представители разных национальностей.
Длительность проведения 1,5-2 часа
Основная часть
Ход занятия
Приветствие.
Упражнение «Поздоровайся разными способами».
Ведущий. Давайте мы сегодня поздороваемся немного необычно. Попробуем сделать это, как здороваются разные народы мира. Давайте здороваться разным способами: рукопожатием (по-европейски), поклоном со сложенными ладонями на уровне груди (по-восточному), жестом руки (по-американски), поворачивая голову несколько раз влево - вправо, касаясь кончиками носов друг друга (по-эскимосски), обнявшись по-дружески и т. д. Вот как мы это будем делать. Вы подходите к любому участнику группы и здороваетесь с ним любым из предложенных способов; он в свою очередь отвечает на ваше приветствие другим способом, далее вы переходите к другим участникам и здороваетесь с ними тем способом, которым поздоровались с вами. И так продолжается до тех пор, пока каждый участник не поздоровается со всеми.
2. Упражнение «Инопланетяне».
Ведущий предлагает 2-3 желающим выйти за дверь. Они будут выполнять роль «инопланетян». Оставшимся «землянам» дается установка: на Землю прилетел инопланетный корабль, «инопланетяне» стараются войти в контакт с «землянами», но и поскольку мы не знаем, с какими намерениями прилетели пришельцы из космоса, то вы не отвечаете на их попытки, игнорируете их и эмоционально выражаете нежелание общаться. Только после условного знака ведущего, например скрещивания рук на груди, участники начинают вступать в контакт с «инопланетянами».
«Инопланетянам» дается другая установка', вы прилетели на Землю с самыми добрыми намерениями, языка землян вы не знаете, но хотите наладить контакт с ними любым способом.
После этого «инопланетяне» заходят в комнату, и начинается процесс установления контакта - до условного сигнала ведущего и после условного сигнала.
По завершении работы предлагаются вопросы.
Ведущий спрашивает у «инопланетян»-. «Удалось ли им вступить в контакт с землянами?», «Считают ли они контакт удачным и почему?», «Почувствовали ли они разницу между первой частью общения и второй?», «Когда было легче находить контакт?».
Далее вопрос к «землянам»: «Что чувствовали в первой части упражнения, что во второй?», «Как действовала установка, данная ведущим?».
После обсуждения делается вывод, что мешает, что помогает устанавливать контакты между народами.
3. Упражнение «Кто и какой я?».
Оборудование: листы бумаги и ручки на каждого участника.
Ведущий предлагает всем участникам написать фразу «Я - ... (указание национальности)» Например «Я русский», «Я - азербайджанец» и т. д. Далее национальности записываются в столбик по буквам, и нужно к каждой букве написать качества личности, начинающееся на эту букву. Например, запись может выглядеть следующим образом:
«Р - рассудительная
У - умная
С - спокойная
С - самостоятельная
К- красивая
А - активная
Я - яркая».
Желающие зачитывают, что у них получилось. Ведущий обращает внимание ребят на то, сколько было одинаковых букв, а какие разные были приведены примеры качеств. Наверное, это не случайно, люди тоже и похожи между собой, и отличаются друг от друга.
Ведущий коротко рассказывает участникам библейскую притчу о вавилонской башне.
...Потомки Ноя быстро размножались и заселяли Землю. В то время на Земле был один язык и одно наречие. Но вскоре обнаружилось, что люди, родившиеся после потопа, ничуть не лучше людей, живших до потопа. Они тоже часто творили зло.
Однажды люди собрались вместе и сказали: «Построим себе город и башню высотою до небес и сделаем себе имя, прежде чем рассеемся по лицу Земли». Они наделали кирпичей из глины и ревностно занялись постройкой.
Но Богу была неугодна гордыня людей, желающих так прославить себя. Он сошел посмотреть на город и башню, которые строили люди, и сказал: «Вот один народ, и один у всех язык. И вот что они начали делать, и не отстанут от того, что начали делать».
И Бог смешал язык людей, чтобы они перестали понимать друг друга и не смогли больше строить башню. Потом Бог рассеял их по всей Земле...
Обсуждение:
- Как вы думаете, для чего изначально людям был дан единый язык?
В чем древние люди не оправдали возлагаемые на них надежды?
- К чему приводит гордыня, нетерпимость?
4. Введение понятия толерантности.
Ведущий. Толерантность - уважение и признание равенства всех народов, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность - готовность принять других такими, какие они есть.
Все ученые сходятся во мнении, что толерантность - это качество людей, которое только и может спасти мир от саморазрушения.
В русском языке слова «толерантность» и «терпимость» часто выступают как синонимы.
5. Работа с притчей и ее обсуждение.
Ведущий. «Одно селение располагалось в горах, где тек родник с вкусной водой. Но эта вода была вредной для здоровья человека, и у всех, кто её пил, на шее появлялись жировые складки, а головы поворачивались с большим трудом. Местные жители из поколения в поколение пили эту воду и все имели безобразные шеи.
Как-то раз в селение пришел человек из дальних мест. Его сразу же окружила толпа любопытных женщин. Они с изумлением разглядывали его шею и смеялись над тем, что она слишком тощая. Пришелец растерялся и, не стерпев, воскликнул: «Ну хватит! Довольно потешаться надо мной! Лучше на свои наросты посмотрите - вы ведь просто уродки! Вам бы полечиться да вырезать эти опухоли! Л вы смеётесь над моей худой шеей!».
Женщины ещё сильнее расхохотались. Они показывали друг на друга и говорили, что все в деревне похожи и так было испокон веков. Они никогда не выходили за пределы своего селения, и убедить их в уродстве подобной внешности было невозможно».
Ведущий предлагает вопросы для обсуждения:
- В чем смысл этой притчи?
- Какие возникают отношения между людьми разных народов из-за внешних различий?
- Можно ли оправдать поведение женщин?
- Кто в этой ситуации прав?
- К чему призывает эта притча? Чему она учит людей?
Вывод: народы различаются между собой, и часто те, кто смеется над другими, не понимают своей ущербности. Поэтому люди должны терпимо относиться друг к другу.
5. Составление сннквейнов.
Ведущий предлагает разделиться на микрогруппы и составить синквейн со словом «терпимость» (оборудование - бумага, ватман, фломастеры). По ходу работы группы зачитывают свои варианты.
Например:
1) С помощью имен прилагательных объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.
Снисходительный, великодушный, милосердный.
2) С помощью глаголов объясните, каким должен быть че¬ловек, обладающий этим качеством.
Прощает, принимает, понимает.
3) С помощью законченной мысли в виде предложения объясните, каким должен быть человек, обладающий этим качеством.
Терпимость - это свойство характера человека, позволяющее ему быть выдержанным, уметь мириться с существованием чего-либо или кого-либо, отличающегося от привычного, то есть допускать, принимать существование этого чего-то или кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему- либо, кому-либо.
4) С помощью ключевых слов в виде имен существительных (резюме высказанной мысли) назовите вызываемые у вас ассоциации слова «терпимость».
Выдержка.
Примирение.
Принятие.
Снисходительность.
Великодушие.
Ведущий делает вывод:
Самоуважение и уважение к другим являются непременными свойствами терпимого человека, также как самосознание и понимание отличия людей друг от друга характеризуют человека ответственного и уживчивого. В свою очередь, терпимость и ответственность - черты, без которых невозможно обойтись в справедливом и мирном обществе.
6. Упражнение «Воспоминание».
Цель: вспомнить, что происходило на протяжении всего занятия, подвести итоги работы.
Ведущий предлагает ребятам вспомнить, что происходило на занятии, что больше всего запомнилось, поделиться тем, какие изменения произошли с участниками, от каких установок, убеждений они, может быть, отказались, какой новый опыт приобрели.
Заключение.
Можно сказать, что из-за социальных (в том числе этнических) стереотипов приписываются сходные характеристики различным членам одной и той же группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
На нашем занятии мы попытались разрушить стереотипы и научить обучающихся действовать согласованно и решать общие задачи.
Список литературы
- Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социальнопсихологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
- Игры-обучение. Тренинг. Досуг... / под ред. В. В. Петрусинского: в 4 кн. М.: Новая школа, 1994.
- Кривцова, С. В. Жизненные навыки. - М.: Генезис, 2002
- Налчаджян, А. А. Этнопсихология. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.
- Нельсон, Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия, поведения. - СПб.:Прайм-Еврознак, 2003.
- Права ребенка и толерантность. Использование сообществ в рамках обучающего процесса / под ред. Ф. В. Микушина. - Р н/Д.: Дана, 2002.
- Риэрдон, Б. Э. Толерантность - дорога к миру. - М.: Бонфи, 2001.
- Самоукипа, Н. В. Первые шаги школьного психолога: психологический тренинг. - Дубна: ООО «Феникс+», 2000.
- Солдатова, Г. У. Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.
- Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2000.
- Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2004.
Скачать
|