Модератор:
Добрый день, ребята! Сегодня наша литературная мастерская проходит в преддверии очень важного праздника и, собственно ему и посвящена). Посмотрите на слайды презентации и подберите к данным слайдам не менее 5 слов одной (только одной части речи: сущ., прил, глаг., нареч.)
Внимание: эта работа должна выполняться каждым индивидуально в тетради по литературе и при полном молчании!
По истечении времени мы посмотрим, что у Вас получилось.
Прием «Картинная галерея»
Необходимые материалы: слайды презентации с изображением матери и ребенка, животных и их детёнышей, ростка, обогреваемого лучами солнца, рук людей, тянущихся к солнцу.
Технология проведения: Обучающимся предлагается подобрать к увиденным слайдам не менее 5 слов одной части речи и записать их в тетрадь.(Это поможет ребятам разделиться на группы)На это задание отводится не более 3 мин. Затем ребята делятся на группы и занимают свои места.
Возможные варианты ответов
Модератор: - Скажите, а могут ли все эти слова относиться к одному человеку?(Да)
-Кто он? (Мама)
Действительно, все эти слова можно отнести только к одному человеку на свете-МАМЕ.
Итак, как вы уже догадались, сегодня, в преддверии Дня Матери речь пойдёт о самом главном, самом родном и самом любимом человеке для каждого из нас - о МАТЕРИ.
Тема сегодняшнего занятия – «Вся гордость мира - от Матерей»
А.М. Горький
Метод «Импульс - плакат»
Цель: создание условий для развития способности прогнозировать результат, формулировать и оценивать ожидаемый результата обучения
Задачи: Развитие рефлексивных умений;
Развитие умения прогнозировать;
Развитие мотивации к учению
Необходимые материалы: лист с изображенным смайликом, разделенный на три части, в каждой части написана незаконченные фразы
Технология проведения: На листе с изображенным смайликом, разделенном на три части с незаконченными фразами в каждой необходимо написать продолжение. К написанным предложениям необходимо вернуться в конце семинара и отметить то, что сбылось и наоборот.
Модератор:
- Рассмотрите лист, разделенный на три части с изображенным смайликом, где в каждой части написана незаконченная фраза: «В данный момент меня больше всего интересует…»,
«По окончании занятия у меня будет чувство удовлетворения, если …»,
«Я хотел бы научиться.…»
Допишите продолжение.
К написанным предложениям вы вернетесь в конце семинара и отметите то, что сбылось и наоборот.
Модератор:
Эпиграфом могут стать слова М. Горького, продолжившие эту цитату:
«Без солнца не цветут цветы,
Без любви нет счастья,
Без женщины нет любви,
Без Матери нет ни поэта, ни героя».
О материнской любви, о всеобъемлющем материнском сердце ходят легенды, слагают стихи, поют гимны.
На свете нет ничего светлее и бескорыстнее любви к матери. Материнская любовь согревает, окрыляет, придает силы, поддерживает.
Главная суть женщины, определённая ей Богом - быть Матерью, продолжательницей рода, хранительницей очага.
И не случайно, одна из православных притч гласит, что отправляя ребёнка на Землю, Бог посылает вместе с ним ангела-Хранителя, имя которому - МАМА.
Так и повелось. Если этому слову хотят придать оттенок торжественной значимости, чего-то возвышенного, говорят МАТЕРЬ.
МАМА. МАМОЧКА. МАТЬ. МАТЕРЬ БОЖИЯ. МАТЕРЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ…….
Звучит стихотворение С. Островского «Женщина с ребёнком на руках»
(читает учитель).
А что может быть священнее имени МАТЕРИ?!?
Все самые дорогие святыни озарены её именем потому, что с ним связана сама ЖИЗНЬ.
МАТЬ – ЛЮБОВЬ – ЖИЗНЬ - это одно слово.
Матери гордятся своими детьми любят и оберегают их, потому что для каждой матери дети - это её сердце ,её жизнь, её крылья.
Много испытаний выпадает на долю матерей. В тяжёлые военные годы и лихолетья матери благословляли своих детей на битвы ради спасения Родины.
МАТЬ – РОДИНА – РОДИНА – МАТЬ -это единый образ.
Звучит песня на стихи Т.Назаровой в исполнении С. Лазаревой «Мать - богомолица»
Модератор:
-А можно ли остаться верным сыном, став предателем Родины?
-Можно ли изменить Родине, не изменив Матери?
Пока нам трудно найти ответ на этот вопрос, но мы обязательно его найдём, обратившись к произведению М.Горького «Мать изменника» из Сказок об Италии.
Прослушивание записи теста М.Горького «Мать изменника» в исполнении Л. Гурченко и составление плана текста.
Метод «Разбор электронной почты»
Цель: выявление общей осведомленности по теме занятия, включение обучающихся в содержательное поле занятия
Необходимые материалы: лист с возможными названиями частей текста, причём названий больше, чем частей теста
Технология проведения: группа знакомится с материалами и соотносит название с частью теста. Лишние названия откладываются в сторону. Названия накладываются на соответствующее название на листе. Затем названия переворачивают на другую сторону и, если все определено верно, то получается формулировка темы занятия «Литературная мастерская / «Вся гордость / мира-/от МАТЕРЕЙ»/М.Горький.
Модератор:
- Рассмотрите лист с названиями частей текста и разберите «электронную почту» - названия: если название части отражает точно и кратко суть текста, то наложите его на номер части текста, лишнее отложите в сторону. Закрыв части названиями, переверните последние, если у вас получилось название темы занятия, – значит, работа выполнена правильно, т.е. общая осведомленность по теме занятия у вас хорошая.
Вариант плана текста:(появляется на интерактивной доске после выступления групп, у обучающихся-в тетради)
Работа по содержанию теста:
1 часть.
Задание группам:
1.Какие вопросы возникают у Вас после прочтения 1 части текста?
(Каждая группа задаёт только один вопрос, указывая, какая из групп будет на него отвечать. Вопросы не должны повторяться. Каждая группа может составить 3 вопроса, но задать только 1)
Примерные вопросы:
1гр.-Кто эта странная женщина, которую все знают, все отвергают, все презирают?
2гр.-Почему по своему родному городу она ходила только ночью?
3гр.-Почему она стала чужой в родном городе?
Модератор: Обратите внимание, что в 1 части-3 группы действующих лиц ..Кто они? (Враги-синий цвет, защитники города-зелёный цвет, МАТЬ- мона Марианна - коричневый цвет)
Сейчас каждая из групп отправит по 1 представителю к интерактивной доске,чтобы он выбрал цвет маркера которым будет работать группа.
После того, как Вы определились с цветом маркера, дайте характеристику каждой группы, использовав приём СИНКВЕЙНА
На интерактивной доске после выступления каждой группы появятся синквейны
ВРАГИ
|
Защитники города
|
МАТЬ-мона МАРИАННА
Черная .немая
|
Жестокие, сильные
|
голодные, уставшие и изнуренные
|
Мелькала, бродила ждала
|
закованные в железо
|
Разговаривают напряженно,
прислушиваются
|
Одиноко шла куда-то,
люди обходили её как труп
|
Убивают людей, разрушают город
|
Угрюмо двигались по городу,
Боялись зажигать огни
|
Чужая среди своих
|
Разрушители и убийцы
|
СЫНЫ РОДИНЫ ,СОЛДАТЫ
|
Воплощение несчастий города
|
|