Инклюзивная школа открывается для совместного образования и воспитания здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями.
Количество учащихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательных программ, растет. В массовую школу все чаще поступают дети с ЗПР и умственной отсталостью. У таких детей также наблюдается речевая недостаточность, которая заключается и в дефектах произношения, и в трудностях различения фонем (особенно оппозиционных с-ш, з-ж, р-л, с-щ, ч-ц,ть-ц и др.), и в нарушении слоговой структуры слова, и в бедности лексико-грамматических средств языка. Такие же нарушения проявляются и у детей с общим недоразвитием речи, но у детей с ЗПР дефекты речи сопровождаются недостаточностью их познавательной деятельности. Механизмы возникновения нарушения и закономерности развития разной категории детей различаются. В случае задержки психического развития причины неуспеваемости кроются в наличии определенных психологических особенностей (замедленное созревание эмоционально-волевой сферы, различные цереброастенические расстройства, энцефалопатические нарушения). К сожалению, врачи не фиксируют у большинства детей отклонений в познавательной сфере, эмоционально-личностной неготовности к обучению, а педагоги сталкиваются с проблемами школьной незрелости детей повсеместно. Несущественные на первый взгляд отклонения расцениваются как индивидуальная особенность, которая не скажется на дальнейшем развитии ребенка. Часто в такой разряд попадают такие нарушения, как ЗПР и ОНР. Круг вопросов, возникающих при обучении детей, часто выходит за рамки компетенции учителя-логопеда. Поэтому остро возникает необходимость совместной коррекционно-развивающей работы в школе разных специалистов, а именно, логопедов, дефектологов, психологов, социальных педагогов.
Особое внимание в коррекционной работе с детьми должно уделяться ближайшему социальному окружению ребенка, в частности, его родителям. Важной задачей является снятие чувства тревоги у близких ребенка, опасений за него и одновременно углубление понимания его трудностей, усиление чувствительности к потребностям ребенка. Взаимодействие учителя, психолога, логопеда и других специалистов с родителями имеет своей главной целью достижение возможно более глубокого, разностороннего и объективного понимания проблем ребенка, его личности в целом.
Прежде чем говорить о коррекционной работе с детьми с ЗПР, нужно определить, что является причиной пониженной обучаемости (общая педагогическая запущенность, соматическая ослабленность, микроорганическая недостаточность мозга или что-то другое). Специалистами осуществляется проведение дифференциальной диагностики выявленных особенностей развития с целью определения истинной причины нарушения и выбора оптимальных условий для осуществления коррекционно-развивающего обучения.
На школьного логопеда всегда была возложена ответственность за детей с теми или иными нарушениями. Одно из важных условий коррекционной работы – выработка единства требований к ученику со стороны учителя-предметника и логопеда. Здесь задача логопеда состоит в том, чтобы научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики. Ошибки логопатического характера не должны засчитываться при оценке работы учащегося.
К сожалению, многие учителя к разряду отстающих относят и детей с минимальными мозговыми дисфункциями. Во многих школах несправедливо относятся к так называемым медлительным детям. Часто и такие дети попадают на школьный логопункт из-за специфических ошибок письма, как-то пропуск букв, слогов, недописывание слов. После проведения индивидуальной диагностики логопед доводит до сведения учителей информацию о необходимости дифференцированного подхода к учащимся, о недопустимости предъявления высоких требований к темпу письма, о проведении звукобуквенного анализа, о применении приемов проговаривания, комментирования во время письма на протяжении длительного времени в начальной школе. На школьных методических объединениях логопеды затрагивают тему здоровьесберегающих технологий и приемов. Ведь даже тетрадь, испещренная исправлениями красной пастой, является серьезным фактором стресса для детей с ОВЗ. К сожалению, ученикам именно в школе навешиваются такие ярлыки, как «тормоз» или «тормознутый». И не последнюю роль в этом играют учителя, которые неосознанно часто высказывают свое отношение к таким ничего не успевающим детям и закладывают негативное отношение к ребенку с определенными трудностями в обучении. Дети в начальной школе, подражая любимому педагогу, подхватывают все реплики учителя.
Необходимо отметить, что результаты коррекционной работы с детьми с ЗПР различны: это могут быть значительные исправления нарушений и такие, которые подчас незаметны для окружающих, но огромные для ребенка и его близких. Можно сказать, что «тройки» некоторых учеников гораздо серьезнее, если можно так выразиться, «пятерок» отличников, которые были успешны с самого начала обучения. Педагоги должны помнить, что каждый ребенок берет из коррекционных возможностей то, что он в состоянии взять. Несмотря на то, что не все дети при коррекционном воздействии дойдут до так называемой нормы, тем не менее, нужно соблюдать принцип нормативности развития (как ориентация на возрастную норму) и принцип работы в зоне ближайшего развития.
Содержание коррекционной работы по преодолению отклонений в речевом развитии включает в себя следующие моменты: коррекция дефектов произношении, развитие фонематических процессов, навыки анализа и синтеза слого-звукового состава слова; коррекция нарушений лексико-грамматического строя, которая предполагает развитие у детей умения пользоваться различными способами словообразования, овладение словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями простых и сложных предложений; развитие навыков построения связного высказывания, умения связно, последовательно формулировать мысли при передачи содержания сюжетной картины или текста; коррекция нарушений чтения и письма.
Одновременно с коррекцией нарушений устной и письменной речи должно идти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: внимания, наблюдательности, способности к запоминанию, к переключению, познавательной активности, навыков и приемов самоконтроля, произвольности общения и поведения. На логопедических занятиях необходимо формировать следующие учебные умения: планирование предстоящей деятельности (активное осмысление материала, выделение главного в материале); контроль за ходом своей деятельности (умение работать с образцами, умение пользоваться приемами самоконтроля); работа в определенном темпе; умение проводить анализ, сравнение; применение знаний в новых ситуациях.
Тенденция коррекционного логопедического воздействия заключается в побуждении детей к речемыслительной активности в различных видах деятельности. Для оптимизации корригирующего обучения необходимо развивать коммуникативную готовность к обучению. Сюда относятся: умение внимательно слушать и слышать учителя, умение не отвлекаться, умение подчинять действия инструкциям; умение понять задачу в словесной форме; умение владеть вербальными средствами общения при выполнении учебного материала согласно полученной инструкции; умение целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия.
Оказание помощи детям с ЗПР всегда проводится комплексно. Совместно с психологом школы на основании результатов обследования разрабатывается перспективное планирование занятий на учебный год. По завершению логопедического обследования детей учитель-логопед информирует педагога-психолога об имеющихся нарушениях речевой сферы развития у детей с ЗПР. Сюда относятся нарушения общей, тонкой и артикуляционной моторики; недостатки фонетико-фонематического восприятия, дефекты произношения; ограничения объема активного и пассивного словаря, пробелы в формировании лексико-грамматического строя речи, навыки сформированности связной речи, виды нарушений письменной речи. Педагог-психолог акцентирует внимание на индивидуальных особенностях детей: мотивации деятельности и самооценке, работоспособности; объеме внимания, устойчивости и способности к распределению, объеме слуховой и зрительной памяти, прочности запоминания; целостности и избирательности восприятия; сформированности понятийного мышления, мыслительных операций, навыков суждений и умозаключений.
Психолог и логопед работают в сфере своей компетенции, но обобщение результатов позволяет определить особенности речевой, когнитивной и личностной сферы ребенка с ЗПР, обозначить направления, пути и методы психолого-логопедической помощи.
В процессе обучения детей происходит постоянное оказание помощи учителями-логопедами родителям, педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах коррекционно-педагогического воздействия. Так, многие дети с ОНР и ЗПР с трудом осваивают технику чтения. Школьные логопеды рекомендуют родителям самим читать тексты по таким предметам, как окружающий мир и литературное чтение. Затем необходимо задать ребенку несколько вопросов о прочитанном и только после этого дать ребенку самостоятельно прочитать текст.
Таким образом, в результате усилий логопеда, психолога, всего педагогического коллектива, родителей детей с ЗПР возможно сделать обучение детям с разными образовательными потребностями более комфортным и успешным.
|